Репортажность - природное свойство телевидения - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Авторы Учебного Пособия «Курс Радиотелевизионной Журналистик...
Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналистики» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевидение перестает быть самим собой» [6, с. 75].
Максимальное приближение сообщения к «формам самой жизни», к подлинным звукам, краскам, движению объектов, усиление «эффекта присутствия» — все это природная основа телевидения. Но это также и основные жанровые признаки репортажа. И если в печати и на радио они реализуются с помощью знаков на бумаге или звучащих слов, то телевидение, в силу своей природы, наглядно проявляет репортажность — во всех передачах, какими бы жанрами они ни были представлены.
«Репортажность — не просто эффектный прием телевизионной журналистики, в ней реализуется сама природа телевещания, подчеркивая (отражая) документальность факта и достоверность сообщения, вызывая тот самый "эффект участия", который из мнимою переходи I в подлинный» [6, с. 78].
Мы рассматриваем репортажность как имманентное (внутренне присущее), обусловленное природой телевизионного показа и телевизионного восприятия свойство, выражающееся в распространении жанровых признаков репортажа (создание «эффекта присутствия», наглядность, динамичность) на все другие жанры тележурналистики.
Репортажность любой телепередачи образуется трехмерным построением экранного образа:ъ
– изображением, передающим пластический образ происходящего действия;
– словом, рожденным в действии;
– звуковым сопровождением, передающим состояние среды, где происходит действие.
В результате:
– на экране отражается жизнь, «застигнутая врасплох»;
– зрители становятся свидетелями события в момент его свершения;
– возникает «эффект присутствия» как иллюзия непосредственного общения.
Проявлением репортажной природы являются репортажный показ событий и репортажное восприятие происходящего на экране.
Репортажный показ состоит из элементов, фиксирующих предмет изображения, и элементов, характеризующих работу оператора. Это так называемые генеративные элементы, приводящие изначально статичный изобразительный ряд в динамичное состояние. Генеративные элементы пронизывают не только изображение, но и речь, рождаются импровизационно, в ходе съемок, обеспечивают более высокий уровень достоверности показываемого события, его динамичность, наглядность, сиюминутность.
Репортажный показ любой телепередачи обеспечивается и активной ролью работающего в кадре тележурналиста: будучи «лицом» передачи, он одновременно — «глаза и уши» телезрителей. Именно с его помощью аудитория воспринимает и оценивает события, происходящие на экране, именно он обеспечивает «эффект присутствия».
Репортажное восприятие любой передачи телезрителями проявляется:
– в иллюзии непосредственного общения: в информационном сюжете они присутствуют на событии; с комментатором встречаются один на один; будучи свидетелями интервью, расширяют источники информации; вместе с участниками ток-шоу включаются в поиск истины;
– в возможности разоблачения противоречий между поведением и словами участников передачи, в обнажении человеческой сущности (экран делает это великолепно);
– в оценке ситуаций (зритель сопоставляет происходящее на экране с жизненными реалиями);
– в воздействии обстановки, где происходит действие;
– в возможности дать эмоциональную и логическую оценку происходящему.
«Телевидение от природы наделено волшебным даром убеждения в достоверности того, что преподносит зрителю. Читатель вынужден в своем воображении выстраивать образы и ситуации, описываемые в словах. А тут, на экране, все готовенькое. Читатель активен. Зритель пассивен. А посему его проще убедить. И, как оказалось, переубедить» (Р. Борецкий).
Репортажность, обеспечивающая достоверность и точность в показе актуальных событий, Может быть использована и как прием манипулирования общественным сознанием.
«В экранной документалистике оказываются нерасторжимо связанными три элемента — возможность фиксации протекающей перед камерами реальности, субъективность авторского подхода и, наконец, как результат их взаимодействия, предлагаемый в кадре образ этой реальности... Можно сказать, что на экране реальная жизнь навечно обречена пребывать в законченном состоянии. Разумеется, выбор таких «цитат» зависит от самого документалиста, и уже в силу этого мы вынуждены видеть реальность как бы глазами того, в чьих руках находится камера» [32, с. 15, 11].
Охлотелесуггестия (охлос — толпа, теле — телевидение, суггестия — внушение) — орудие внушения — используется, когда желаемое надо выдать за действительное. Парадокс, но именно правда выступает в этом случае как основа лжи. Для этого используются:
– средства манипулирования:
- подбор видеоряда,
- тенденциозный комментарий,
- искажение или подтасовка фактов,
- акцентирование или умолчание в сообщениях о важных событиях;
– технические возможности манипулирования:
- время выхода передачи в эфир,
- место передачи в программе,
- хронометраж программы,
- возможности видеомонтажа.
Целенаправленное психологическое воздействие на аудиторию с помощью телевидения используется для побуждения зрителей к принятию каких-либо решений или к совершению определенных действий.
ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Репортажность - природное свойство телевидения
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Тележурналистика как творчество
Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «человек — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх
Слагаемые профессиональной культуры
Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р
Методологическая культура
Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепередаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо
Методика создания телевизионной образности
В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналистики, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум
Методы эфирной презентации телевизионных программ
Физическая природа телевидения как средства создания и передачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся:
– вездесущность (
Журналист - автор сценария
Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц
Состав съемочной группы
Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, режиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит
Этапы создания телепередачи
Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы работы своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх
Особенности коллективного творческого труда
Главной особенностью телевизионной журналистики, принципиальным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо
Профессиональная ответственность
В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанности его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен
Определение жанра. Жанроформирующие элементы
Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн
Телевизионная программа как единица телевещания
Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн
Выступление в кадре
Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче
Телевизионный комментарий
Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.
Жанроформирующие элементы: Предмет автор
На телеэкране - эссе
Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени
Телевизионное интервью
Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,
Ток-шоу - новый телевизионный жанр
Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся тематической, стилевой стройностью, зрелищностью.
Беседа на телеэкране
Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения.
Жанроформирующие элементы:
Дискуссия
Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины.
Жа
Пресс-конференция
Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.
Жанроформиру
Видеосюжет как основа новостной программы
Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности.
Жанр
Телевизионный репортаж
Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист.
Жанроформирующие элементы:
Предмет
Телевизионный отчет
Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно значимого события.
Жанроформирующие элементы:
Предмет — событие официальное, значительного социального, н
Телевизионное обозрение
Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов
Журналистское расследование
Журналистское расследование — жанр проблемной телепублицистики, основным и конкретным назначением которого является выявление существенных причинно-следственных связей отдельно вз
Телевизионный очерк
Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии
Сатира и юмор на экране
Понятие «сатира» имеет два основных определения — это:
– способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор
Памфлет
Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оператив
Суть телевизионного редактирования
Телевизионная практика выработала общую методику редактирования — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност
Редактирование информационных программ
Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью:
– распределяет задания по сбору оперативного материала;
– отбирает готовые
Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног
Телерепортаж в упражнениях и тренингах
Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты должны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов