Методологическая культура - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Все Элементы Профессиональной Культуры Проявляются В Телепер...
Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепередаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологической культуры как главного показателя профессионального уровня создателей телепередач.
По мнению Е. П. Прохорова, метод можно определить как такую совокупность знаний (общих и специально-журналистских), использование которых в качестве способов творческой деятельности приводит к созданию произведения в единстве содержания и формы. По определению М. Н. Кима, термином «метод» обозначаются те творческие принципы, на основе которых, с одной стороны, осваивается содержание реальной действительности, а с другой — созидается содержательная целостность журналистского произведения.
Методика — совокупность методов целесообразного выполнения какой-либо работы.
Методология — это учение о сущности, системе и способах применения методов, обеспечивающих полноту и правильность решения задач, поставленных наукой, это и применение системы логических приемов и специальных методов исследования явлений журналистики.
Методология включает в себя:
– общую методологию познания, вырабатывающую мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения для всех наук;
– методы научного познания, которые делятся на:
а) методы изучения (система приемов познания объектов действительности, помогающая увидеть сущностные черты явления, раскрыть его природу, закономерности функционирования и развития, связи с другими явлениями),
б) методы изложения (система презентации аудитории тех сведений, данных, которые получены в ходе изучения);
– методологические основы научной творчески-познавательной деятельности (включаясь в познавательную деятельность, журналист должен четко представлять, какими средствами и приемами можно достичь поставленной цели);
– методологические принципы изложения (творчество журналиста осуществляется в соответствии с законами социальной практики).
Составляющие методологической культуры:
– общая методология познания социальных явлений (обладая знаниями об обществе и владея соответствующими методиками, журналист умеет их применять);
– общая журналистская методология (представление о журналистике как о социальном явлении, ее функциях, принципах, законах массово-информационной деятельности);
– конкретные методы получения информации, определение способов ее интерпретации и распространения.
В. М. Горохов выделил пять уровней, характеризующих степень обобщенности методов познания:
1) философский (диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология задает общее направление исследования, ориентирует на общий результат и выработку генеральной стратегии);
2) общенаучные методы познания, используемые в журналистике в соответствии с социальными функциями; это логические методы и приемы познания: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и сравнение;
3) специальные научные методы, применяемые в журналистике (социологический опрос, психологическое наблюдение, экономический анализ и др.);
4) междисциплинарные методы (синтез научных методов и способов художественного отображения действительности);
5) творческие приемы, адекватные конкретным особенностям проблемной ситуации, замыслу произведения и запросам целевой аудитории (вырабатываются, как правило, на индивидуальном уровне).
«Формирование методов деятельности журналиста в творческом акте определяется следующими факторами:
– стадийность творческого процесса;
– комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;
– характер источников информации (структура информационной среды);
– законы познания, иконы восприятия и переработки информации;
– законы общения.
Это обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесенность их с определенной стадией творческого акта — во-вторых» |27, с. 421.
ЧАСТЬ I ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ... Глава Методологическая культура важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Методологическая культура
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Тележурналистика как творчество
Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «человек — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх
Слагаемые профессиональной культуры
Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р
Методика создания телевизионной образности
В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналистики, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум
Методы эфирной презентации телевизионных программ
Физическая природа телевидения как средства создания и передачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся:
– вездесущность (
Журналист - автор сценария
Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц
Состав съемочной группы
Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, режиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит
Этапы создания телепередачи
Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы работы своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх
Особенности коллективного творческого труда
Главной особенностью телевизионной журналистики, принципиальным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо
Профессиональная ответственность
В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанности его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен
Определение жанра. Жанроформирующие элементы
Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн
Репортажность - природное свойство телевидения
Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналистики» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид
Телевизионная программа как единица телевещания
Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн
Выступление в кадре
Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче
Телевизионный комментарий
Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.
Жанроформирующие элементы: Предмет автор
На телеэкране - эссе
Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени
Телевизионное интервью
Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,
Ток-шоу - новый телевизионный жанр
Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся тематической, стилевой стройностью, зрелищностью.
Беседа на телеэкране
Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения.
Жанроформирующие элементы:
Дискуссия
Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины.
Жа
Пресс-конференция
Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.
Жанроформиру
Видеосюжет как основа новостной программы
Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности.
Жанр
Телевизионный репортаж
Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист.
Жанроформирующие элементы:
Предмет
Телевизионный отчет
Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно значимого события.
Жанроформирующие элементы:
Предмет — событие официальное, значительного социального, н
Телевизионное обозрение
Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере челов
Журналистское расследование
Журналистское расследование — жанр проблемной телепублицистики, основным и конкретным назначением которого является выявление существенных причинно-следственных связей отдельно вз
Телевизионный очерк
Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии
Сатира и юмор на экране
Понятие «сатира» имеет два основных определения — это:
– способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор
Памфлет
Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оператив
Суть телевизионного редактирования
Телевизионная практика выработала общую методику редактирования — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност
Редактирование информационных программ
Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью:
– распределяет задания по сбору оперативного материала;
– отбирает готовые
Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног
Телерепортаж в упражнениях и тренингах
Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты должны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов