Телевизионное обозрение - раздел Журналистика и СМИ, ЧАСТЬ I. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Обозрение Представляет Собой Жанр Журналистики, Фиксирующий А...
Обозрение представляет собой жанр журналистики, фиксирующий актуальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период времени или в определенной сфере человеческой деятельности.
Жанроформирующие элементы:
Предмет — общие вопросы политики, экономики, социальные явления, вопросы образа жизни, межчеловеческих отношений и многое другое.
Авторская задача — отыскание причинно-следственных связей между одновременно происходящими событиями или событиями в какой-то одной сфере деятельности, выявление их значения и тенденций развития.
Метод обозрения — панорама; заключается в том, чтобы, идя от явления к сущности, обозреватель привел аудиторию к определенной идее; изобразительные средства, с помощью которых на экране решаются столь сложные задачи, весьма разнообразны (оперативные съемки, оригинальные кадры, иконографический и архивный материалы).
Телевизионное обозрение — авторская передача о событиях, объединенных единством времени (за месяц, за неделю), пространства (в стране, в области, в мире) или единством темы во времени и пространстве.
«Потребность быть в курсе общезначимых проблем, стремление общества познать себя, осмыслить и оценить пути своего развития — социального, политического, нравственного — в современной российской действительности не только не теряют своей злободневности, но обретают особую остроту и значимость... Необходимость своевременного и всестороннего осмысления связанных с этим вопросов требует не только, а возможно, и не столько оперативного информационного отражения событий и фактов современной действительности, сколько скрупулезного и вдумчивого их анализа»[6, с.142|.
Обозрение — именно такой жанр, с помощью которого осуществляется исследование.
Определяющие признаки жанра:
– строгая фактологичность (факты отбираются и группируются в соответствии с авторской задачей);
– изложение не единичных фактов, а их совокупности, существующих между ними связей;
– широта исследуемого материала;
– единство наглядного освещения событий и глубокого проникновения мысли обозревателя в суть происходящего;
– универсальность жанра:
- по предмету и назначению обозрения могут быть общими и тематическими,
- по структуре — комплексными; проблема организует материал — разные факты позволяют обозревателю пользоваться любыми формами отражения действительности, которые свойственны разным жанрам, поэтому обозрения включают в свои жанровые рамки видеосюжеты, репортажи, интервью, комментарии («жанр в жанре»),
- факт в обозрении выступает представителем закономерности, поэтому обозреватель ищет характерные факты.
Элементы содержания обозрения:
сами наглядные факты;
– видеоряд включает не только оперативные съемки, но и архивные материалы, документальные кадры, фото- и киноматериалы;
– авторская концепция, возникающая в ходе отбора и группировки видеоматериалов;
– непосредственный авторский комментарий к видеоматериалам (характеристики, анализ, выводы),
- принцип панорамы как типообразующий признак жанра.
Элементы формы телеобозрений:
– классификация по жанрам (информационные, аналитические, художественно-публицистические);
– классификация по содержанию: общие и тематические (общие рассматривают разные события определенного отрезка времени, тематические ограничены сферой конкретной проблематики: политические, экономические, литературные, театральные, музыкальные, спортивные, кинообозрения);
– классификация по объему передачи (от статистической сводки до портретной галереи).
Задача обозревателя:
– возбуждать интерес телезрителей к событиям и процессам в общественной жизни;
– обнаруживать в явлениях их сущность, взаимосвязи, показывать противоречия;
– осмысливать и прогнозировать ход общественного развития;
– отстаивать передовые точки зрения и способствовать выработке «собственной стратегии» телезрителей;
– способствовать практическому решению проблем общества.
Для успешного решения этих задач тележурналист, мыслящий, беседующий, способный не только обнародовать, но и проанализировать и откомментировать события, умеющий общаться с многомиллионной аудиторией, должен обладать:
– социальной зоркостью;
– богатым жизненным опытом;
– способностью просто говорить о сложном;
– умением быть выше личных политических пристрастий;
– «чувством камеры» — умением общаться с невидимой аудиторией;
– глубокими знаниями о процессах, происходящих в той сфере, о которой идет речь в передаче.
Журналист-аналитик «должен обладать умением видеть факты в их взаимосвязи, находить причины, оценивать значение, перспективы развития тех или иных событий, предвидеть возможные последствия. Он мыслитель, исследователь, способный в мозаике фактов усмотреть тенденцию, в цепочке событий обнаружить общественное явление» [6, с. 142].
Обстоятельства, осложняющие работу обозревателя:
– излишняя политизированность телевизионного эфира;
– деформированная шкала моральных ценностей;
– политическая реклама;
– наличие коммерческой цензуры;
– широкое распространение методов манипулирования общественным сознанием;
– снижение уровня ответственности создателей телепередач за соблюдение этических норм тележурналистики.
Методические рекомендации по подготовке телеобозрения
Журналист-обозреватель — не вершитель человеческих судеб, он посредник между обществом, государством и гражданином. В своей авторской программе он должен:
– при подготовке видеоматериалов, их интерпретации и оценке исходить из коренных интересов народа, не допускать манипуляционного воздействия на общественное сознание;
– обеспечивать плюрализм мнений при оценке тех или иных фактов;
– быть беспристрастным и корректным при комментировании видеоряда, анализ и аргументацию не подменять страстностью личных убеждений;
– реализовывать идею содержательности и зрелищности обозрения;
– четко определять свое место в программе, чтобы не стать ни инструментом политического манипулирования, ни средством реализации односторонних интересов;
– не забывать о самоцензуре, не переступать этические границы.
Все темы данного раздела:
Тележурналистика как творчество
Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «человек — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, вх
Слагаемые профессиональной культуры
Телевизионная журналистика, как и журналистика в целом, явление весьма специфическое. С одной стороны, это творческая профессия по сбору, обработке, интерпретации и периодическому р
Методологическая культура
Все элементы профессиональной культуры проявляются в телепередаче только с помощью приемов, способов, методов, знание которых и умелое использование составляют суть методологическо
Методы отображения действительности на рационально-познавательном уровне
Исследовательская деятельность журналиста основана на взаимодействии научных, эмпирических и художественных способов освоения мира. Именно во взаимодействии рационально-познавател
Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном уровне
Не все творческие задачи решаются с помощью логического анализа. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко исп
Методика создания телевизионной образности
В тележурналистике отчетливо проявляются черты и журналистики, и искусства. Каждая передача — это отражение реальной жизни, воспроизведенное языком экрана. Владение этим языком, ум
Методы эфирной презентации телевизионных программ
Физическая природа телевидения как средства создания и передачи аудиовизуального сообщения характеризуется специфическими особенностями. К ним относятся:
– вездесущность (
Журналист - автор сценария
Любая телевизионная передача — большой телеочерк или маленький видеосюжет — всегда начинается с тележурналиста. Поиск интересной злободневной темы, вынашивание замысла, написание сц
Состав съемочной группы
Чтобы телевизионная передача вышла в эфир, мало усилий одного только журналиста: надо обеспечить активную работу редактора, режиссера, оператора, монтажера, звукорежиссера, осветит
Этапы создания телепередачи
Коллективный труд только тогда приводит к успеху, когда каждый из участников создания передачи понимает суть задачи и методы работы своих коллег, когда в ходе сотрудничества происх
Особенности коллективного творческого труда
Главной особенностью телевизионной журналистики, принципиальным ее отличием от печатных видов СМИ является коллективный характер труда. Каждая телепередача — результат усилий съемо
Профессиональная ответственность
В любом коллективе, в том числе и творческом, права и обязанности его членов регламентируются различными нормами деятельности. Нормы — это основной механизм координации, упорядочен
Определение жанра. Жанроформирующие элементы
Определение жанра в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению М. Н. Кима, журналистские жанры — это «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательн
Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров
Непременное условие профессиональной квалификации журналиста — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует.
По определению профессора Б. Я. Мисонжн
Репортажность - природное свойство телевидения
Авторы учебного пособия «Курс радиотелевизионной журналистики» называют репортажность вещания «той определяющей основой, той самой главной отличительной чертой, без которой телевид
Телевизионная программа как единица телевещания
Термин «программа» — синоним слова «пере мча» — обозначает единицу вещания, законченное прои течение тележурналистики, обо-шаченное отдельной строкой в печатной программе (второе зн
Выступление в кадре
Любое обращение человека к массовой аудитории с телеэкрана, когда сам этот человек является основным (чаще всего единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Практиче
Телевизионный комментарий
Комментарий — одна из форм аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.
Жанроформирующие элементы: Предмет автор
На телеэкране - эссе
Эссе — жанр философской, эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложени
Телевизионное интервью
Телевизионное интервью — «это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов,
Ток-шоу - новый телевизионный жанр
Ток-шоу — это разговорная программа известного телеведущего с участием приглашенных в студию экспертов, характеризующаяся тематической, стилевой стройностью, зрелищностью.
Беседа на телеэкране
Беседа — это специфический телевизионный жанр аналитической публицистики, представляющий собой диалогическую форму сообщения.
Жанроформирующие элементы:
Дискуссия
Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины.
Жа
Теледебаты
Теледебаты — публичные, оперативные, дискуссионные контактные передачи.
Жанроформирующие элементы:
Предмет отображения — дискуссионная встреча дв
Пресс-конференция
Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам.
Жанроформиру
Видеосюжет как основа новостной программы
Видеосюжет— информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности.
Жанр
Телевизионный репортаж
Репортаж — жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является журналист.
Жанроформирующие элементы:
Предмет
Телевизионный отчет
Отчет — достаточно полное и точное освещение общественно значимого события.
Жанроформирующие элементы:
Предмет — событие официальное, значительного социального, н
Журналистское расследование
Журналистское расследование — жанр проблемной телепублицистики, основным и конкретным назначением которого является выявление существенных причинно-следственных связей отдельно вз
Телевизионный очерк
Очерк — телевизионное документально-сюжетное произведение, развивающееся в соответствии с литературным сценарием, предусматривающим композиционное построение на основе драматургии
Сатира и юмор на экране
Понятие «сатира» имеет два основных определения — это:
– способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автор
Фельетон
Фельетон — сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую сущность отрицательных фактов и явлений действительности.
Жанроформирующие элементы:
Памфлет
Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оператив
Суть телевизионного редактирования
Телевизионная практика выработала общую методику редактирования — систему наиболее распространенных и рациональных приемов и способов, используемых в определенной последовательност
Редактирование информационных программ
Редактор в информационных программах обладает наибольшими правами и самостоятельностью:
– распределяет задания по сбору оперативного материала;
– отбирает готовые
Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ как учебно-производственная площадка для подготовки профессиональных кадров телевидения
Телерадиокомпания ЮУрГУ-ТВ Южно-Уральского государственного университета в Челябинске получила свидетельство средства массовой информации и лицензию на право телевизионного вещания
Рекомендации по созданию региональной информационно-аналитической телевизионной программы
Проект программы был создан в 2004 г. Она вошла в сетку вещания телерадиокомпании «Южный Урал».
Региональная информационно-аналитическая программа — это специфический инф
Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста
Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух людей не просто для обмена сведениями, а с целью создания нового информационного продукта — актуального, общественно значимого, предназначенног
Телерепортаж в упражнениях и тренингах
Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты должны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу ново
Новости и инфо для студентов