рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Математика и методы схоластики

Математика и методы схоластики - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ   В Характере Математического Строя Мышления И В Принципах Схол...

 

В характере математического строя мышления и в принципах схоластических рассуждений есть немало общих черт. Мы уже отмечали ранее их тематические точки касаний. Здесь хотелось бы остановиться подробнее на самих методах работы схоластов, чтобы рельефнее оттенить особенности деятельности математиков: специфику их общения с реальностью, способы доказательства, пути обоснования истины.

Религиозная схоластика как разновидность философского мышления сформировалась в Средние века в западноевропейских центрах культуры. Она возникла в лоне теологических исканий и представляет соединение догматических религиозных предпосылок с рационалистическими приемами мыслительной деятельности. Лидеры схоластики ставят целью доказать догматы церковных учений средствами формально-логического аппарата. Этим и предопределяется метод исследования, используемый схоластами, проявляются особенности религиозной схоластики как способа изучения объекта, очень даже напоминающие, порой даже близкие математическому подходу к своему предмету.

Основным и единственным инструментарием схоластических исканий выступают операции чистой мысли, реализуемые в сфере спекулятивных тем, не обремененных связью с вещественным миром, когда материал для рассуждений поставляет не эмпирическая действительность, а тексты святых писаний и авторитеты теологических и философских учений (особенно Платона и Аристотеля).

Важно подчеркнуть, что ориентация на спекулятивные, формально-логические приемы доказательства проистекает не из недостатка эмпирических аргументов, хотя это обстоятельство имело место и также обусловливало характер схоластического подхода. Главное – сама установка отцов схоластики на отказ от внешних мысли аргументов, могущих скомпрометировать сам ход рассуждений, замутить чистоту доказательства.

Примечателен разговор, состоявшийся во дворе одного средневекового монастыря. Спорили два схоласта, как обычно напористо, во всеоружии ученых средств: есть ли у крота глаза? Их диспут услышал садовник, который предложил: «Зачем же спорить, господа? Вы лишь прикажите, и я мигом доставлю вам крота. Вы и уви-


 

дите, есть ли у него глаза». На эту инициативу схоласты ответили единодушным отказом, заявив: «Нет, мы спорим в принципе».

Более того. Схоластическая установка такова, что если даже эмпирический факт вторгается в ткань мыслительных действий, противореча устоявшемуся учению, следует отказаться не от учения, а от факта. Г. Галилей в «Диалоге о двух главнейших системах мира» воспроизводит один эпизод, хорошо раскрывающий схоластическую методологию. Анатом наглядно доказал схоласту, что нервы сходятся в мозгу, а не в сердце, как то написано у Аристотеля. Тем не менее схоласт возразил: «Вы мне показали все так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного – а там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце, – то необходимо было бы признать это истиной»1.

Ввиду отмеченных особенностей схоластика обычно и оценивается как занятие, оторванное от текущих нужд науки и жизненной практики, уходящее ввысь малопродуктивных дел. Потому сам термин «схоластика» воспринимается нередко как синоним пустого времяпровождения, крайне далекого от запросов науки. Особенно резкими являются оценки, раздаваемые философами-материалистами, сторонниками атеистического направления. К примеру в «Философском энциклопедическом словаре», изданном в нашей стране в 1983 г., подчеркивается: «Утверждая догматическую сумму представлений, схоластика не способствовала развитию естественных наук». И далее: «Гуманисты Возрождения и особенно философы Просвещения в борьбе со средневековыми традициями выступили против схоластики, подчеркивая все мертвое в ней и превратив само слово «схоластика» в бранную кличку бесплодного и бессодержательного умствования, пустой словесной игры» 2.

Конечно, подобные упреки не лишены, как мы видели, оснований. Вместе с тем, хотелось бы оттенить и другое – указать на позитивную роль схоластики именно как особого приема исследования, вписав ее установки и рекомендации в традиции научной методологии, сыгравшей свою роль в эволюции познания и особенно в развитии методов математического доказательства.

Схоластика в качестве совокупности формально-логических операций мысли лежит в русле исследований, сознательно укло-

__________________

1 Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой. М.; Л., 1948. С. 92.

2 Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983. С. 667.


 

няющихся от манипуляций с веществом и энергией, от эксперимента, опыта, наблюдений. Это логика и математика.

Принцип дихотомии науки выносит названные дисциплины в разряд формального знания. Напомним. В отличие от фактуального знания (естественные науки, науки об обществе и т.п.), несущего информацию о мире и поддающегося проверке на истинность (как соответствия утверждений тому, о чем они говорят), предложения математики и логики истинны в себе, в силу определенной структуры их высказываний. Они истинны не потому, что в момент написания или произнесения характеризуют некое положение дел во внешнем мире, а в силу согласованности компонентов знаковой формы друг с другом, скажем, тождества левой части математического равенства его правой части.

Особенность математики высказывать истины вне их отношения к конкретной реальности, но истины вообще и дала основание А. Эйнштейну в шутку заметить: математик не знает, о чем он говорит и истинно ли то, что он говорит. Иначе сказать, здесь имеется в виду истинность не в фактуальном, естественно-научном смысле, а истины математические, опирающиеся на иные постулаты, связанные с выявлением абстрактных структур, отличающихся внутренней непротиворечивостью сочетания их элементов. Учитывая это, математику и можно назвать, как замечает Б. Рассел, наукой, провозглашающей «веру в вечную и точную истину, а также в сверхчувственный интеллигибельный мир»1.

Однако вопрос не просто в том, что математика, соответственно и схоластика, сопряжены с особым видом истины и работают в области замкнутого на себе самом содержании, вне обращения к внешней реальности. Дело в том, что подобное обращение не служит на пользу той и другой дисциплинам, оно мешает им в творческом поиске. Это дает о себе знать, в частности, при аксиоматических построениях, когда совершается прорыв к новым математическим реальностям, к новым концепциям пространства, числовых множеств.

В самом деле, поскольку исходные объекты берутся чисто умозрительно, а связывающие их аксиомы принимаются без ссылок на эмпирию, поступление какой-либо внешней информации невольно ориентировало бы исследователя на учет этого внешнего содержа-

__________________

1 Рассел Б. История западной философии. М: Иностр. лит., 1959. С. 56.


 

ния, очерченного кругом чувственных данных, что,., безусловно, искажает чистоту мысли.

Достаточно вспомнить предупреждение Д. Гильберта о том, что, вводя в аксиоматику геометрии Эвклида основные понятия «точка», «прямая», «плоскость» и называя их просто «вещи», мы не только ничего не знаем об их свойствах, но и не должны этого знать. Напомним и о попытках соотнести положения неэвклидовой геометрии с реальностью, которые привели К. Гаусса и Н. Лобачевского к выводу о том, что при построении треугольников в масштабах гигантских, выходящих за грань повседневного опыта пространств, отступлений от эвклидовой геометрии не наблюдается. Говоря другими словами, если бы они «прислушались» к голосу разума, опирающегося на эмпирию, он внушил бы, что им не следует развивать никаких иных концепций пространства, кроме учения Эвклида. В том и суть, что оба исследователя игнорировали наблюдательные данные и встали на путь спекулятивных размышлений об окружающем мире. Иначе сказать, мы видим действия, аналогичные тем, что присущи работе схоласта (естественно, учитывая различия в природе самого материала спекулятивных пристрастий).

Итак, нами проводится аналогия в методах, лишь в методах. Но мы и ставили целью настоящего раздела рассмотрение методологического среза религиозной схоластики. Вместе с тем обнаруживается, что и на пути собственно схоластических занятий были получены интересные результаты.

Прежде всего, это касается самой логики. Схоласты не только сохранили античную логическую традицию, но решительно расширили ее область, проложив линии к поздним исследованиям, в частности (через Лейбница) к современной математической логике.

Идеи схоластов оказали влияние на многих ученых-математиков вплоть до начала нашего века (И. Ньютон, И. Кеплер, Г. Кантор и др.). Порой оказывалось, что схоласты и математики бились над одними и теми же проблемами, только что подходили к ним с разных сторон. Например, в решении проблемы бесконечности, вмещаемой в конечных интервалах времени (сотворение Богом бесконечного мира в течение шести дней – у схоластов) и пространства (бесконечность точек на отрезке прямой – в исследованиях математиков).

Стоит особо отметить творчество И. Кеплера, который, будучи по образованию теологом, не только был хорошо знаком с трудами схоластов, но и плодотворно использовал их идеи и методы. Его представления об устройстве планетной системы формировались


 

под влиянием аналогии с концепцией триединства. Божия. Солнце олицетворяло у него Бога Отца, на периферии поверхности сферы, там, где располагаются планеты, разлит Бог Сын, а Бог Дух Святой соответствует лучам, идущим от центра к периферии.

Кеплер использует и другую аналогию. Бог Отец, воплощая Солнце, представляет физический центр, поскольку стягивает планеты в единую систему, математический центр, ибо позволяет точно описывать движение планет, и теологический центр, так как являет собой гармонию мировых сил.

Методы схоластической философии находят разработку и в наши дни, при этом в сочинениях не только теологов. Сошлемся на статью С. Дерюгина и А. Наумова, применивших метод схоластики в решении основного вопроса философии1. Но особенно примечательно обращение к идеям схоластов ученых, работающих в области точного знания, как это имело место в исследованиях известного отечественного специалиста в области ракетных двигателей Б. Раушенбаха, издавшего также ряд книг по проблемам искусства архитектуры.

Речь идет об использовании математики для, доказательства того, что некоторые идеи религиозной схоластики несут глубокий смысл, заслуживая серьезного внимания. В частности, тот же, не раз затрагиваемый нами догмат о триединстве Божия.

Неоднозначно понимаемый даже среди самих теологов, догмат тем более вызывает, мягко говоря, недоумение со стороны ученого и неученого сообщества. Кажется странным тезис о том, что Бог, хотя и один, но существует в трех лицах. Обращаясь к этому догмату, Б. Раушенбах показывает, что подобное утверждение о триединстве – не парадокс, не абсурд, а вполне допустимая мысленная конструкция, которая оправданна наличием в объективном мире соответствующих моделей2.

Примером подобной логико-математической модели может служить, по убеждению Раушенбаха, вектор в трехмерной системе ортогональных (то есть равноправных с сохранением единицы измерения) координат. На этой модели выполняются все основные свойства триединства Божия: триединство, единосущность, нераздельность и неслиянность.

__________________

1 См.: Дерюгин СВ., Наумов А.Н. Основной вопрос философии: Вариант решения // Философские науки. 1991. № 1.

2 Раушенбах Б.В. О логике триединства // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 91-102.


 

Действительно, все три составляющих вектора являют нераздельность, которая характерна и для божественной троицы, где действия каждого из трех лиц (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) исходит не от какого-либо одного представителя, а есть волеизъявление одновременно всех трех. Равно и в случае вектора, где составляющие вектора связаны с ним абсолютно, поскольку выступают его проекциями. Неслиянность троицы предполагает наличие у каждого из трех особых функций, отличных от функций других. Потому и разные к ним обращения верующих в молитвах: Господи ( к Богу Отцу), Владыка (к Богу Сыну) и Святый (к Богу Духу Святому). Равно и разные к ним просьбы. Неслиянность вектора выявляется в том, что если тело движется, скажем, по оси х, то оно не может в то же самое время перемещаться по оспу или z-

Раушенбах приходит к выводу, что божественная троица изоморфна вектору в трехмерном пространстве, который представляет ее непротиворечивую интерпретацию на логико-математической модели.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... А К Сухотин...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Математика и методы схоластики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение философии. Разброс значений
  Существует масса определений философии: от попыток, отлучающих ее от корпуса наук, до признания философии наукой наук. Распространено убеждение (и не только по причине пред

Функции философии в их отношении к математике
  Обычно выделяют два функциональных назначения философии – мировоззренческое и методологическое. Под мировоззрением понимается взгляд на мир и определение места человека в мире.

Философия в математике. Констатации и оценки
  Тезис о взаимных влияниях математики и философии хотелось бы подкрепить высказываниями самих ученых. Еще Платон считал математику необходимым введением в философию. Недаром

Математический объект как абстракция от абстракции
  Нередко особенность математического знания видят в том, что оно оперирует понятиями высокой степени абстрактности, благодаря чему его объекты носят очень общий характер, выражая сам

Математика – наука об отношениях
  Лишая свои объекты каких-либо вещественных характеристик, абстрагируясь от любых материальных, природных свойств, математика все же что-то им оставляет, иначе она не могла бы соотно

Проблема свободы математического творчества
  Определив математику как науку об отношениях, немедленно сталкиваемся с вопросом, а чем или, может быть, кем задаются отношения? В естествознании отношения, то есть законы

Знак и значение
  Специфика математики, ее объектов остро задевает вопрос о математических знаках. Что они обозначают, что за ними скрывается? Мы выходим к общей проблеме – знак и значение, как они п

Проблема существования математического объекта
  Этот вопрос закономерен в силу специфики математики, не являющейся описанием вещей. Венгерский математик А. Реньи ставит проблему так. Врач изучает болезни, астроном – звезды и т.п.

Концепция языковых каркасов Карнапа и два языка математики
  Любая научная теория оперирует, как уже отмечалось, не непосредственно объектами природы, а их концептуальными отображениями в понятиях. Последние находятся поэтому в двойном подчин

Математика и объективный мир. Пифагорейский синдром
  Выключение философского аспекта при решении собственно математических проблем не означает отказа вообще обсуждать философские темы математики, ее языка. Надо только не привносить од

Принцип дихотомии знания
  Научное знание разбивают по способу установления истины на два взаимоисключающих класса – по принципу дихотомического деления (от греч. dicha и tome – сечение на две части), когда о

Математика как язык науки
  Представляя собой тип формального знания, математика занимает особое место в отношении наук фактуального профиля. Она оказывается хорошо приспособленной для количественной обработки

Математическая методология
  Место математики в системе наук определяется также тем, что она' играет для других дисциплин и роль методологии. И не только в отношении естествознания, но и для наук социального, г

Математика – источник представлений и концепций в естествознании
  Еще одно методологическое назначение математики состоит в том, что она вырабатывает для остальной науки, прежде всего для естествознания, структуры мысли, формулы, на основе которых

Понятие обоснования математики
  Под обоснованием математики понимают демонстрацию возможности существования объектов ее теории и возможной истинности предложений об этих объектах. Иначе говоря, это вопрос о соотно

Программа логицизма
  Лидеры логицизма (Г. Фреге, Б. Рассел и др.) видели основания математики в логике. Вообще, возможны четыре типа соотношения математики и логики: 1) математика – часть логики; 2) лог

Этап арифметизации.
По существу, он был завершен до появления программы логицизма, однако, как выяснилось позднее, работал на нее. В известной мере это относится и к этапу аксиоматизации арифметики, хотя проводивший в

Второй этап – аксиоматизация арифметики.
Далее встает задача представить в минимуме понятий сам натуральный ряд, то есть вывести (указав правила перехода) из исходных, простейших элементов всю совокупность целых чисел. Аксиоматизацию начи

Причина неудач
  Выполнение замысла логистов близилось к концу: оставалось лишь выровнять шероховатости, чем и занялся Г. Фреге, который, как пишут авторы известной книги «Основания теории множеств»

Философская оценка
  В реализации логицистской программы ее творцы то и дело выходили на философию, без привлечения которой процедура сведения математики к логике выглядела незавершенной и сами логическ

Критика интуиционистами основ логицизма и проблема бесконечности
  Новая ориентация в обоснованиях, впервые заявившая о себе в 1907 г., представляла реакцию на попытки придать математике чисто логическое истолкование. Интуиционисты (Я. Брауэр, Г. В

Интуитивистская альтернатива
  Все беды обоснования интуиционизм видит не собственно в логике (в несовершенстве ее аппарата), а в самой математике и именно в неточном использовании ее понятий, прежде всего – поня

Ограниченность интуиционизма
  Логико-математические идеи интуиционистов тесно переплетены с известными философскими установками, которые выдают их во многом односторонне-субъективное происхождение. Поск

Конструктивная ветвь
  Попытки спасти интуиционистские идеи и начинания, развить далее оригинальные и продуктивные мысли предприняли сторонники конструктивного течения. Продолжая традицию интуиционистског

Программное заявление
  Кризисные явления в математике, заставившие обратиться к ее обоснованиям, и трудности, вставшие перед логицистами, породили наряду с интуиционизмом еще одно течение – формализм. Пер

Концепция абсолютного доказательства и метод формализованной аксиоматики
  Чтобы доказать непротиворечивость, Гильберт использует метод так называемого абсолютного доказательства, который находит реализацию в идее формализованной аксиоматики. Вооб

Результаты Геделя
  В 1931 г. 25-летний австрийский математик Венского университета Курт Гедель (позднее, после аншлюса, эмигрировавший в США) доказал теоремы, из которых следовало, что программа Гильб

Это предложение недоказуемо.
Допустим, что данное предложение ложно. То есть неверно, что оно недоказуемо. Следовательно, оно доказуемо. Притом оно истинно, поскольку, допустив, что оно ложно, мы получим противоречие. Но от эт

Итоги исканий
  Анализ рассмотренных основных направлений философского обоснования математики показывает, что ни одно из них не принесло удовлетворяющего решения. Вместе с тем каждое, внося что-то

Новые подходы
  Были отмечены результаты, полученные ведущими течениями в области обоснований математики. Но это, так сказать, содержательный аспект исканий. Вместе с ним наметилось и другое.

Обоснование в свете эволюции математики
  Обзор классических, если можно так сказать, направлений (логицизм, интуиционизм и конструктивизм, формалистское течение) и современных подходов (аксиоматический и теоретико-категори

Истина в формализованных языках
  Современные подходы к проблеме истины наряду с традиционной гносеологической истиной (соответствие объекту вне нас) выделяют также онтологическую (истина бытия, то есть его изначаль

Критерий выводимости и понятие корректности
  Являясь совокупностью формализованных языков, математика представляет собой область, в которой реализуется разработанное А. Тарским понятие истины. Напомним, что это так называемый

Математическое доказательство
  Теория доказательства разработана в логике и включает три структурных компонента: тезис (то, что предполагается доказать), аргументы (совокупность фактов, общепринятых понятий, зако

Принципы построения дедуктивных теорий
  Дедуктивный путь рассуждения как выведение отличается от индуктивного как наведения (от лат. inductio) рядом особенностей. Дедуктивный вывод является принудительным, его пр

Критерии «внешнего» оправдания
  Как и любая наука, математика руководствуется определенными критериями принятия оперируемыми высказываниями в качестве истинных. Необходимо говорить о внутренних и внешних оправдани

Вторичные показатели истины
  В силу особой природы математики, где эмпирические критерии истины не участвуют в поиске, их оправдательная функция реализуется, как мы пытались это осветить в последнем параграфе п

Критерии «внутреннего совершенства». Эвристика
  Далее мы хотели бы рассмотреть эвристические возможности вторичных показателей истины. Эвристика (от греч. «эврика» – Я нашел) – наука о вспомогательных, дополнительных к основным (

Quot;x(Sx®Px) ® (Px®Sx).
Однако, как нами уже отмечено, подобное умозаключение некорректно. Проиллюстрируем это более прозрачным примером: на основании того, что, скажем, все космонавты спортсмены, вовсе не следует, что вс

Базисные определения. Расстановка позиций
  Творческая деятельность математика осуществляется в режиме логического и интуитивного поиска, которые сочетаются на основе принципа дополнительности в боровском смысле. По

Понятие формализации
  Под формализацией понимается специфический прием исследования, назначение которого состоит в том, чтобы уточнять знание посредством выявления его формы (способа организации, структу

Эвристика. Формализация как прием получения нового знания
  Наличие глубокого единства формы и содержания, фактов перехода одного в другое и становится основанием использовать процедуру формализации как прием, как метод выявления нового соде

Границы и издержки формализации
  Рекомендуя метод формализации к методологическому использованию, стоит отметить некоторые негативные сопровождения, характеризующие этот прием. Прежде всего, напомним о рез

Проблемная ситуация и алгоритм метода
  Обратимся еще к одному методу, широко применяемому в математическом творчестве. Более того, своими корнями он уходит в математику, появившись именно в ней и находя в ней наиболее ад

Преимущества общего подхода
  Почему же разработка общих методов оказывается столь эффективной? Вначале уточним, что имеют в виду, говоря об общем в науке, познании. Общее – не просто свойство, присущее

Эвристика
  Метод обобщающей переформулировки проблемы может выступать эффективным эвристически-вспомогательным орудием математического поиска, подспорьем в научных поисках. В трудах математико

В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
  Математика занимает особое место в системе общественных ценностей. По существу она во все времена определяла лицо науки, ибо, как заметил А. Пуанкаре, окончательная идеальн

МАТЕМАТИКА: СПЕЦИФИКА, МЕСТО В СТРУКТУРЕ НАУКИ
Глава 1. Предметная область философии математики 5 1. Определение философии. Разброс значений 5 2. Функции философии в их отношении к математ

ФИЛОСОФСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Глава V. Проблемы обоснования математики и ее решение логицизмом 72 1. Понятие обоснования математики 72 2. Программа логицизма 76 3

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИСТИНА: СТАТУС, СТРУКТУРА, КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Глава IX. Специфика истины в математике 140 1. Истина в формализованных языках 140 2. Критерий выводимости и понятие корректности. 145

МЕТОДОЛОГИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПОИСКА
Глава XII. Интуиция и логика 190 1. Базисные определения. Расстановка позиций 190 2. Этапы творческого процесса 193 а) Постановка пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги