рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Средневековая философия IX–XIV вв.

Средневековая философия IX–XIV вв. - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Вторая Половина Средневековой Философии Характерна, С Одной Стороны, Усиление...

Вторая половина средневековой философии характерна, с одной стороны, усилением догматизма, с другой стороны, ростом разнообразия и развитием философских взглядов.

Предпринимаются попытки придания не только основам христианства, но и обосновывающему его знанию (в том числе философскому, научному) свойств незыблемости. В мировоззренческой, научной, эстетической и других сферах, отражающих понимание человеком действительности, не должно было появляться никаких воззрений, выводов, способных поставить под сомнение догматы религии, устоявшиеся онтологические, гносеологические, аксиологические, этические положения. Результатом такого стремления стал религиозно-философский феномен схоластики.

Однако в это же время происходит постепенное обострение борьбы между различными вариантами мировоззренческих точек зрения, как в области философии – например, в споре между реализмом и номенализмом, так и в религиозной практике, выразившееся в расколе христианства на Православие и Католицизм (1054).

Заметным явлением этого периода стало возникновение и распространение новой религии – Ислама, основоположником которого стал Мухаммед (570–632), согласно исламскому мировоззрению, пророк и посланник Аллаха, через которого Аллах осуществил откровение, послал людям догматы ислама, после смерти собранные в священной книге мусульман Коране.

Ислам, неоплатонизм, аристотелизм, мировоззренческие традиции народов Ближнего Востока легли в основу исламской философии, оказавшей определенное виляние на европейскую философию и культуру.

Исламская философия.

Центрами исламской философии называют Сирию, Багдад, Кордову. Наиболее значимыми формами исламской философии стали Калам – первая попытка рационального обоснования ислама, как единственно верной религии, суфизм – мистическое религиозно-философское течение, включавшее в себя систему этических норм, психотренинга, исламский перепатетизм – интерпретация и развитие аристотелизма в исламской традиции.

Следует обратить внимание на социально-регулятивный аспект священного писания мусульман – Корана. Миллио­ны мусульман и некоторые исламские государства и в начале третьего тысячелетия руководствуются его нормами и правилами.

В философском плане более плодотворным оказался перепатетизм, крупнейшими представителями которого были арабские мыслители Ибн-Сина и Ибн-Рушд.

Ибн-Сина[27] (980–1037) родился недалеко от Бухары, где учился философии и медицине. Был врачом, алхимиком, астрономом, астрологом, поэтом. Главный философский труд Ибн-Сины – "Канон исцелений", а "Канон врачебной науки" полтысячелетия был основным учебником по медицине.

Бог во взгляда Ибн-Сины – высшая безличная сущность, обладающая чертами платоновского Блага-Единого и аристотелевской Первоформы, находящаяся вне времени и пространства. Мир – несотворенный и вечно существующий результат деятельности Бога. Универсалии существуют, во-первых, до конкретных вещей – в Божественном разуме, во-вторых, в вещах, являясь их сущностью, в-третьих, после вещей – в разуме человека.

Душа человека бессмертна; только человек обладает разумной душой (растения – лишь растительной, животные – животной и растительной). Человек способен познавать природу с помощью органов чувств, а затем разум выделяет в ощущениях общее и различное, образуя понятия. Высший тип познания – божественное озарение.

Ибн-Рушд[28] (1126–1198) родился и жил в Кордове (столица Кордовского халифата на Пиренейском полуострове, находившемся несколько столетий под арабским владычеством). Был врачом, судьей, писал философские труды, но позже его объявили еретиком и сожгли его книги. Основные труды Ибн-Рушда: "Опровержение философов", "Согласие религии и философии".

Особенно интересной в философском плане считается гносеологическая теория двух истин Ибн-Рушда. Он приходит к выводу, что философия является необходимом знанием, в том числе и для толкования Корана. Людей он делит на три категории. Первая из них – обычные люди, для которых важнее чувства, воображение, а не разум, они глухи к рациональным доводам, но охотно подчиняются авторитету Корана. Другую категорию составляют люди, способные рассуждать, они желают твердо знать основания веры, это им дает теология, убеждающая их в истинности Откровения, а философия им недоступна. Наконец, третья категория, это философы, которые все обосновывают логикой и математикой, они постигают высшую истину бытия и знают, что бытие – результат взаимодействия аристотелевских Первоформы и Первоматерии, а не творение Бога, но понимают, что учение о Боге лучше всего заменяет знание истины простым людям. То есть, существует подлинная истина – философская, и религиозная – заменяющая первую для широкого круга людей, которым философия недоступна.

В онтологии Ибн-Рушд в основном разделял взгляды Аристотеля и Ибн-Сины.

Стоит заметить, что во многом благодаря исламской философии (хотя ее роль этим и не ограничивается) в Европе вновь возник интерес к учению Аристотеля. Так, аристотелизм получил развитие в учении крупнейшего философа схоластики Фомы Аквинского.

Схоластика.

Это название происходит от греч. schola – ученая беседа, школа и лат. scholastica – ученый. Основная цель схоластики – продолжение рационального обоснование и систематизации западно-христианского вероучения, в том числе – доказательство бытия Бога, обеспечение авторитета и целостности католической церкви в идеологической борьбе, как с внутренними, так и внешними противниками. Кроме того, важными задачами схоластики было решение вопроса об универсалиях, о соотношении веры и разума, а также создание органичной религиозной системы, удобной для широкого распространения среди верующих. Таким образом, схоластику можно назвать периодом расцвета теологии (от греч. theos – бог), или богословия, главной науки в иерархии наук Средневековья.

Как религиозно-философское направление, схоластика далеко выходит за исторические рамки Средневековья. Существуя в модернизированном виде (неосхоластика или вторая схоластика), она продолжает решать идеологические проблемы католицизма в Новое Время, существует в форме неотомизма и в наши дни.

Схоластику Средневековья называют классической. Различные исследователи выделяют в ней от двух до четырех этапов. Большинство из них к периоду ранней схоластики (приблизительно IX–XII вв.) относят творчество таких философов-богословов, как Ансельм Кентерберийский(1033–1109), Пьер Абеляр(1079–1142), философов Шартрской школы (XI–XII вв.) и некоторых других выдающихся мыслителей начала второго тысячелетия. Зрелую схоластику связывают, прежде всего, с теоретической деятельностью Роджера Бэкона(около 1214–1292), Бонавентура(1217–1274), Иоана Дунса Скотта(1265/1266–1308), Уильяма Оккама(ок. 1285–1349)и ряда других ученых-богословов.

Но все сходятся во мнении о том, что наиболее ярким философом схоластики (и зрелого Средневековья) был Фома Аквинский(Томас Аквинат;1221–1274). Его прославили труды "Сумма против язычников", "Сумма теологии", "О спорных вопросах истины" и другие.

Онтология Фомы отождествляет христианского Бога и аристотелевскую Первоформу. Но, в отличие от аристотелизма, Первоматерия в этой системе – лишняя. Бог творит мир из ничего, и только он обладает субстанциональным свойством. Реальность и истинность всего сущего зависит от степени наделения его бытием, что является прерогативой Бога. Также и благость Бога распространяется на все его творения. Следовательно, зло, ложь не имеют ничего общего с Творцом, это – недостаток бытия.

Вопрос об универсалиях Фома решает примерно так же, как Ибн-Сина: они существуют до вещей в Божественном разуме, в конкретных вещах, и после вещей – в разуме человека.

В вопросе об истине Фома занимает взвешенную позицию. Вера и разум гармонично сосуществуют. Истины Откровения могут быть как доступны разуму, так и сложны для него. К первым он относит такую истину, как существование Бога, ко втором – триединство Бога. Но если истины веры и разума вступают в противоречие, то следует руководствоваться Откровением, а не философией. Знание – это область очевидных и доказуемых истин, а вера – неочевидных и недоказуемых.

Важность и эффективность разума и рационального восприятия мира Фома подтверждал формулированием рациональных доказательств существования Бога. Их пять:

космологическое – все в мире находится в движении, но приводится в это движение чем-то внешним; следовательно – должен быть и перводвигатель; это и есть Бог;

каузальное[29] – все существующее – следствие некой причиной, в свою очередь имеющей свою причину, причинно-следственные связи выстраиваются в длинные, но не бесконечные цепи; все ретроспективные линии этих связей в конечном итоге сходятся и заканчиваются в одной точке – первопричине, ничем не обусловленной; это и есть Бог;

онтологическое – мир состоит из множества случайный вещей, которых могло бы и не быть, но если бы не было ничего необходимого, то в какой-то момент все исчезло бы, не осталось бы оснований для появления новых вещей; этого не происходит, значит есть безусловно необходимая сущность; это Бог;

целесообразное[30] – многие вещи, тела, чаще всего неосознанно, устремлены к какой-либо цели, обычно связанной с улучшением условий для данной вещи (цветы раскрываются и поворачиваются к свету, вода стремится стечь и замереть в углублении и т.д.), следовательно, есть сущность, управляющая стремлением к цели – Бог;

по степени совершенства – все в мире находится в иерархичном отношении друг к другу по степени совершенства: …равнодушные – добрые – очень добрые…, также, менее и более красивое, менее и более справедливое, и т.д.; следовательно, должно быть высшее совершенство, предельный эталон – таким может быть только Бог.

Учение Аквината стало основой официальной идеологии католической церкви. Сам Фома причислен к лику святых и назван пятым отцом церкви (западной, католической).

Итак, христианские богословы периода схоластики решали, помимо задач исключительного религиозного характера и философские проблемы.

Проблема универсалий – яркий тому пример. Универсалии – общее, присущее всем вещам конкретного класса: рода, вида, типа; камни обладают "каменностью", каждый человек – "человечностью", лошади – "лошадностью", источники света – "способностью освещать", ровные поверхности – "плоскостью" и т.д.

Мыслителей средневековья по отношению к универсалиям можно условно делить на реалистов, считающих универсалии существующими реально, вне конкретных вещей, как платоновские эйдосы (такие, как Ансельм Кентерберийский, Шартрская школа) и номиналистов, полагающих, что вне конкретных вещей универсалии существуют лишь в абстрактных понятиях, именах (лат. nomen – имя), которыми названы предметы, явления (например, П. Абеляр, И. Дунс Скотт, У. Оккам).

Некоторые, пытаясь найти продуктивный компромисс в довольно жестком по тем временам споре, занимали позиции умеренного реализма или умеренного номинализма. К числу умеренных номиналистов относят У. Оккама(ок. 1285–1349), который считал, что могущество Бога безгранично, поэтому для Творения не требуется промежуточных сущностей вроде универсалий. Бог творит вещи непосредственно и в любом количестве. Универсалии существуют лишь в виде абстрактных терминов, в которых нуждается человек для обозначения обнаруженного сходства между реальными вещами. Поэтому, полагал У.Оккам, "не надо умножать сущности сверх необходимого" (правило, именуемое "бритвой Оккама").

Несмотря на жесткие этические и теоретические рамки эпохи, в период схоластики существовали явления, которые называют средневековым свободомыслием. Оно ярко проявилось, например, в проблеме двух истин – то есть, о соотношении религиозного и философского знания. Так, например Пьер Абеляр(1079–1142), отстаивал независимость истин, добытых рациональным путем, от истин, полученных в результате Откровения. Сомнение, считал Абеляр, это исходный пункт всякого познания. Диалектический разум может повергать сомнению даже Священной писание, так как при этом преследуется благая цель – более глубокое осмысление Откровения. Так, Триединство Бога можно осознать только рационально, полагал Абеляр; отсюда его афоризм: "Понимаю, чтобы верить!". То есть, разум – необходимая основа вера.

Подобным образом мыслили многие философы, но их устремления нередко жестко пресекались церковью.

Византийская философия.

Византийская философия представляет собой относительно самостоятельную ветвь средневековой философии.

Она развивалась на Востоке Европы, прежде всего, в Византии, просуществовавшей в качестве самостоятельного и весьма влиятельного государства более тысячи лет. Одним из ярких направлений в восточно-христианской философии признают исихазм.

Исихазм.

Исихазм (от греч. хесихиа – спокойствие, тишина) – мистическое течение (традиция) в православии, религиозная практика, главная цель которого – достижения как можно более полного единства человека с Богом.

Для исихазма свойственно молитвенное самоуглубление, неподвижность, пост (так как условием откровения приверженцы этого течения считали аскетизм, отказ от чувственных впечатлений), а также терпимость к инакомыслию, гуманизм. Положения этого учения нашли систематизированное выражение в философии византийского богослова Григория Паламы (1296–1359). Он, в частности, считал, что исихаст, последовательно выполняющий все предписания учения (в том числе и систему особых упражнений), способен увидеть Божественный Свет, тот, что, согласно Святому писанию видели ученики Христа на горе Фавор. Свет этот не имеет ничего общего с "вещественным" светом. Бог, как известно, непостижим, но в результате неустанной и целенаправленной подготовки, человек может познать исходящую от Бога духовную энергию, разлитую по всему миру.

Исихазм сыграл большую роль в восточно-христианской философии, немало последователей исихазма было и среди русских богословов.

Что касается западной мысли, то философии постепенно стало "тесно" в рамках схоластики. Догматизм мешал философам свободно развивать свои идеи. Между тем, как бы не сопротивлялись традиционалисты, научное, эстетическое, этическое восприятие мира постоянно развивалось. Этому способствовали и изменения в социально-политическом сознании общества.

Назревали условия для серьезных исторических перемен.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Знания человека объемны и разнообразны

Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Средневековая философия IX–XIV вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.Мировоззрение и философия   Мировоззрение – сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в

Основные исторические виды и сущность мировоззрения.
С момента "обнаружения" человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность мировоззрения? 2. Назовите основные исторические типы мировоззрения? 3. Раскройте содержание мифологии и ее роль в жизни древнего человека? 4. Каков

Мировоззрение и его типы
      Глава 2.Философия, ее предмет и основные

Объект, предмет и основные проблемы философии
Любая область знания имеет свой объект и предмет. В философии объект и предмет имеют специфическое значение. Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) – то,

Предмет и основные формы философии
    Глава 3.Основные функции и структура философского зн

Функции философии, ее роль в жизни и развитии общества
О роли и месте философии состоялось немало споров, в том числе, и внутри философского сообщества. Значение философского знания определяется его способностью к самым широким обобщениям, к предельной

Структура философского знания
Одним из проявлений развития философии является постоянное обновление и усложнение ее структуры. Самый широкий объект (вся реальная действительность) и самый универсальный предмет (наиболее общие с

Вопросы для самоконтроля
1. Что отличает философию от других форм знания? 2. В чем заключается мировоззренческая функция философии? 3. Раскройте содержание методологической функции философии? 4.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  Глава 4.Философия Древнего Мира   Фрагменты философского знания возникали еще в глубокой древности. Это было связано с поиском человеком отве

Философия Древней Индии
Главным источником древнеиндийской философии считаются Веды (то есть "знания") – священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э.[9] Известны

Философия Древнего Китая
В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао – мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких др

Философия Древней Греции
Третьим крупным центром философии Древнего Мира была Древняя Греция, ставшая колыбелью во многом самой развитой и самой распространенней в последствии культуры. Древнегреческую философию, как и мно

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите главные источники философии Древней Индии; раскройте их содержание и структуру? 2. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии; по какому крит

Древнеиндийская философия
     

Древнегреческая философия
  Главная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентричный характер, поиск первоосновы бытия.      

Патристика.
Так называют учения наиболее значимых христианских богословов и философов – "отцов церкви" (лат. patres – отцы). Иногда этим понятием объединяют всю первую половину развития христи

Философия Эпохи Возрождения
Понятие "Возрождение" (фр. renaissance – возрождение), как и многие другие обобщающие социально-исторические понятия, достаточно условно. Считается, что оно связано с ростом интере

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите исторические рамки развития философии Средних веков? 2. Назовите главные источники Средневековой философии? 3. Раскройте содержание основных периодов развития философи

Философия Средних веков
  Источники философии Средних веков            

Философия Эпохи Возрождения
  Условия формирования философии Эпохи Возрождения          

Рационализм Р.Декарта. Философские учения Б. Спинозы и Г. Лейбница
Рене Декарт(1596-1656; де Карт, латинизированное имя – Картезий; поэтому его последователей называют картезианцами) получил хорошее образование в иезуитском колледже Ла Флеш. После

Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Началом эпохи просвещения считается научная деятельность английских ученых Дж.Толанда (1670-1722) и А.Коллинза (1676-1729). Философия Просвещения нашла воплощение

Французский материализм XVIII века.
Предпосылки материализма в той или иной степени уже сложились к XVIII века. В этом большую роль сыграли философские системы Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Ньютона и некоторых

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите мыслителей, творчество которых положило начало философии Нового времени? 2. Что отличает философию Нового времени от предшествующих этапов развития философской мысли?

Философия Нового времени
  Источники философии Средних веков            

Философия Просвещения
           

Философская система И.Канта
И.Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профес

Объективный идеализм Ф.Шеллинга.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г.Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Д

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье чиновника, в Штутгарте. После окончания семинарии в Тюбингене (там он познакомился с Ф.Шеллингом) Г.Гегель работал учител

Вопросы для самоконтроля
1. Кто из философов является представителем Немецкой классической философии? 2. Назовите основные особенности немецкой классической философии. 3. Какие периоды в творчестве И.Кант

Западный философский рационализм XIX - XX веков.
Процессы стремительного "усложнения" окружающего мира в результате роста научного знания и социального опыта означало неизбежное "усложнение"[59] представлений об окружающей дей

Иррационалистические школы западной философии XIX - XX веков.
Кризис классической философии стал причиной недоверия многих мыслителей к рационализму, привел их к выводу о невозможности решения основных онтологических, гносеологических, этических, социально-фи

Вопросы для самоконтроля
1. Какие можно выделить наиболее общие направления в западной философии XIX – ХХ вв.? 2. Какие рационалистические школы западно-философской мысли XIX – ХХ вв. являются наиболее известными?

Западная Философия XIX - XX веков
Философские учения и концепции XIX - XX веков можно разделить на рационалистические и иррационалистические философские системы   &n

Источники, основные особенности и периодизация русской философии.
Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов. Прежде всего, в качестве важного условия формирования русской философско

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы источники формирования русской философии? 2. Обоснуйте тот или иной подход к периодизации русской философии? 3. В чем заключается сущность исихазма? 4. Каковы о

Русская философия
  Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли          

Основные исторические типы философского знания
  Часть первая. Философия Древнего мира, Средних веков и Возрождения     1. Что является основой, законом существования м

Основные исторические типы философского знания
  Часть вторая. Философия Нового Времени и Просвещения     1. Наиболее правильный подход к изучению действительности Ф.Бэ

Западная Философия XIX - XX веков.
1. Основатель немецкой классической философии– а) И.Кант б) И.Фихте в) Ф.Шеллинг г) Г.Гегель д) Л.Фейербах   2.

Основные исторические типы философского знания
  Часть четвертая. Русская философия   1. Среди источников формирования русской философской мысли следует, прежде всего, назвать …

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ
Глава 10. Бытие как проблема философии   Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятел

Вопросы для самоконтроля
1. Как в ходе развития философии менялось понимание роли онтологии? 2. Какие проблемы находятся в центре внимания онтологии? 3. Что такое бытие? 4. Охарактеризуйте важней

Бытие как проблема философии
       

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое материя? 2. В чем сущность основных подходов к пониманию материи? 3. В каких формах существует материя? 4. Назовите известные вам состояния вещества?

Материя: сущность и формы
Основные подходы к трактовке материи          

Вопросы для самоконтроля
1. Какие известны исторические типы трактовки понятий "диалектика" и "метафизика"? 2. Что такое детерминизм? 3. Дайте определение понятию "движение";

Развитие
       

Сущность, типы, механизм развития систем
  Представление о мире как множестве взаимосвязанных и нередко качественно различных объектов возникло уже в древности. Так, в философии Древнего Китая мир представляется совокупность

Философское осмысление природы и развития
    1. В истории философии "первой философией" называли … а) онтологию б) гносеологию в) логику г) этику

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Глава 14. Природа человека и смысл его существования Человеку всегда был интересен он сам. На определенном этапе развития знания (возможно, уже в доисторическое время) возник вопрос о прои

Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека
Мифология, как первый исторический вид мировоззрения, нередко связывает происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего (как следует из некоторых мифов) в момент возник

Сущность человека и его отличительные черты
Представление о сущности человека связано с пониманием его происхождения и, одновременно, имеет самостоятельное значение. В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его

Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Процесс создания орудий труда, как и вообще любой творческий акт осуществляется человеком осознанно. И это, также важнейшее отличие человека. Человек "планирует" свои действия, пре

Вопросы для самоконтроля
1. Какие взгляды на происхождение человека встречаются в прошлом и настоящем? 2. Какая версия антропогенеза представляется наиболее убедительной и почему? 3. Дайте определение стр

Природа человека
  Основные подходы во взглядах на происхождение человека          

Вопросы для самоконтроля
1. Как изменялось понимание сознания по мере развития общества и философии? 2. Каково содержание основных подходов к трактовке сознания? 3. Что такое отражение в философском поним

Сознание
Основные виды представлений о сознании                 &nbs

Истина и практика, как атрибуты познания.
Проблема точности, адекватности отражения знания – решается различными философскими школами неодинаково. Подходов к познаваемости мира достаточно много: от уверенности, что любая сколь угодно сложн

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объект и предмет гносеологии? 2. Какие наиболее известные мыслители прошлого внесли вклад в развитие теории познания? 3. Что такое знание? 4. Сформулируйте опре

Познание
           

Проблемы человека, сознания и познания в философии
    1. Согласно различным философским подходам человек произошел … в результате творения его тела и души высшим идеальным началом; такой позици

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Глава 17. Общество как предмет философского анализа Общество представляет собой, наверное, самое сложное образование в природе. Общество содержит материальный и духовный компоненты, оно со

Происхождение общества.
Вопросы генезиса общества тесно связаны с вопросами происхождения человека. С одной стороны человек и его бытие – это и есть общество. Вне общества человека не может существовать. Также и общество

Сущность, структура и типология общества.
Сущность общества обусловлена рядом факторов, одним из которых является его происхождение. Научный подход настаивает на его естественном возникновении и формировании, на природ

Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность различных философских концепций происхождения общества? 2. Каковы важнейшие условия возникновения общества? 3. Охарактеризуйте отличительные признаки общества?

Общество
     

Общественное развитие; подходы и проблемы.
Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная система; какие образования можно назвать социальными системами? 2. Какова иерархия социальных систем? 3. Что такое элементы и компоненты социальной системы

СОЦИАЛЬНАЯ СИСИТЕМА
               

Формы общественного сознания
Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах – формах общественного сознания. Сре

Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право.
Важнейшим условием существования общества, его поступательного развития, а также его атрибутивным свойством является социальная регуляция. За многовековую историю человечества оно из локальных, зач

Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой общественное сознание? 2. Что является первой формой общественного сознания? 3. Перечислите основные Формы общественного сознания? 4. Какова сущ

И Россия в системе макросоциальных отношений
  Человек за десятки тысячелетий расселился по всей планете. Только на Антарктиду он проник по историческим меркам совсем недавно. На различных континентах Земли возникли цивилизации,

Глобализация как проблема современного мира.
В сложном многомерном процессе мирового социального развития можно выделить некоторые наиболее важные тенденции. Так, с одной стороны, человечество (социальная макросистема)

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое проблема с точки зрения общественного развития? 2. Назовите отличительные черты глобальных проблем общественного развития? 3. Какие возможны варианты классификации гл

Проблемы современного общества
   

Общество
  1. В естественнонаучном подходе важнейшей предпосылкой возникновения общества следует считать… а) жизнь в стаде б) грехопадение в) охота

Глоссарий
    Философия (греч. букв. – "любовь к мудрости" филео ­– люблю, софия – мудрость) – форма общественного сознания, учение об общ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги