рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественное развитие; подходы и проблемы.

Общественное развитие; подходы и проблемы. - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Изменения, Которые Приходилось Наблюдать Человеку В Окружающем Его Мире, И Та...

Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого человека, давала основания предположить древним о цикличности этих изменений. Все что окружало человека (по крайней мере, большая часть наблюдаемых объектов материального мира) возникало и исчезало, чтобы затем снова в очередной раз возникнуть и исчезнуть. Все живое рождается, развивается и умирает. Элементы общества воспринимались органичными составляющими бытия, поэтому "повторяемость" определенных событий в нем была естественной. Движение небесных светил по небосводу, смена времен года, атмосферные явления, рождение и смерть человека, последовательная смена лидеров социума и многое другое, что определяло характер и формы общественной активности, указывало на цикличность социального бытия.

Но был и другой опыт. Солнце всегда появлялось на востоке и скрывалось за горизонтом на западе. Реки всегда текут от истока к устью. Дождь и снег падают с неба на землю. Человек с момента своего появления до исчезновения всегда взрослеет, стареет, но не молодеет. Правители рано или поздно сменялись своими преемниками или соперниками, и, в силу своей смертности уже не могли никогда возвратиться к власти. Кроме того, со временем становился все более явным общественный прогресс. Наряду с очевидной цикличностью процессов социального бытия, также, возникало понимание направленности развития, необратимости определенных процессов. Зарождалось понимание линейности в социальном развитии.

Так, на протяжении тысячелетий складывались довольно устойчивые взгляды на общественную жизнь. Философы вносили в эти взгляды упорядоченность, от столетия к столетию добивались все большей определенности в осмыслении социального развития, придавая взглядам на общество черты теории. В рамках начальных форм социального прогнозирования возникли два основных подхода к пониманию общественных процессов – цикличного и линейного развития. Однако многие исследователи считают, что научный характер социальный анализ стал приобретать только в Новое время.

Итальянский философ и историк Джамбаттиста Вико (1668-1744) большое внимание уделял изучению гражданского права, философского наследия Платона, Н.Макиавелли, философии Р.Декарта. Он также занимался исследованием генезиса естественного права и стремился найти закономерности общественного развития. В своей книге "Основания новой науки об общей природе наций" ученый приходит к выводу о том, что каждое общество (народ, нация), как и человек, проходит в своем развитии четыре этапа. Первый из них – "детство" –божественный период, государства в обществе нет. "Юношество" – героический период, когда появляется аристократическое государство. "Зрелость" – человеческий этап развития общества, в котором главную роль играет демократическое государство. Завершает историю общества последний этап – "упадок". История, таким образом, представляет собой единый цикличный процесс.

Сторонниками линейного развития общества были ученые, обращавшие внимание, прежде всего, на прогрессивные стороны социальной эволюции. Такими, например, были О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и некоторые другие.

Вместе с тем, для многих исследователей было очевидно, что социальное развитие невозможно описать, используя только один подход (либо цикличность, либо линейность). Возникла необходимость в выработке более универсального взгляда, который и нашел свое воплощение в представлении социальной эволюции как развития по спирали.

Так, Г.Гегель, стоявший на диалектических позициях, воспринимал историю как единый закономерный процесс. Это процесс представлял собой развитие Духа от Субъективного духа через Объективный дух, к Абсолютному духу. При этом, Объективный дух воплощается последовательно в различных обществах (Восточный мир, Греческий мир, Римский мир, Германский мир). В результате возникла, окончательно сформировавшаяся в философии марксизма, концепция, согласно которой на каждом новом этапе своего развития общество проходит одни и те же стадии эволюции, но всякий раз на новом уровне. Каждый новый "виток" социального развития образует новый этап (и "этаж") социальной истории.

Важным итогом совершенствования диалектических представлений о социальном бытии стало формирование одного из двух основных подходов понимания общественного развития – формационного.

Формационный подход нашел свое отражение в концепции общественно-экономических формаций, сменяющих друг друга в процессе социального развития. Он был сформирован на основе диалектико-материалистического анализа истории. К. Маркс и Ф.Энгельс увидели в многообразии различных форм проявления социального общие закономерности и отличительные черты. Они пришли к выводу о том, что все социальные системы (точнее, большинство народов, наций, этнических и межэтнических союзов) проходят в своем развитии одни и те же стадии.

Кроме того, был сделан вывод о том, что качественная определенность общества обусловлена преобладающими в нем производственными отношениями, способом производства, идеологией. Определяющим, при этом, является способ производства – исторически определённый тип создания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений, находящихся во внутреннем взаимодействии.

В формационном подходе используется ряд важных понятий:

производительные силы – система субъективных (человек, его опыт, навыки, активность) и вещественных элементов (средства производства и средства потребления), с помощью которых осуществляетсяобщественное производство;

производственные отношения – совокупность материальных экономических отношений людей в процессе общественного производства и распределения продуктов; в значительной степени они выражаются в отношении к средствам производства, т.е. в отношениях собственности;

средства производствасредства (прежде всего, орудия) труда и предметы труда (на что направлен труд);

средства потребления – то, что распределяется, результаты производства.

Также большую роль играет понятие "класс" (социальный или общественный) – большая группа людей, занимающая определенное место в конкретной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, играющая определенную роль в общественной организации труда. От того, господствующее или подчиненное положение в обществе занимает класс (классы) по отношению к другому классу (другим классам) зависит уровень его благосостояния, доля доступного ему общественного богатства.

Отношения классов к средствам производства, как правило, закреплены в соответствующих законах. При этом господствующие классы (в разных формациях это рабовладельцы, феодалы, буржуазия или капиталисты) могут присваивать себе труд подчиненных (или угнетенных) классов.

Таким образом, производственные отношения представляют собой экономическую структуру общества и составляют экономический базис общества, которым обусловлена надстройка – система взглядов, политические, идеологические, правовые общественные отношения. Другими словами, базис – материальная основа общества, определяет его надстройку – идеальную составляющую социального бытия. Вместе с тем, идеальное существует не пассивно, а постоянно воздействует на базис, участвует в формировании производственных отношений.

Выделяют пять типов общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Первая и последняя формации представляют собой общество, в котором отсутствует государство. С точки зрения марксизма, государство – инструмент господствующих классов для подавления всех других социальных групп и подчинения социальных процессов своим интересам. Названия формаций обусловлены преобладающим типом производственных отношений, а также названием господствующих в обществе классов.

Общественно-экономическая формация представляет собой конкретно-историческую качественную определенность социальной системы (ее исторический этап развития), функционирующей по специфическим законам, в основе которых лежит тот или иной способ общественного производства.

В ходе развития в социальной системе формируется и утверждается определенный исторический тип общественно-экономической формации. Этот тип на данном этапе истории позволяет наиболее эффективно реализовать имеющиеся в обществе конкретно-исторические ресурсы – активность, навыки и способности индивидов и социальных групп, уровень и результаты научного и технического потенциала, территорию. Затем, по мере социального развития появляются новые производительные силы, которые входят в противоречие с производственными отношениями. В недрах данной формации, таким образом, зарождается новая формация. Неизбежно разворачивается классовая борьба, которая (согласно диалектическим законам) заканчивается победой нового.

Так совершается история.

Однако подобная трактовка объясняет не все социальные процессы, не отражает всего многообразия социального бытия. Это понимали и основатели марксизма. В частности, помимо указанных формаций, было введено понятие "восточного способа производства", объяснявшее различие в развитии европейских и восточных обществ.

Формационный подход делает акцент на единстве исторического процесса, на его необратимости. Другой подход в большей степени указывает на неповторимость каждого общества в своем развитии, на культурные особенности каждой социальной системы.

Цивилизационный подход связан с понятием цивилизация (лат. civilis – государственный, гражданский). Сложность осмысления данной точки зрения заключается уже в том, что в это понятие ученые вкладывают различное содержание. Так, иногда его используют как синоним культуры, иногда под ним понимают человеческую цивилизацию; для некоторых цивилизация – этап развития общества, который наступает после варварства, а иногда и завершающая стадия общественного развития, проявление упадка общества.

В рамках цивилизационного похода к осмыслению истории под цивилизацией понимают большие социальные системы (общественные организмы), обладающие выраженной культурной спецификой, на протяжении долгого времени играющие большую роль в жизни всего человечества. Однако иногда их делят по территориально-этническому принципу (китайская, римская, русская и др.), иногда – по религиозному (христианская, исламская и т.д.).

Цивилизационный подход формировался в результате творческой деятельности целого ряда исследователей общества. Прежде всего, это российский мыслитель Н.Я.Данилевский, немецкий философ О.Шпенглер. Окончательное оформление данной точки зрения на общественную эволюцию чаще всего связывают с именем английского историка и социологаАрнольда Джозефа Тойнби (1889 – 1975). Свою позицию наиболее развернуто он изложил в труде "Постижение истории".

А.Тойнби вслед за Н.Я.Данилевским и О.Шпенглером полагал, что единой истории не существует. Социальное бытие – это своеобразный круговорот локальных цивилизаций, совокупность "историй" отдельных, относительно замкнутых цивилизаций. Если предшественники выделяли от девяти (О.Шпенглер) до двенадцати (Н.Я.Данилевский) цивилизаций, то А.Тойнби вначале насчитывал двадцать одну цивилизацию, но затем пришел к выводу что их тринадцать.

Каждая цивилизация после возникновения, проходит в своём развитии стадии роста, надлома, разложения и затем гибнет. На смену гибнущей приходят другие, более молодые цивилизации. При этом критерием общественного прогресса А.Тойнби считал уровень духовного развития. Поэтому в будущем в мире должна установиться единая религия, объединившая в себе все лучшее известных религий.

Механизм развития цивилизаций заключается в способности ее "творческой элиты" находить адекватные "ответы" на исторические "вызовы". Творческая элита в данном случае – наиболее активной, образованной и ответственной части общества; вызов истории – объективные и масштабные испытания, трудности природного и социального характера; ответы общества – продуманные комплексные действия, объединяющие усилия всего общества. Если цивилизация оказывается неспособной ответить на вызовы истории, то внешние давление – проблемы экономического, военного, экологического характера и другие, а также неизбежный рост внутренних противоречий приводит к ее исчезновению.

Возраст каждой цивилизации – приблизительно одна тысяча лет. Специфика ответов на те или иные вызовы обусловлена культурой цивилизации и определяет ее своеобразие.

Однако социальная реальность далеко не всегда укладывается в схему цивилизационного круговорота. Практика общественного строительства оказывается сложнее любых социальных моделей.

Цивилизационный подход не лишен недостатков, так же как формационный, поэтому многие исследователи считают, что наиболее правильно при изучении социального развития сочетать оба подхода, они могут дополнять друг друга.

Появляются и другие методики и подходы, позволяющие исследовать те или иные аспекты функционирования социальных систем, общественного развития. Они неизбежно возникают в результате развития частных наук об обществе (социологии, политологии, экономики, правоведения и других), находят свое отражение в социальной философии, как разделе знания о наиболее общих принципах и закономерностях социального бытия.

Так или иначе, все концепции и модели, отражающие и исследующие жизнь общества, указывают на социальное движение, на изменчивость мира человека. Социальная система – сложное образование, динамика которого обусловлена сложностью и подвижностью природы, частью которой общество является; сложностью и постоянными изменениями социального "атома" – человека; сложностью и непрерывными обновлениями отношений между людьми и социальными группами; сложностью отношений между обществом и природой.

Как и по отношению к природе, для общества справедливо утверждение о том, что покой носит относительный характер, тогда как движение – абсолютно. Социальное развитие (как и любое развитие) может замедляться и ускоряться. Оно может совершаться постепенно и преимущественно в количественных параметрах, то есть – эволюционно. Возможны, также, моменты скачкообразных изменений – революции, когда наступают существенные качественные изменения в обществе. Общество как система может совершенствоваться, а может и деградировать.

В связи с этим в исследовании общественного развития важной является проблема общественного прогресса. Если по поводу социального движения особых разночтений у исследователей не возникает, то взгляды на качественные изменения общества могут быть различными. Центральным в данной проблеме является вопрос критериев прогресса.

Множество подходов решения проблемы делят исследователей на два большие лагеря. Представители одного из них исходным пунктом оценки прогресса считают общество. Прогресс в этом случае измеряется совершенствованием социальной структуры, ее усложнением, появлением новых элементов социума – институтов, организаций, подсистем, позволяющих обществу более адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия. Особенно на те из них, которые совершенно определенно угрожают целостности и самому существованию общества.

Для другого направления главным основанием при оценке социального развития является личность. В качестве критериев рассматривается совокупность условий жизни личности (экономических, политических, эстетических и др.), степень реализации ее свободы, моральный уровень, безопасность, образование и т.д.

Некоторые теоретики и практики социального строительства считают необходимым органично сочетать оба подхода. Действительно, невозможно решить проблемы человека, не обеспечив необходимых качеств социальной системы, в рамках которой личность только и может существовать. Но если проблемы общества решаются вопреки интересам индивида, то во многом теряется смысл и прогресс такой ценой, и такого общества.

Часть исследователей и вовсе считают безусловным прогресс только в области технологий. Действительно – развитие техники не только очевидно, но со временем становится все более стремительным. А в сфере нравственности явных улучшений не наступает. Так полагают многие мыслители и общественные деятелей. Другие исследователи считают подобный пессимизм неоправданным. Прогресс обеспечивается искренним и деятельным стремлением к совершенствованию миропонимания и социальных отношений.

Поэтому при осмыслении общественного прогресса возникает немало вопросов: насколько допустимо достижение целей одних людей за счет возрастания проблем других людей; как обеспечить прогресс во всех сферах социальной системы; возможно ли считать прогрессом повышение жизненного уровня одних социальных групп при отсутствии улучшения качества жизни других; насколько нравственно оправдан неуклонный рост уровня потребления в одних странах на фоне бедственного положения других.

Все большее внимание уделяется необходимости соотнесения социального прогресса с отношениями между обществом и природой. Дело в том, что реализация многих интересов общества оборачивается его возрастающей агрессией по отношению к природе.

Ученые предостерегают человечество от поиска "легких" и "быстрых" решений "всех" проблем. Общество находится в постоянном движение, постоянно меняются интересы и потребности общества. Изменение этих параметров изменят и цели, к которым стремится человек и общество ("повышает планку", причем, не всегда оправданно).

Знание законов природы и общества позволяет решать возникающие вопросы более эффективно, но не дает гарантии их решения – непременного положительного, а тем более быстрого. С другой стороны ученые, активные и ответственные личности, не занимающиеся наукой непосредственно, уверены в необходимости неустанного накопления знаний о природе и об обществе, поиске решений социальных проблем. Словом, все то, что которые могут обеспечить социальную стабильность.

В рамках поиска теоретических основ социальной эволюции и практических эффективных решений в области общественного строительства большое значение имеет проблема устойчивого развития общества, или стабильности социальных систем.

Проблема заключается в том, что, несмотря на искреннее желание людей добиться предсказуемости социальных процессов и собственного положения в развивающемся социуме, в действительности четкого представления о том, как и чего следует добиваться, зачастую, нет.

Социальная стабильность многими политиками воспринимается как просто некая планомерность, возможность контролировать ситуацию в обществе имеющимися в распоряжении чиновников средствами. Поэтому чаще всего говорят о "политической" или "экономической" стабильности, понимая под этим отсутствие угроз изменения расстановки политических сил во власти или устойчивость отдельных экономических показателей (отсутствие кризиса).

Однако стабильность общества связана с тем, что оно должно адекватно реагировать на воздействия внешнего по отношению к нему мира, который постоянно развивается. Поэтому стабильное состояние общество означает его устойчивое динамичное развитие. Стабильность также означает постоянное совершенствование и сбалансированность внутренних отношений. Так, сложно назвать стабильным общество, в котором уровень доходов наиболее обеспеченных слоев в десятки раз превышает уровень доходов большинства. Стабильным можно считать лишь то общество, в котором достаточно полно реализуются способности людей, "социальная энергия" большинства его членов. Отдельные индивиды и социальные группы, не имеющие возможности реализации своего "человеческого потенциала" в интересах общества не только ослабляют тем самым социальную систему в целом, но и могут стать угрозой обществу, так как их энергия может вылиться в деструктивные по отношению к обществу формы.

Поэтому перед учеными, политиками, и всеми социально активными гражданами стоит задача совершенствования социальных отношений, повышения мировоззренческого уровня, обеспечения согласованности общественной деятельности.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Знания человека объемны и разнообразны

Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественное развитие; подходы и проблемы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.Мировоззрение и философия   Мировоззрение – сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в

Основные исторические виды и сущность мировоззрения.
С момента "обнаружения" человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность мировоззрения? 2. Назовите основные исторические типы мировоззрения? 3. Раскройте содержание мифологии и ее роль в жизни древнего человека? 4. Каков

Мировоззрение и его типы
      Глава 2.Философия, ее предмет и основные

Объект, предмет и основные проблемы философии
Любая область знания имеет свой объект и предмет. В философии объект и предмет имеют специфическое значение. Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) – то,

Предмет и основные формы философии
    Глава 3.Основные функции и структура философского зн

Функции философии, ее роль в жизни и развитии общества
О роли и месте философии состоялось немало споров, в том числе, и внутри философского сообщества. Значение философского знания определяется его способностью к самым широким обобщениям, к предельной

Структура философского знания
Одним из проявлений развития философии является постоянное обновление и усложнение ее структуры. Самый широкий объект (вся реальная действительность) и самый универсальный предмет (наиболее общие с

Вопросы для самоконтроля
1. Что отличает философию от других форм знания? 2. В чем заключается мировоззренческая функция философии? 3. Раскройте содержание методологической функции философии? 4.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  Глава 4.Философия Древнего Мира   Фрагменты философского знания возникали еще в глубокой древности. Это было связано с поиском человеком отве

Философия Древней Индии
Главным источником древнеиндийской философии считаются Веды (то есть "знания") – священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э.[9] Известны

Философия Древнего Китая
В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао – мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких др

Философия Древней Греции
Третьим крупным центром философии Древнего Мира была Древняя Греция, ставшая колыбелью во многом самой развитой и самой распространенней в последствии культуры. Древнегреческую философию, как и мно

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите главные источники философии Древней Индии; раскройте их содержание и структуру? 2. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии; по какому крит

Древнеиндийская философия
     

Древнегреческая философия
  Главная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентричный характер, поиск первоосновы бытия.      

Патристика.
Так называют учения наиболее значимых христианских богословов и философов – "отцов церкви" (лат. patres – отцы). Иногда этим понятием объединяют всю первую половину развития христи

Средневековая философия IX–XIV вв.
Вторая половина средневековой философии характерна, с одной стороны, усилением догматизма, с другой стороны, ростом разнообразия и развитием философских взглядов. Предпринимаются попытки п

Философия Эпохи Возрождения
Понятие "Возрождение" (фр. renaissance – возрождение), как и многие другие обобщающие социально-исторические понятия, достаточно условно. Считается, что оно связано с ростом интере

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите исторические рамки развития философии Средних веков? 2. Назовите главные источники Средневековой философии? 3. Раскройте содержание основных периодов развития философи

Философия Средних веков
  Источники философии Средних веков            

Философия Эпохи Возрождения
  Условия формирования философии Эпохи Возрождения          

Рационализм Р.Декарта. Философские учения Б. Спинозы и Г. Лейбница
Рене Декарт(1596-1656; де Карт, латинизированное имя – Картезий; поэтому его последователей называют картезианцами) получил хорошее образование в иезуитском колледже Ла Флеш. После

Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Началом эпохи просвещения считается научная деятельность английских ученых Дж.Толанда (1670-1722) и А.Коллинза (1676-1729). Философия Просвещения нашла воплощение

Французский материализм XVIII века.
Предпосылки материализма в той или иной степени уже сложились к XVIII века. В этом большую роль сыграли философские системы Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Ньютона и некоторых

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите мыслителей, творчество которых положило начало философии Нового времени? 2. Что отличает философию Нового времени от предшествующих этапов развития философской мысли?

Философия Нового времени
  Источники философии Средних веков            

Философия Просвещения
           

Философская система И.Канта
И.Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профес

Объективный идеализм Ф.Шеллинга.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г.Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Д

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье чиновника, в Штутгарте. После окончания семинарии в Тюбингене (там он познакомился с Ф.Шеллингом) Г.Гегель работал учител

Вопросы для самоконтроля
1. Кто из философов является представителем Немецкой классической философии? 2. Назовите основные особенности немецкой классической философии. 3. Какие периоды в творчестве И.Кант

Западный философский рационализм XIX - XX веков.
Процессы стремительного "усложнения" окружающего мира в результате роста научного знания и социального опыта означало неизбежное "усложнение"[59] представлений об окружающей дей

Иррационалистические школы западной философии XIX - XX веков.
Кризис классической философии стал причиной недоверия многих мыслителей к рационализму, привел их к выводу о невозможности решения основных онтологических, гносеологических, этических, социально-фи

Вопросы для самоконтроля
1. Какие можно выделить наиболее общие направления в западной философии XIX – ХХ вв.? 2. Какие рационалистические школы западно-философской мысли XIX – ХХ вв. являются наиболее известными?

Западная Философия XIX - XX веков
Философские учения и концепции XIX - XX веков можно разделить на рационалистические и иррационалистические философские системы   &n

Источники, основные особенности и периодизация русской философии.
Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов. Прежде всего, в качестве важного условия формирования русской философско

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы источники формирования русской философии? 2. Обоснуйте тот или иной подход к периодизации русской философии? 3. В чем заключается сущность исихазма? 4. Каковы о

Русская философия
  Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли          

Основные исторические типы философского знания
  Часть первая. Философия Древнего мира, Средних веков и Возрождения     1. Что является основой, законом существования м

Основные исторические типы философского знания
  Часть вторая. Философия Нового Времени и Просвещения     1. Наиболее правильный подход к изучению действительности Ф.Бэ

Западная Философия XIX - XX веков.
1. Основатель немецкой классической философии– а) И.Кант б) И.Фихте в) Ф.Шеллинг г) Г.Гегель д) Л.Фейербах   2.

Основные исторические типы философского знания
  Часть четвертая. Русская философия   1. Среди источников формирования русской философской мысли следует, прежде всего, назвать …

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ
Глава 10. Бытие как проблема философии   Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятел

Вопросы для самоконтроля
1. Как в ходе развития философии менялось понимание роли онтологии? 2. Какие проблемы находятся в центре внимания онтологии? 3. Что такое бытие? 4. Охарактеризуйте важней

Бытие как проблема философии
       

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое материя? 2. В чем сущность основных подходов к пониманию материи? 3. В каких формах существует материя? 4. Назовите известные вам состояния вещества?

Материя: сущность и формы
Основные подходы к трактовке материи          

Вопросы для самоконтроля
1. Какие известны исторические типы трактовки понятий "диалектика" и "метафизика"? 2. Что такое детерминизм? 3. Дайте определение понятию "движение";

Развитие
       

Сущность, типы, механизм развития систем
  Представление о мире как множестве взаимосвязанных и нередко качественно различных объектов возникло уже в древности. Так, в философии Древнего Китая мир представляется совокупность

Философское осмысление природы и развития
    1. В истории философии "первой философией" называли … а) онтологию б) гносеологию в) логику г) этику

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Глава 14. Природа человека и смысл его существования Человеку всегда был интересен он сам. На определенном этапе развития знания (возможно, уже в доисторическое время) возник вопрос о прои

Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека
Мифология, как первый исторический вид мировоззрения, нередко связывает происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего (как следует из некоторых мифов) в момент возник

Сущность человека и его отличительные черты
Представление о сущности человека связано с пониманием его происхождения и, одновременно, имеет самостоятельное значение. В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его

Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Процесс создания орудий труда, как и вообще любой творческий акт осуществляется человеком осознанно. И это, также важнейшее отличие человека. Человек "планирует" свои действия, пре

Вопросы для самоконтроля
1. Какие взгляды на происхождение человека встречаются в прошлом и настоящем? 2. Какая версия антропогенеза представляется наиболее убедительной и почему? 3. Дайте определение стр

Природа человека
  Основные подходы во взглядах на происхождение человека          

Вопросы для самоконтроля
1. Как изменялось понимание сознания по мере развития общества и философии? 2. Каково содержание основных подходов к трактовке сознания? 3. Что такое отражение в философском поним

Сознание
Основные виды представлений о сознании                 &nbs

Истина и практика, как атрибуты познания.
Проблема точности, адекватности отражения знания – решается различными философскими школами неодинаково. Подходов к познаваемости мира достаточно много: от уверенности, что любая сколь угодно сложн

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объект и предмет гносеологии? 2. Какие наиболее известные мыслители прошлого внесли вклад в развитие теории познания? 3. Что такое знание? 4. Сформулируйте опре

Познание
           

Проблемы человека, сознания и познания в философии
    1. Согласно различным философским подходам человек произошел … в результате творения его тела и души высшим идеальным началом; такой позици

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Глава 17. Общество как предмет философского анализа Общество представляет собой, наверное, самое сложное образование в природе. Общество содержит материальный и духовный компоненты, оно со

Происхождение общества.
Вопросы генезиса общества тесно связаны с вопросами происхождения человека. С одной стороны человек и его бытие – это и есть общество. Вне общества человека не может существовать. Также и общество

Сущность, структура и типология общества.
Сущность общества обусловлена рядом факторов, одним из которых является его происхождение. Научный подход настаивает на его естественном возникновении и формировании, на природ

Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность различных философских концепций происхождения общества? 2. Каковы важнейшие условия возникновения общества? 3. Охарактеризуйте отличительные признаки общества?

Общество
     

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная система; какие образования можно назвать социальными системами? 2. Какова иерархия социальных систем? 3. Что такое элементы и компоненты социальной системы

СОЦИАЛЬНАЯ СИСИТЕМА
               

Формы общественного сознания
Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах – формах общественного сознания. Сре

Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право.
Важнейшим условием существования общества, его поступательного развития, а также его атрибутивным свойством является социальная регуляция. За многовековую историю человечества оно из локальных, зач

Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой общественное сознание? 2. Что является первой формой общественного сознания? 3. Перечислите основные Формы общественного сознания? 4. Какова сущ

И Россия в системе макросоциальных отношений
  Человек за десятки тысячелетий расселился по всей планете. Только на Антарктиду он проник по историческим меркам совсем недавно. На различных континентах Земли возникли цивилизации,

Глобализация как проблема современного мира.
В сложном многомерном процессе мирового социального развития можно выделить некоторые наиболее важные тенденции. Так, с одной стороны, человечество (социальная макросистема)

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое проблема с точки зрения общественного развития? 2. Назовите отличительные черты глобальных проблем общественного развития? 3. Какие возможны варианты классификации гл

Проблемы современного общества
   

Общество
  1. В естественнонаучном подходе важнейшей предпосылкой возникновения общества следует считать… а) жизнь в стаде б) грехопадение в) охота

Глоссарий
    Философия (греч. букв. – "любовь к мудрости" филео ­– люблю, софия – мудрость) – форма общественного сознания, учение об общ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги