Реферат Курсовая Конспект
Философия Эпохи Возрождения - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Понятие "возрождение" (Фр. Renaissance – Возрождение), Как И...
|
Понятие "Возрождение" (фр. renaissance – возрождение), как и многие другие обобщающие социально-исторические понятия, достаточно условно. Считается, что оно связано с ростом интереса к античной культуре, с возвращением на свои социально-ценностные и социально-практические "пьедесталы" философии, науки, искусства. В действительности, особенно с точки зрения современников той эпохи, все, вероятно, выглядело несколько иначе. С одной стороны, забвение античности во времена средневековья можно считать лишь частичным, с другой – именно из культуры средневековья вырос Ренессанс.
Во всяком случае, в то время "начало" новой эпохи узреть было непросто.
Поэтому условны и исторические рамки Возрождения. Многие ученые считают, что в Италии эта эпоха началась с середины XIV в., а в большинстве других крупных стран Западной Европы – в XV в., а завершилась – приблизительно к началу XVII в.
Характерные черты европейского возрождения одновременно являются условиями, в которых развивалась философия тех столетий. Впрочем, следует помнить, что сама же специфика философии XIV–XVI вв. была важнейшей отличительной чертой эпохи. Пожалуй, наиболее значимая черта Возрождения, это начало замены преимущественно феодальных социально-производственных отношений и ментальности – буржуазными.
Также, к важным особенностям эпохи относят:
а) стремительное развитие искусства, начало которому положило творчество Данте Алигьери (1265–1321), написавшего "Божественную комедию";
б) развитие науки, например, сенсационное открытие Николая Коперника (1473–1543), положившее начало гелиоцентрическому представлению о нашей солнечной системе;
в) географические открытия Христофора Колумба (1451–1506), Васко да Гама (1469–1524), Фернана Магеллана (1480–1521);
г) начало образования национальных государств;
д) изменение отношения церкви и государства;
е) рост противоречий внутри католической церкви, приведший в итоге к образованию протестантизма (1529) и реформации и некоторые другие.
Философию Возрождения, прежде всего, характеризует наметившаяся тенденция изменения мировоззрения от теоцентризма к антропоцентризму – своеобразная квинтэссенция эпохи во всех сферах деятельности. В философии Возрождения антропоцентризм проявлялся в целом раде признаков, отличающих ее от Средневековой философии.
Гуманизм – первый из них. В это время приобретает все большее значение повседневная жизнь человека, его отношение к миру, понимание им своего места в мире. При этом Бог остается "на свеем" месте, на его статус никто, скорее всего, и не думал посягать. Проблемы веры не стали менее важными, но проблемы человека, возможности его счастья, реализации, способности его разума – возросли существенно, стали более острыми, волнующими общество и мыслителей. Человек стал себя осознавать более самостоятельным, талантливым и сильным. Он, вероятно, почувствовал большую ответственность перед самим собой, перед обществом. Человек по-новому отнесся к свободе воли, которая, он понимал, была дарована ему Богом, но которой он должен был распорядиться сам.
Наиболее известные гуманисты: Франческо Петрарка (1304–1374), Лоренцо Вало (1407–1459), Пико де ла Мирандола (1438–1499), Леонардо да Винчи (1452-1519), Франсуа Рабле (ок. 1494-1553), Мишель Монтень (1533–1592) и другие.
В мировоззренческих системах более явными стали настроения оптимизма, веры в возможности человека, возникла идея прометеизма. Согласно ей человек признавался со-творцом мира. Способность к творчеству подчеркивала не только божественное происхождение человека, но и его "богоподобие" (сотворен человек Богом, как известно, по своему образу и подобию). Эту способность следовало расценивать не как простой подарок, а, скорее, как важную миссию, обязанность человека. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни, осуществить миссию.
Культ творчества – так можно сформулировать другой отличительный признак философии Возрождения. Изменяется отношение к самой деятельности, к ее видам.
В Античности самым престижным признавалось, пожалуй, размышление о космосе, созерцание бытия; Средневековье трансформировало эту деятельность в размышление о Боге, о греховности человека, в осмысление Священного писания, а также в религиозный культ, способный реализовать стремление человека к Богу. И в первом, и во втором случае в отношение к бытию преобладает пассивность. В эпоху Возрождения на первый план выходит активная деятельность, раскрывающая способности человека, то есть, то, без чего творчество просто немыслимо.
В это время все смелее признавалась ценность, как человеческой души, так и ее телесной оболочки. Тело – не темница души, а, скорее, ее необходимое вместилище, форма и качество которого играют важную роль в жизни человека. Телесная жизнь, материальная деятельность приобретают большую ценность. При этом, прекрасное вообще (включая прекрасное по форме), и, в частности, физическая красота человека, приобретают признаки культа.
Поэтому на "вершине" творческой деятельности оказываются искусство и философия Искусство воспринимается, прежде всего, как совокупность наиболее приемлемых и ярких форм выражения физической красоты и чувственного мира человека. Философия – система знаний, позволяющая наиболее глубоко и полно передать разнообразие духовного мира человека и большие способности его разума. Ярким примером органического соединения мастерского владения приемами искусства и глубокого философского похода к действительности может служить творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Альбрехт Дюрера (1471-1528), Микеланджело[31] (1475 -1564), Рафаэля[32] (1483-1520).
Важной особенностью философии Возрождения было стремление к переосмыслению социальной действительности. Стала приобретать все большую самостоятельность социальная философия, как одно из важнейших философских дисциплин.
Социальная философия проявлялась в нескольких аспектах. Извечная вера людей в справедливость, мечта о социальной гармонии, убежденность ученых в необходимость настойчивого стремления к социальному идеалу получила воплощение в так называемых утопиях (греч. ou – отрицательная частица, topos – место, т.е. "место, которого нет"). Для обозначения идеальных (воображаемые) моделей социальных систем взято название книги английского автора Томаса Мора (1478-1535) – "Утопия". Она была написанной в 1516 г. и содержащей одну из первых в эпоху Возрождения моделей идеальной социальной системы.
Главная особенность книги Т.Мора заключается в том, что он изобразил общество, обнаруженное на, якобы, ранее неизвестном, а на самом деле, на выдуманном автором острове. В этом обществе реализовано социальное равенство, нет частной собственности, а наказание преступников заключается в назначении их на особо опасную и трудную работу. Остальные работают (всего шесть часов в день) в той области, которая им больше по душе; политическая власть на острове выборная, при этом на ответственные должности избираются более опытные граждане.
Свою версию идеального государства предлагали и некоторые другие мыслители Возрождения. Например, Томазо Кампанелла (1568-1639) написал свой "Город солнца"; элементы утопии исследователи находят в романах Франсуа Рабле (ок. 1494-1553) "Гаргантюа" и "Пантагрюэль".
Другое важное социально-философское направление, получившее развитие в эпоху направление связано с разработкой теории естественного права. Это направление связано с именем голландского юриста Гроция[33] (1583–1645), который считается классиком юридической литературы. Гроций считает, что источником естественного права является стремление человека к общению, обусловленному чувством самосохранения. Естественное право всегда существует независимо от воли людей, и даже от воли Бога. С другой стороны, предписания естественного права не расходятся с божественной волей. Помимо этого Гроций много внимания уделял разработке международного права, Он является автором несколько работ по проблемам права (например, "Свободное море", "О праве войны и мира").
В качестве еще одного важного социально-философского направления можно назвать теоретическую деятельность Николо Макиавелли[34] (1469-1527), целью которой было создать систему правил управления государством. Основные идеи по этому поводу Макиавелли изложил в книге "Государь". Социально-политическим идеалом Макиавелли является самостоятельное и мощное государство. Для обеспечения величия государства политики должны использовать все доступные им средства, при этом их не должно беспокоить, насколько их поступки соответствуют нормам морали, или даже то, как могут пострадать гражданские свободы.
Главная цель политика не добродетель или порок, а захват, сохранения и использование политической власти. Даже если совершаются преступления, но "во имя Родины", то они достойны славы. Важным условием величия государства автор считал внимание общенародным интересам, полагая народ в определенных обстоятельствах мудрее любого правителя. Вместе с тем, Макиавелли полагал, что людям свойственно скорее забыть смерть отца, чем потерю своего имущества. Он выступал против влияния христианства в политике, так как оно проповедует смирение.
Идеи Макиавелли положили начало в определенном смысле новой политической ментальности (а также во многом послужили основной новой социальной дисциплине – политологии). Содержание данной теории более поздние исследователи расценивают различным образом, но все признают значимость данного феномена.
Важным направлением философии эпохи Возрождения является натурфилософия, интерес к которой был связан с поисками рационального объяснения мира, а также с открытиями в науке, особенно в математике, астрономии и географии.
Натурфилософия.
Космологические системы мира были построены несколькими мыслителями Возрождения; авторами космологий были П.Мирандола (1438-1499), Парацельс[35] (1493-1541), Бернардино Телезио (1509-1588), Иоганн Кеплер (1571-1630) и некоторые другие. Это было вызвано, в частности, неудовлетворенностью представления о Вселенной в духе Аристотеля, которое лежало в основе онтологических систем схоластики. Намечается большая склонность к платоновскому видению бытия, мировоззренческий "сдвиг" к пантеизму, а также поиск новых рациональных оснований в онтологии.
Особенно значимым онтологическими системами эпохи обычно называют философские учения Николая Кузанского[36] (1401-1464) и Джордано Бруно[37] (1548-1600).
В основе учения Кузанского (основные труды: "Ученое незнание", "О мире и согласии веры") было неоплатоническое понятие "Единое". В отличие от неоплатоников, у которых Единое противоположно иному, Кузанский полагает, что кроме Единого в действительности ничего нет. Единое – это все (основа пантеизма), оно тождественно беспредельному бесконечному, которое также включает все бытие. Поэтому единое и бесконечное – выражения одной и той же субстанции, только единое отражает ее абсолютный минимум, а бесконечное – абсолютный максимум. Абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом.
Абсолютный или неограниченный максимум – это Бог. Его вполне можно рассматривать без вещей (без материального мира), вещи же без Бога не существуют. Мир не сотворен из ничего, а создан в результате внутреннего ограничения себя Абсолютом, что привело к ограниченному максимуму – Вселенной. Таким образом, можно говорить в о свертывании материальных вещей "в Боге", и о развертывании их в природе. Все формы единичных вещей подобным же образом связаны с высшей формой, которую Кузанский называет – "Душа Вселенной".
Мир не бесконечен, но его невозможно мыслить и конечным. Бог является одновременно и центром и окружностью мир. Собственного центра у мира нет, и уж точно им не может считаться Земля. Эти онтологические воззрения послужили своеобразной подготовкой открытий Н.Коперника, который на основании математических расчетов сделал вывод о гелиоцентрической системе мира. Позже эти воззрения получили развитие в учении Д.Бруно.
Д. Бруно (1548 -1600) в своих трудах (например, "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах" и др.) отстаивает пантеистическую точку зрения, согласно которой Бог, это бесконечная Вселенная. Бруно использует понятие "Мировой Душа", практически заменяя им понятие Бога. Универсум представляет собой вечную субстанцию – несотворимую и неуничтожимую. Источник движения находится внутри универсума. Миры небесный и земной однородны, различное их сочетание образует все многообразие наблюдаемых феноменов.
Земля, вращающаяся вокруг Солнца, является лишь одной из великого множества планет, составляющих космос, понятие центра в котором вообще неприемлемо. Количество миров неисчислимо; солнечная система только один из них. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией.
Творчество и вся жизнь Д.Бруно представляют собой воплощение любви к мудрости (буквально – философии), твердой веры в человеческий разум. Исследователи называют деятельность великого ученого взлетом духа познания, интеллектуальным и духовным подвигом во имя человечества. Воззрения Д.Бруно встретили жесткое сопротивление католической церкви, последовательно проделавшей все шаги в борьбе за незыблемость прежних представлений о мире: Д. Бруно, не отрекшийся от своих взглядов, был сожжен на площади Цветов в Риме, где почти через триста лет (в 1889 г.) ему был установлен памятник.
Таким образом, философия эпохи Возрождения носила гуманистический характер, она была нацелена на дальнейшее освоение людьми окружающей действительности, заложила основы для развития философии и естествознания Нового времени.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Эпохи Возрождения
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов