Реферат Курсовая Конспект
Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля. - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Родился В Семье Ч...
|
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье чиновника, в Штутгарте. После окончания семинарии в Тюбингене (там он познакомился с Ф.Шеллингом) Г.Гегель работал учителем, зарабатывая на жизнь, а, получив наследство отца, в 1799 г. продолжил образование в Йенском университете, где слушал лекции Ф.Шеллинга, ставшего к тому времени профессором. Позже Г.Гегель преподавал в различных учебных заведениях Германии, был ректором Берлинского университета.
Из богатого теоретического наследия Г.Гегеля чаще всего выделяют такие работы, как "Феноменология духа", "Наука логики", "Философия права" и некоторые другие.
Гегелевская философская система выстраивалась в немалой степени под влиянием критически осмысленных им философских воззрений наиболее выдающихся немецких философов конца XVIII века, а также с учетом достижений предшествующей философской мысли мира. Результатом многолетнего труда философа стало оригинальное органичное цельное логически обоснованное философское учение. Несмотря на большой объем, достаточную сложность и некоторую формальность, философская система Г.Гегеля отличается определенным изяществом.
В основе учения Г.Гегеля идеи Абсолюта, развития, которое неизменно возникает в результате столкновения противоположностей. Механизм развития можно выразить схемой: "тезис (исходная сущность) – антитезис (противоположная сущность, вступающая в противоречие с первой, находящаяся с ней в состоянии единства и, одновременно, противоборства) – синтез (снятие противоречия, разрешение конфликта)".[57]
Окружающий мир для Г.Гегеля это некий Абсолют (Мировой Дух, Логос, Абсолютное сознание, Бог) – активная, творческая, идеальная и необходимая сущность. В своем развитии он проявляется в трех ипостасях (традиция европейской философской мысли, имеющая к тому времени более, чем полуторотысячную историю):
1) Абсолютная идея – "идея в себе" или "бытие в себе" (предмет изучения логики), может быть рассмотрена в качестве тезиса;
2) Природа – "бытие для иного" или "бытие в ином", нечто внешнее по отношению к абсолютной идее (предмет философии природы), антитезис;
3) Дух – "бытие в себе и для себя", результат взаимодействия Идеи и Природы (предмет философии духа), синтез.
Эта система отражает сущность бытия, характер развития мира, а также структуру философского знания (все это, разумеется, в гегелевском понимании). При этом, каждое из проявлений Абсолюта также имеет три стадии развития (три проявления, три формы).
Логика. Рассматриваемая в рамках Логики Абсолютная идея предстает в виде бытия (тезис), сущности (антитезис), понятия (синтез). Соответственно, Г.Гегель в Логике выделяет учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.
В свою очередь, бытие (элемент триады, раскрывающей диалектику Абсолюта) конкретизируется в триаде "качество – количество – мера", каждый член которой также "делится" на триады. Понятия развиваются от абстрактных (наиболее общих и имеющих бедное содержание) к конкретным (в которых выражены более частные сущности, но зато обладающих более богатым содержанием, то есть большим количеством признаков).
Стоит добавить, что Логика Гегеля отлична от Логики Аристотеля. Например, основополагающий и незыблемый у Аристотеля закон тождества в Гегелевской системе в определенном смысле нарушается. Абсолютная идея, как проявление Абсолюта, и тождественна Природе (другому проявлению Абсолюта), и, одновременно, отлична от нее. Другими словами, сам Абсолют одновременно тождественен и не-тождественен самому себе. Однако в этом и заключается источник и механизм развития.
Философия природы включает в себя механику, физику, органическую физику. Природа тождественна Идее; она та же идея (и дух), но в своем инобытии. "В природе" идея (логическая) существует вне своих пределов, вне сознания. Развивается она по тем же, что и идея, законам.
Г.Гегель, как он сам об этом говорит, рассматривает Природу как систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой. Причем, прежде всего, этот процесс представляется в виде диалектики "внутренней идеи", составляющей на каждой очередной своей стадии сущность новой ступени природы. Целью развития природы является человек, обладающий самосознанием.
Механика, по мнению Г.Гегеля, исследует такие категории, как "движение", "материя", "пространство", время". И эта часть физики соответствует первой ступени развития Природы. Природа на этой ступени представляется "бесформенной массой", как бы единым субстратом. Физика (в нее Г.Гегель включает все известные ему физические дисциплины, кроме механики) соответствует второй ступени, на которой материя обретает определенность, "частные формы". На этом этапе важными становятся такие понятия, как "тепло", "звук" и подобные им. Органика (органическая физика, которая ближе всего по своему содержанию к современной биологии) исследует третью ступень, основная идея которой в появлении жизни. Причем идея, составляющая сущность теперь и живой природы, может быть выражена только родом (человеческим родом, обществом), который обладает разумностью и необходимостью, чего нельзя утверждать об отдельном индивиде.
По Г.Гегелю, только общество может быть носителем развивающейся идеи (по сути – эволюционирующего Абсолюта). Первоначально таким носителем является "восточное общество", затем своеобразная эстафета переходит к более совершенному античному обществу, и, наконец находит, наилучшее выражение в германском обществе (надо полагать, как раз в то время, когда его выдающийся представитель Г.Гегель размышлял над этими проблемами и формулировал соответствующие тезисы).
Философия духа. Дух – фактически Абсолют, перешедший из идеи в форму инобытия, после чего освободившийся от "стеснявшей" его материальности, обретший третью свою ипостась (ипостась Духа). Как синтез Абсолютной идеи и Природы, Дух становится высшим этапом развития Абсолюта.
Разумеется, Духу (как Идее и Природе) присуще внутреннее развитие, в котором необходимо выделяются три стадии: Субъективный дух, то есть дух индивидуальный, Объективный дух – всеобщий, общественный дух, Абсолютный дух – Божественный дух.
Субъективный дух, развиваясь, проходит свои три этапа (три воплощения), которые, соответственно, изучают антропология, феноменология и психология; одним из результатов развития субъективного духа становится свобода, необходимо присутствующая в последующих стадиях – в Объективном и Абсолютном духе. Три этапа развития Объективного духа – абстрактное право, мораль, нравственность – приводят к возникновению государства и истории.
Развитию Объективного духа Г.Гегель уделяет особое внимание, так как этот раздел посвящен исследованию закономерностей развития человечества. Объектом изучения становится общество. В этом разделе своего учения Г.Гегель развивает социально-философское знание. Сам философ называет этот компонент своей философской системы Философией права; также называет он и свои труды, посвященные этим проблемам: "Основоположения философии права" (1821) и "Философия права" (1826).
Абстрактное право представляет собой внешние формы воплощения Объективного духа, в то время, как моральность выражает его внутренние формы. Нравственность у Г.Гегеля выступает в роли синтеза права и моральности, в результате которого внешние и внутренние формы совпадают, завершая развития Объективного духа. Нравственность, в свою очередь, имеет три стадии становления – семья, гражданское общество и государство, которое у Г.Гегеля становится венцом истории (и, надо полагать, общественного устройства).
В ходе исторического развития Объективный дух, по мнению философа, находит свое воплощение в наиболее развитом народе (который занимает доминирующее положение в человечестве). Господство Восточного общества сменяется возвышением Античного общества, которое стало воплощение объективного духа. Следующим, третьим этапом становится его воплощение в германском народе, который, как полагал немецкий мыслитель, и есть – наилучший образец европейского (самого развитого) общества. При этом, каждый народ, каждый субъект общественной жизни, осознавший свою свободу, стремится реализовать свои собственные интересы в истории, не подозревая, что на самом деле осуществляет предписанную ему Абсолютом "программу" развития. В этом заключается Хитрость мирового разума. Даже то, что в обыденном человеческом понимании выходит за рамки добра (в том числе и макросоциальные катаклизмы, такие, например, как, войны), в действительности принимает необходимый характер. "Все действительное – разумно, все разумное – действительно" – постулирует философ.
В начале XIX века социальный мир предстал Г.Гегелю завершившим свое историческое развитие, так как европейская культура, как считал философ, полностью победила, и осталось лишь ее распространение на все остальное человечество.
Однако помимо субъективного и объективного духа, существует еще и третья стадия развития – Абсолютный дух, на которой Абсолют "возвращается к самому себе" в результате самопознания. Это самопознание, также как и все остальное в данной системе, содержит три этапа: искусство – оно отражает чувственное созерцание, религию, которая позволяет познание духа благодаря вере, философию, познающую Абсолют во всех его проявлениях через чистое понятие. Именно философия позволяет наиболее полно и всесторонне осмыслить сущность Абсолюта т диалектику бытия.
Таким образом, Г Гегель стал одним из самых выдающихся диалектиков, сыгравшим важнейшую роль в осознании мира в качестве сложной иерархичной развивающейся системы. Закономерности развития он выразил в системе категорий и законов диалектики[58], которых, кстати, тоже три: Закон единства и борьбы противоположностей, Закон перехода количественных изменений в качественные, Закон отрицания отрицания.
Учение Г.Гегеля повлияло на всю последующую философию, оно стало основой возникновения и развития как идеалистических, так и материалистических школ и целых направлений в осмыслении действительности, оказало воздействие на становление некоторых иррационалистических учений (например, экзистенциализма). Вместе с тем, даже многие из его последователей подвергли это учение критике и творческому переосмыслению. Одним из первых подобных критиков стал Л.Фейербах.
5. Материализм Л.Фейербаха.
Людвиг Андреас Фейербах(1804-1872) был сыном известного в Баварии юриста. Получил хорошее образование; после гимназии учился сначала в Гейдельбергском, затем в Берлинском университетах (в то время там читал лекции по философии Г.Гегель). Позже защитил диссертацию в Эрлангенском университете и занял там должность приват-доцента. Наиболее известны его труды "Сущность христианства", "Основные положения философии будущего". Но первым из известных его произведений стала работа "К критике философии Гегеля" (1839). Ученик недолго находился под безраздельным влиянием философской системы своего знаменитого учителя. Впрочем, критика философских взглядов предшественника в большей степени делает его похожим на остальных представителей немецкой классической философии, чем, если бы он в своих воззрениях строго следовал за Г.Гегелем.
Л.Фейербах представляет собой один из образцов людей, для которых истина гораздо важнее устойчивости своего положения в обществе. За истину он был готов нести не только ответственность, но и лишения. Практически в самом начале своей преподавательской карьеры (он работал в Эрлангенском университете) Л.Фейербах написал и опубликовал работу "Мысли о смерти и бессмертии". В ней он подвергал критике представления о загробной жизни. Книга была анонимной, но имя автора очень скоро стало известно и Л.Фейербах сразу испытал на себе давление церкви, чиновников, общественного мнения. Места в университете его лишили, о преподавательской работе также больше не могло быть речи. Основную часть всей своей последующей жизни ученый провел в деревне Брукберг, причем последние годы в большой нужде. Но несмотря ни на что он продолжил свою творческую деятельность.
Важной отличительной чертой воззрений Л.Фейербаха была критика религии и в целом идеализма с материалистических позиций. Природа представляется ученым органической целостностью. Мир бесконечен и вечен, в центре его – человек – материальное разумное (психофизиологическое) существо.
При этом ученый отдавал должное религии как форме мировоззрения, возможности осмысления человеком действительности и своего места в ней. Он обосновал возникновение религии бессилием человека перед силами природы (прежде всего) и, в определенной мере, недостатком знаний о мире. Л. Фейербах считал образы богов "объективацией сущности человека". Человек обособляет свое духовное начало, которое воспринимает как некую совершенную идеальную всесильную личность, Абсолют. Тем самым религия играет роль адаптационного механизма человека к окружающему его миру. Более того, религия истина в том, что человек, сам того не понимая, формирует идеал, представляющий собой все лучшее его собственной сущности. Такая же природа и у философского идеализма.
Л.Фейербах выступает с критикой тезиса о тождестве бытия и мышления. Он заменяет идеальную основу философского осмысления природы материальной, считает возможным и необходимым преодоление религии. Философ настаивает на глубоком осмыслении возникновения и сущности религии, и предлагает заменить ее другой, "истиной" религией, предметом которой является не Бог, а Человек.
Человек для Л.Фейербаха – универсальный, высший и единственный предмет философии. Сущность человека, которую составляют разум, воля и чувства, неизменна с развитием истории, с изменением внешних обстоятельств. Во все времена и при всех обстоятельствах человек стремится к счастью, которое возможно только в человеческом обществе. Поэтому счастье человека во многом зависит от счастья других людей, что делает человека альтруистом.
Таким образом, его философия – материалистическая антропология, которую впрочем, некоторые исследователи считают в определенном смысле "шагом назад", в сравнении с философскими системами немецкой классической философии. Это связано с тем, что Л.Фейербах, отрицая объективный идеализм представителей немецкой классической философии, не оценил должным образом и диалектику. Диалектика была свойственна всем системам немецкой классической философии, и, особенно яркой и завершенной предстала в учении Г.Гегеля.
Труды Л.Фейербаха пользовались большой популярностью, были переведены на многие языки и оказали большое влияние на дальнейшее развитие человеческого мировоззрения. Материалистические, атеистические, антропологические воззрения ученого сыграли роль в становлении как крупнейших рационалистических учений (прежде всего, марксизма), так и иррационалистических (волюнтаризм, философия жизни).
Что касается немецкой классической философии в целом, то она стала одним из самых ярких и плодотворных явлений в философии предыдущего тысячелетия. Творчество ее представителей стало неотъемлемой частью миропонимания, а также породило мощные философские направления и течения, такие как, кантианство и гегельянство, позитивизм и марксизм и другие.
Таким образом, немецкая классическая философия стала во многом основой и важнейшим источником современной философии.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов