рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Источники, основные особенности и периодизация русской философии.

Источники, основные особенности и периодизация русской философии. - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Возникновение И Развитие Русской Философии Было Обусловлено Целым Рядом Истор...

Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов.

Прежде всего, в качестве важного условия формирования русской философской мысли необходимо назвать становление государственности Руси, а затем и России, как важнейший исторический процесс. Он требовал глубокого осмысления роли и места русского общества в системе транснациональных, транссоциальных отношений в каждый из периодов его развития. Усложнение структуры общества, его внутренних и внешних связей, рост самосознания необходимо связаны со своеобразной "кристаллизацией" мировоззренческих взглядов русских мыслителей. Философские обобщения в различных сферах общественной деятельности были необходимы и естественны. Поэтому важным источником русской философии является само развитие русского общества.

Другим источником русской философии является Православие. Оно формировало важные духовные связи русской философской мысли с мировоззренческими системами остального христианского мира. С другой стороны, оно способствовало проявлению специфики русской ментальности по сравнению с Западной Европой, Востоком.

В формировании русской философской мысли существенную роль сыграли нравственно-идеологические основания древнерусских народов. Они получили свое выражение уже в ранних мифологических традициях и эпических памятниках славян, в дохристианских религиозных системах.

Большое влияние на русскую философию оказала византийская философия, которая имеет много общего с православием и, одновременно, не тождественна ему.

Кроме того, большое значение имеет влияние на русское мировоззрение самых различных культур, которые в ходе исторического процесса, так или иначе, вступали во взаимодействие с развивающимся русским обществом.

Немалую роль в формировании отечественной философии, ее особенностей сыграла и сложность исторического развития нашего Отечества, нелегкий опыт народов страны, переживших за многие сотни лет немало потрясений и побед, прошедших через многие испытания и заслуженную славу. Имеют значение такие черты русского народа, как жертвенность, пассионарность, стремление к бесконфиликтности, и многое другое.

Наконец, важным условием формирования и развития русской философии стоит считать высокие результаты творческой активности представителей нашего народа в политике и военном деле, в искусстве и науке, в освоении новых земель и многих других областях человеческой деятельности.

Названные источники и характер эволюции российского социума обусловили особенности русской философии. Известнейший исследователь в области истории русской философии В.В.Зеньковский (1881–1962) считал особенностью русской философии то, что вопросы познания в ней отодвигались "на второй план". По его мнению, русской философии свойственен онтологизм вообще, и, в том числе, при рассмотрении вопросов теории познания. Но это означает не преобладание "реальности" над познанием, а внутреннюю включенность познания в отношение к миру[63]. Другими словами, в ходе развития русской философской мысли вопрос о том, что есть бытие, оказывался в центре внимания чаще, чем вопрос о том, как возможно познание этого бытия. Но, с другой стороны, вопросы гносеологии очень часто оказывались неотъемлемой составной частью вопроса о сущности бытия.

Другая важная черта русской философии – антропоцентризм. Большая часть вопросов, решаемых русской философией на всем протяжении ее истории, рассматриваются через призму проблем человека. В.В.Зеньковский считал, что эта черта проявилась в соответствующей моральной установке, которую соблюдали и воспроизводили все русские философы.

С антропологизмом тесно связаны и некоторые другие черты русской философии. Среди них – склонность русских мыслителей к акцентированию внимания на этической стороне вопросов, решаемых отечественными мыслителями. В.В.Зеньковский называет это – "панморализмом". Также, многими исследователями отмечается неизменный акцент на социальных проблемах. В связи с этим отечественную философию называют историософичной.

Специфика русской философии выражена не только в чертах философских систем русских мыслителей, но и в ее периодизации. Характер и этапы развития русской философской мысли свидетельствует и об определенном влиянии мировой философии на отечественную, и безусловной самостоятельности развития русской философии. Во взглядах на периодизацию русской философии единства нет.

Некоторые исследователи считают, что русская философия зародилась в середине I тысячелетия н.э. Периодом "отсчета" зарождении оказывается начало формирования мифологии и религиозных языческих систем славянских народов того периода, потомки которых и образовали Древнюю Русь. Другой подход связывает возникновение русской философии с приходом на Русь и утверждении здесь Христианства (т.е. после 988 г.). Можно, также, найти основания того, чтобы вести отсчет истории русской философии со времени укрепления Московского княжества в качестве главного политического и культурного центра Руси.

Есть определенная логика и в том, чтобы и начальный период становления Российской империи (когда только начала приобретать черты системы и самостоятельного социального института отечественная наука – XVIII в.). В этом случае и эпоху централизации Русского государства вокруг Москвы (XIV–XVII) и все предшествующие периоды считать периодом формирования философской мысли, временем русской "пред-философии". Действительно, собственно философские взгляды на Руси (особенно, до XVIII в.) не носили самостоятельного характера, а были, скорее, необходимым элементом мифологических, религиозных, социально-политических, этических систем и позиций отечественных авторов.

В том, что в XIX в. философия в России была уже самостоятельной, у большинства исследователей сомнений нет. Во второй половине XIX века русская философия была представлена рядом оригинальных, интересных по содержанию, завершенных философских систем.

Поэтому допустимо в самом общем виде в развитии отечественной философии выделить три основные этапа: зарождение и развитие русского философского мировоззрения (до второй половины XVIII в.), формирование и становление русской философской мысли (XVIII–XIX вв.), и развитие современной отечественной философии (со второй половины XIX в.). Однако каждый из выделенных этапов не однороден и может быть разделен, в свою очередь на относительно самостоятельные периоды. Например, первый этап – формирования философского мировоззрения – логично делить на дохристианский период, период развития философской мысли во времена Киевской Руси и феодальной раздробленности, и философские взгляды периода объединения русских земель вокруг Москвы.

В любом случае, всякое деление развития русской философии на самостоятельные периоды довольно условно. Вместе с тем, каждый подход отражает те или иные основания, ту или иную логику рассмотрения истории русской философии, ее связи с общественным развитием России.

Русская философия отличается значительным разнообразием нередко противоречивых направлений, течений, воззрений. Есть среди них материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические. Но только в своей совокупности они отражают всю сложность, глубину и оригинальность отечественной философской мысли.

 

2. Формирование и становление русской философской мысли (XI-XIX вв.).

Первые значительные произведения, содержащие философские идеи, дошедшие до наших дней, были созданы во времена Киевской Руси. В этот период происходит распространение и окончательное утверждение православного христианства в русских землях; становление русской национальности; рост авторитета и влияния русского государства.

Важные изменения мировоззренческого, этнического, государственно-политического характера обусловили стремление к их осмыслению, а также направленность философской мысли. Один из первых русских мыслителей автор "Слова о законе и благодати" (XI в.) митрополит Иларион (середина XI) обосновывал самодостаточность Руси. В качестве аргументов он выдвигал, прежде всего, принятие Русью христианства. Христианскую веру он считал высшей благодатью для русской земли. Другое важнейшее основание самодостаточности Руси заключается в характере и результатах социальной активности ее правителей. Илларион обращает внимание на первостепенное значение добродетелей князей Игоря, Святослава, и, особенно, Владимира.

В этот же период были написаны такие значительные произведения, как "Повесть временных лет", "Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху" (XII в.), "Моление Даниила Заточника, …"[64]. Большое внимание в них уделялось социально-философским, нравственно-правовым, а также этическим и некоторым другим вопросам. При этом, как правило, все размышления в них связываются со становлением русского социума, исследованием его генезиса, основных источников, обоснованием его политической и духовной самостоятельности.

На развитие воззрений русских философов в период Средневековья оказывали воздействие зарубежные мировоззренческие системы, философские течения. Среди них важное место занимает исихазм (от греч. хесихиа – спокойствие, тишина) – философско-религиозное течение в православии, религиозная практика, которой свойственно молитвенное самоуглубление, неподвижность, пост. У истоков исихазма стоят религиозные мыслители Восточной Европы Григорий Нисский, Григорий Палама, и некоторые другие.

В России традиции исихазма отстаивали Сергий Радонежский (1314 или 1319–1392), Нил Сорский (1433-1508). Принципы исихазма легли в основу позиции нестяжателей – течения, объединявшего противников чрезмерной активности церкви в "мирской" составляющих общественной жизни. Нестяжатели выступали против церковного землевладения в России, вмешательства церкви в дела государства (конец XV–XVI вв.), проявляли определенную терпимость к проявлениям типов мировоззрения отличных от их собственного.

Идейно-политическими противниками нестяжателей были иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого (1439 или 1440–1515).Иосифляне (или стяжатели) образовавли в XVI–XVII вв. церковно-политическое течение в России, отстаивающее интересы воинствующей церкви, в том числе – крупное монастырское землевладение, осуждение и расправу над еретиками. Иосифляне стремились участвовать в делах государства.

Большое значение в философском плане имела концепция иосифлянина Филофея (XVI в.), широко известная, как политическая теория "Москва – третий Рим". Концепция утверждает, что после падения Константинополя (Второго Рима) ведущая роль духовного лидера православного христианского мира перешла к Российскому государству – к Москве.

Идея исключительности русского социума проявлялась не раз в философских системам русских мыслителей, в мировоззренческих концептах русского общества. С другой стороны, определенную роль играла идея "отставания" русского общества от стран западной Европы в сфере науки, организационного строительства, права и некоторых других областях общественной деятельности.

Следует учесть, что многие мыслящие представители русского общества полагали (и не без основания), что назрела пора преодолевать разрыв с передовыми странами мира. Вместе с тем, в русском обществе продолжает укрепляться чувство особенности своей страны, ее исключительности, неповторимости. Такую позицию можно считать во многом – вполне естественной, а в чем-то – "завышенной". Так или иначе, все подобные устремления и настроения были самым тесным образом связаны с философскими и идеологическими концепциями русских мыслителей в течение нескольких столетий.

Русские философские системы отличались своеобразием, самобытностью. Даже развивая философские идеи, пришедшие извне, русская мысль всегда отличалась оригинальностью, независимостью, высокой степенью творчества.

Важным условием активного развития философской мысли в России стали преобразования, начатые Петром I. Процесс активного социального развития страны, а также многочисленные разноплановые культурные контакты с европейскими странами послужили условиями распространения в России идей просвещения.

Философская составляющая русского просвещения нашла отражение в воззрениях весьма разных по своим взглядам и социальной практике мыслителей. Это такие известные деятели русского просвещения, как Феофан Прокопович (1681–1736), Николай Иванович Новиков (1744–1818) и некоторые другие. Особое место в русском просвещении занимают М.В.Ломоносов и Н.А Радищев.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), чье имя в определенной мере олицетворяет русскую науку середины XVIII века, придерживался деистических взглядов. Созданная Богом природа в его понимании развивается по материалистическим законам. М.В.Ломоносов отстаивал подкрепленное его собственной экспериментальной научной деятельностью представление о корпускулярном (молекулярном[65]) строении материи. При этом молекулы (корпускулы-атомы) пребывают в постоянном движении – вращательном, колебательном и поступательном. Налицо элементы материализма и диалектики.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), автор трудов "Путешествие из Петербурга в Москву", "О человеке, его смерти и бессмертии", как и М.В.Ломоносов придерживался преимущественно деистических взглядов. Развивающуюся природу он представлял в виде лестницы, на вершине которой стоит человек, в котором соединяется и материальное (его организм) и идеальное (сознание).

В социально-философских взглядах А.Н.Радищев проходит от неприятия самодержавия до мнения о предпочтении несовершенного в социально-политическом плане мира гражданской войне. Идеал – общество справедливости, состоящее из равноправных свободных граждан. Отчасти этот идеал русский мыслитель видит в прошлом: в Новгородской и Псковской республиках с их демократическим управлением, вечевыми собраниями, довольно развитой правовой системой.

Историческое развития представляет собой периодическую смену вольности и рабства, нередко именно борьба за свободу приводит к рабству. В связи с появлением частной собственности и расслоением общества в результате общественного договора (в духе Ж.-Ж.Руссо) было образовано государство. Но народ не мог добровольно согласиться на рабство, какое А.Н.Радищев наблюдает в России. Отсюда мыслитель (названный "просвещенным монархом" Екатериной II "бунтовщиком хуже Пугачева") делает вывод, что народ вправе судить государя за его несправедливость.

Критически по отношению к существующему в России строю (и к самому духу материального благополучия и накопления, эксплуатации) был настроен также украинский и русский философГригорий Саввич Сковорода (1722–1794).

По мнению Г.С.Сковороды бытие представляет собой три мира: вселенную (макрокосм), человека (микрокосм) и объединяющий их воедино мир "символической реальности". Мир "символической реальности" наиболее наглядно представленный в Священном писании. Каждый из миров состоит из невидимой (Бога) и видимой ("тварной", созданной Богом) натуры. Смысл и проблема человека как раз и состоит в обнаружении невидимой натуры – Бога. Духовное совершенствование каждого отдельного человека – необходимое условие и единственная возможность движения общества к совершенству.

Русской мысли конца XVIII–XIX вв. свойственны направленность на освобождение духа, также как и стремление к справедливому и совершенному социальному устройству. Эти тенденции существенно усилились в связи с ростом национального самосознания, порожденного Отечественной войной 1812 г. и победой над наполеоновской Францией. А участие сотен тысяч граждан России в заграничных походах 1813-1814 г. позволили, помимо прочего, ближе ознакомиться с западной культурой, увидеть уровень и качество жизни европейцев.

Результатом культурного обогащения, тесно связанного с ростом самосознания, а также с крушением надежд на просвещенную монархию, стало возникновение освободительного движение в России. В рамках этого движения стало явным усиление интереса к социально-философским вопросам. Наиболее ярким проявлением данных процессов стала деятельность тайных дворянских организаций, таких как "Союз спасения", "Союз благоденствия", "Северное общество", "Южное общество" и некоторых других.

Важной частью освободительного движения стала выработка их идеологических основ. Самыми известными программными документами декабристов стали "Русская Правда…"[66] Павла Ивановича Пестеля (1793–1826) и "Конституция" Никиты Михайловича Муравьёва (1795–1843), важной составляющей которых имеет социально-философский аспект. Главными идеями, общими для этих произведений, были требования равных прав граждан (правда, прежде всего, мужчин) перед законом, отмены крепостного права, реорганизации государства (по Н.М.Муравьеву, Россия должна была стать конституционной монархией, по П.И.Пестелю – республикой).

Наиболее глубокий след в русской филосфии первой половины XIX столетия оставил Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856).

Офицер лейб-гвардии, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов, он вступил в тайное общество, неожиданно для всех в 1821 г. вышел в отставку. Деятельность декабристов удовлетворения не принесла, и П.Я.Чаадаев уехал за границу, где встретился с представителями целого ряда философских направлений, изучал их взгляды. В Германии он знакомится с Ф.Шеллингом, который назвал П.Я.Чаадаева самым умным из известных ему умов.

Поездка и новые знакомства стали причиной серьезного пересмотра многих воззрений философа. Возвратившись в 1826 г. из заграничной поездки он многое переосмыслил в судьбе Росси. Свое отношение к современной ему действительности П.Я.Чаадаев выразил в ряде писем. В 1936 г. журнале "Телескоп" был опубликован один из таких трудов – первое Философическое письмо.

По мнению автора письма, Россия находится как бы вне истории, люди живут в ней лишь настоящим, забывая прошлое и не заботясь о будущем. Между тем, основой мира является "истинная реальность", "абсолютное единство", "великое Все" (что, по сути, и есть Бог). Великое все проявляется в двух природах: физической и духовной, схожих по своему строению. Их основное различие в первичных элементах; в духовной природе – это идеи, в физической – атомы. Социальное бытие также подчинено всеобщим законам, и европейские страны следуют им, основываясь на принципах справедливости, нравственности, права, долга.

В силу различного понимания истории возникает противоречие между Россией и Европой. Его можно и нужно преодолеть. Для этого необходимо нравственное воспитания русского общества, а также религиозное сближение на платформе католицизма – самой подходящей, по мнению П.Я.Чаадаева, для успешного социального развития религии.

Реакция на публикацию была бурной в самых различных кругах общества: от студентов до императора. Последний объявил автора письма сумасшедшим, после чего тот был взят под домашний арест. Написанная П.Я.Чаадаевым "Апология сумасшедшего" (1937) была опубликована уже после смерти.

По-разному восприняли позицию П.Я.Чаадаева философские круги России. Некоторые публицисты, ученые – их стали называть славянофилами – выступили против прозападных настроений, прозвучавших в письме, полагая Россию самодостаточным социумом. Другие разделяли позицию П.Я.Чаадаева; их назвали западниками.

СлавянофилыАлексей Степанович Хомяков (1804-1860), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Федорович Самарин (1819-1876), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) – выступали за развитие России по собственному пути. Они были противниками индивидуализма, рационализма, духовной противоречивости, которые приписывали Западу. Их идеал – допетровская Россия; отсюда их неприятие реформ Петра I.

ЗападникиТимофей Николаевич Грановский (1813-1855), Николай Владимирович Станкевич (1813 –1840) Конcтантин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) – вслед за П.Я.Чаадаевым полагали необходимым усвоение российским обществом западных ценностей. Западники не видели возможности развития России вне Европы, вне опыта западных стран. Они считали, что католицизм больше, чем православие, подходит для реализации прогрессивного развития.

Иногда к западникам относят и Александра Ивановича Герцена (1812–1870; основные работы: "Диалектизм в науке", "Письма об изучении природы", "С того берега", "Былое и думы"). А.И.Герцен стоял на материалистических позициях, он воспринял также и диалектические идеи Г.Гегеля. Революционные взгляды, преследования со стороны царского правительства вынудили А.И.Герцена покинуть Россию. Близкое знакомство с Европой развеяло надежды на многие западные ценности. Произошла своеобразная "деидеализация" Запада и А.И.Герцен сделал вывод о том, что капитализм для России не является обязательным этапом ее развития. Он даже полагал, что социализм в России может наступить даже раньше, но это был особый – крестьянский социализм.

И славянофилы и западники во многом были склонны к излишней идеализации защищаемых ими социальных и мировоззренческих моделей. Однако их совместный дискурс углубил понимание существующего миропорядка и места в нем России. Это явление оказалось неотъемлемым компонентом в развитии русской мысли XIX века. Оно стало необходимым этапом становления русского общественного мировоззрения. Представляющее собой диалектическое созидательное противоречие "тезиса" и "антитезиса" в воззрениях передовой части русского общества, оно дало мощный импульс развития русской философской мысли.

Однако "синтез" не был и не мог стать единым мировоззренческим течением. Важнейшие направления дальнейшего развития русской философии были еще более разнообразны и противоречивы.

 

3. Русская философия второй половины XIX–начала XX веков.

Развитие русской философии второй половины XIX столетия было обусловлено рядом существенных факторов. К ним можно отнести динамичное формирование новых экономических отношений (капитализма), дальнейшее становление национального самосознания народа, социальные реформы в России, рост уровня образования российского населения, а также подъем освободительного движения в стране. Кроме того, на русскую философию оказывало влияние развитие зарубежной философской мысли.

Таким образом, характер и специфику отечественной философии обусловило, прежде всего, бурное социальное развитие России последних полутора столетий. Этот этап развития русской философской мысли, условно названный "современной отечественной философией" вполне логично разделить на три периода. Первый из них характерен углублением демаркации между материализмом и идеализмом в России (конец XIX–начало ХХ вв.). Второй период (20–80 годы ХХ столетия), в частности, ознаменован разделением русской философии на советскую и зарубежную. Третий период, начавшийся в конце ХХ века, отражает кризисные явления российского социума, захлестнувшие страну на рубеже тысячелетий; этот период отличает поиск новых идеологических, научных, этических оснований российского миропонимание.

В целом же отечественная философская мысль в ходе развертывания исторического процесса страны за эти полтора века становится все более "масштабной" и "профессиональной", приобретает признание за рубежом, оказывает существенное влияние не только на мировоззрение России, но и на мировую философию.

Со второй половины XIX века в русской философии появляются развернутые законченные философские системы. Динамичное развитие отечественной и зарубежной науки, стремительный рост авторитета русской литературы и искусства, существенные сдвиги в социальной структуре общества повлияли на все стороны жизни России. В том числе, это способствовало углублению философского понимания бытия, привело к дифференциации философского знания.

В конце девятнадцатого века среди образованного слоя России, прежде всего, в интеллигенции, стало утверждаться и набирать силу материалистическое понимание мира. В связи с этим повысилась активность представителей российской общественности отстаивающих идеалистические позиции.

В философии это выразилось в образование двух направлений – материалистического и идеалистического. Материалистическое направление в российской философской мысли нашло отражение в создании социальных материалистических концепций (иногда они объединяются под общим названием "антропологический материализм"), в таких течениях, как естественнонаучный материализм, анархизм, марксизм и некоторых других.

Русскому материализму, как и всей русской философии, присущи такие черты, как антропоцентризм, гуманизм, социальная направленность, а также, нередко и различная степень политизации (особенно проявившаяся в связи с развитием марксизма).

Одним из ярких представителей антропологического материализмаявляетсяНиколай Григорьевич Чернышевский (1828–1889) – писатель, лидер революционного демократического движения в России, вдохновитель создания революционной организации "Земля и воля". Он также известен как автор романа "Что делать?", работы "Антропологический принцип в философии" и ряда других, в немалой степени отражающих философские взгляды значительной части русской интеллигенции середины XIX века.

Подобно К.Марксу, Н.Г.Чернышевский считал необходимым переработать гегелевскую диалектику с материалистических позиций. Материя, считал он, вечна, и человек – материален. Его познавательная деятельность проходит в чувственных и логических формах и осуществляется в ходе практики – деятельности людей по преобразованию природы. Природа находится в постоянном движении, образует различные материальные системы различной степени сложности, в том числе и человека.

Этический идеал Н.Г.Чернышевского – принцип "разумного эгоизма". Человек творит добро в собственных интересах, стараясь приблизить к счастью как можно больше окружающих его людей; "разумный эгоизм", таким образом, весьма альтруистичен.

Идеал общественного строя – крестьянский социализм – общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком. Причем, Россия, по мнению Н.Г.Чернышевского, способна достичь социализма минуя капитализм.

Похожую социальную и философскую позицию занимали русские публицисты Виссарион Григорьевич Белинскский (1811–1848),Николай Александрович Добролюбов, (1836-1861)Дмитрий Иванович Писарев(1840–1868). При этом взгляды каждого обладали спецификой. Так, Д.И.Писарев отстаивал принцип реализма в изучении природы и общества. Это значит, что, изучая природу и общество, необходимо иметь в виду только реально существующие процессы и явления. Поэтому не только религия, но и гуманитарные науки, полагал Д.И.Писарев, ничего существенного не дают человеку; реальная польза только от естественных наук.

Петр Лаврович Лавров (Миртов) (1823–1900) свою позицию называл антропологизмом (исследователи истории философии определяют его взгляды как позитивистские). П.Л.Лавров был противником "исключительно одностороннего увлечения естественными науками", основную функцию науки видел в определении закономерностей общественных отношений.

Социум несовершенен, в нем большинство эксплуатируется меньшинством (чему способствует и религия). "Прогресс" меньшинства происходит на фоне неразвитости большинства. Поэтому смысл исторического развития П.Л.Лавров усматривал в гармоничном развитии личности, в достижении справедливости в обществе. Такое состояние дел, по его мнению, возможно в социалистическом обществе. А главная цель социального прогресса заключается в солидарности всего человечества.

Похожие взгляды на будущее человечества высказывали и представители русского анархизма.

Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) был не только теоретиком в области социальной философии, но и сам принимал активное участие в революционном движении (в 1848–1849 гг. Германии и Австро-Венгрии). М.А.Бакунин стоял на материалистических позициях, критиковал религию. Считал, что государство – средство эксплуатации человека человеком, а поэтому оно подлижет упразднению. Общество должно регулировать свои внутренние отношения методом самоуправления, основываясь на принципах свободы, равенства, справедливости, братства. Народы, должны проявлять солидарность, объединятся в союзы. Таким образом, социальный идеал М.А.Бакунина – социализм без государства.

Другой известный представитель русского анархизма,Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921), полагал, что наилучшей формой социального устройства является "анархический коммунизм". Что касается государства, то оно возникло в результате появление собственности на землю. Для отражения сути государства П.А.Кропоткин создал образа: договор о взаимной поддержке между землевладельцем, воином, судьей и священником в целях обеспечения их власти над народом. При этом право и правосудие он оценивал как "узаконенную месть", направленную на обеспечения эксплуатации меньшинством большинства.

Естественнонаучный материализм в России представлен в работах ученых, сделавших величайшие открытия в физике, химии, математике, биологии, геологии и других естественных науках. Непосредственно философией они, как правило, не занимались, однако, в своих научных исследованиях формировали философские основания картины мира. При этом они стояли на материалистических позициях. Поэтому некоторых из них иногда называют стихийными материалистами.

Так, Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) признавал объективность законов природы и был глубоко убежден в безграничных познавательных возможностях человека. Свою точку зрения он подтвердил рядом научных открытий, сыгравших большое значение в развитии научной и философской мысли, в освоении человечеством окружающего мира.

Илья Ильич Мечников (1845-1916) считал науку ведущей силой общественного прогресса. Сам себя он называл "рационалистом". Помимо значительного вклада в развитие биологии и физиологии, излагал свои взгляды и по ряду философских вопросов (в частности – по вопросам эволюции). Он выступал против идеализма, религиозных взглядов на мир; критиковал несовершенство общественных отношений в России.

Материализм на русской почве принимал многие формы, но из них наибольшее распространение получил марксизм.

Русский марксизм сыграл важную роль в развитии философии, а также в общественном развитии, как России, так и многих стран мира.

Одним из первых и наиболее последовательных теоретиков марксизма в России был русский философ, социолог, искусствовед Георгий Валентинович Плеханов (1857–1918). Он стоял у истоков русской социал-демократии – революционно-политического движения, ставшего в последствии ведущей политической силой страны. В 1883 Г.В.Плеханов в Женеве создал первую русскую марксистскую организацию – группу "Освобождение труда". Однако Октябрьскую революцию 1917 г. в России он осуждал, хотя сами по себе социальные революции считал закономерными и неотвратимыми. В российском социал-демократическом движении Г.В.Плеханов занимал меньшевистские позиции.

Наиболее известные философские сочинения Г.В.Плеханова: "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю"; "Очерк по истории материализма", "К вопросу о роли личности в истории" и др.

Г.В.Плеханов считал, что философия представляет собой совокупность идей, в которых отражается достигнутый человечеством опыт освоения окружающей действительности на данном этапе исторического развития. То есть, философия – это концентрированное выражения уровня культуры человечества. Он был последовательным сторонником и пропагандистом диалектического материализма, критиковал, в частности, идеализм и агностицизм И.Канта и его последователей.

Большое значение имели социально-философские исследования Г.В.Плеханова. Он доказывал, что Россия в своём историческом развитии идет тем же путем, что и европейские страны. Также, он внес существенный вклад в развитие истории философии, эстетики, экономики, социологии.

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924) известен, прежде всего, как профессиональный революционер, а после 1917 года – как государственный деятель. Как и Г.В.Плеханов он был социал-демократом, но не сторонником, а противником меньшевизма. В.И.Ленин был лидером большевистского крыла российской социал-демократии. Он сыграл важную роль в развитии марксистской философии, однако основной целью и результатом его деятельности было не столько решение теоретических вопросов, сколько практика революционной борьбы, а после 1917 года – социальное строительство в Советской России. Он стал руководителем Октябрьской социалистической революции 1917 г., а после ее победы возглавил правительство РСФСР (а затем и СССР) – Совет Народных Комиссаров.

Философские исследования В.И.Ленина носили скорее прикладной характер, были направлены на обоснование идеологической позиции большевизма. Основной философский труд В.И.Ленина – "Материализм и эмпириокритицизм", в котором он исходя из критики эмпириокритицизма (махизма, или второго позитивизма), развивает диалектико-материалистические взгляды на окружающую действительность, утверждает тезис о неисчерпаемости материи, с материалистических позиций трактует вопрос познаваемости мира, проблему истины некоторые другие онтологические и гносеологические вопросы.

Кроме того, в своей теоретической работе он большое внимание уделял проблемам исторического развития, демократии, и классовой борьбы в обществе, исследованию роли народных масс и личности в истории, разрабатывал теорию государства, социальной революции, диктатуры пролетариата.

Марксистская философия получила развитие в трудах целого ряда советских ученых. Видное место среди них занимал соратник В.И.Ленина А.А.Богданов.

Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873–1928) – русский и советский философ, создавший оригинальную теорию системного подхода к анализу и осмыслению окружающей действительности. Основная его работа, посвященная этому вопросу, называется "Всеобщая организационная наука (тектология)" (1922).

А.А.Богданов был одним из создателей партии большевиков, а также талантливым ученым-естествоиспытателем, писателем-фантастом.

Стремление к активной научной работе, патриотизм, литературные способности были присуще и представителям русского идеализма рассматриваемого периода.

Сущность и характер развития идеалистического направления обусловлены сложностями становления самосознания российского общества, его христианскими традициями, сложными процессами развития российской философской мысли (одним из первых проявлений которых стала полемика славянофилов и западников). На формирование идеалистического направления отечественной философии оказали влияние зарубежные идеалистические и иррационалистические философские течения. Наконец, появление и утверждения радикальных материалистических взглядов в философии повлекло противодействие этой тенденции со стороны представителей идеализма.

Одна из основных причин развития идеализма в России было осознание невозможности постижения и объяснения бытия исключительно с позиций научного знания, сложности и многомерности восприятия мира человеком, противоречивости человеческой сущности. Поэтому русский идеализм в значительной степени носил религиозный характер, ему присущ ярко выраженный гуманизм и этический компонент. Нередко он находил свое отражение в искусстве, в художественной литературе.

Среди наиболее ярких представителей русской философии важное место занимает русский писатель, мыслитель-гуманистФедор Михайлович Достоевский (1821–1881). В центре внимания писателя – Человек (одновременно и все человечество, и отдельный индивид), которого нельзя делить на отдельные творческие личности, творящие истории и толпу. Источник и цель его развития находится внутри него – это Бог. Свобода выбора человека обусловлена личной ответственностью человека за свои помыслы, устремления, поступки, и эта свобода всецело отдавать себя людям. Идеалом, к которому стремится человек, является Христос.

Критерий бытия человека – счастье, содержанием которого является жертвенность, сострадание, служение людям, преобразованием зла в добро, осознанное стремление к идеалу.

С идеями Ф.М.Достоевского в определенном смысле сходны философские взгляды, которые выдвигал другой великий русский писательЛев Николаевич Толстой (1828–1910) – русский писатель и мыслитель.

По его мнению, цель человека, ориентир социального развития – установление царства Божьего на Земле, отречение от собственных интересов ради служения Богу и ближнему. Сам Л.Н.Толстой старался следовать принципам, которые способствовали достижению этой цели.

Л.Н.Толстой, в частности, выдвинул свой вариант концепции ненасилия. Он считал, что с помощью насилия невозможно устраивать жизнь людей, решать возникающие в обществе проблемы. Напротив, насилие только усугубляет проблемы. Поэтому главный принцип человеческих взаимоотношений, способный заменить закон насилия законом любви – "непротивление злу насилием".

Существенный вклад в развитие отечественной и мировой философии внес русский философНиколай Яковлевич Данилевский (1822–1885). Несомненной заслугой Н.Я.Данилевского исследователи признают разработанную им концепцию социального развития, основные идеи которой в наиболее завершенном виде изложены в книге "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому" (1869).

Согласно этой концепции история человечества представляет собой взаимодействие, борьбу и смену одних крупных социальных систем – "культурно-историческимх типов" – другими. Сущность и неповторимость культурно-исторического типа проявляется в его религиозных, культурных, политических и социально-экономических особенностях. В своем развитии каждый тип проходит стадии рождения, расцвета, упадка и исчезновения; развивается от своего "этнографического" состояния к государственному, а затем – к цивилизации.

Н.Я.Данилевский выделяет египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский), романо-германский (европейский) культурно-исторические типы. Наконец, большое значение для истории представляет еще один, самый новый культурно-исторический тип – славянский. Наиболее полно и всесторонне он выражен в русском народе.

В становлении и развитии русской идеалистической философия второй половины XIX – начала ХХ веков важнейшую роль сыграли мировоззренческие, нравственные и интеллектуальные традиции, сформированные в рамках русского православия. Философское творчество некоторых русских философов и богословов историки философии выделяют в самостоятельное направление – русскую религиозную философию.

Русская религиозная философия отличается самобытностью, оригинальностью философских построений, важными новациями в сфере понятийно-категориального аппарата философских наук.

Название "религиозная философия" в данном случае не означает, что другие направления русского идеализма не содержали религиозного аспекта. Религиозность – важная составляющая философских систем А.С.Хомякова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и некоторых других русских мыслителей. Также, это название не говорит о том, что объединенные им философские подходы к осмыслению и объяснению бытия строго ограничены рамками ортодоксальной религиозности.

Основу позиций русских религиозных философов второй половины XIX – начала ХХ веков составляет религиозное мировоззрение. Эти философы имели самое непосредственное отношение к Русской Православной церкви, некоторые из них были священниками, богословами. Однако в своем творчестве они могли отходить от некоторых теологических догм, вводили новые понятия, предлагали новые элементы в привычную для религиозного мировоззрения систему мира.

Русскую религиозную философию отличали идеи соборности, всеединства, космизма, связанные между собой.

Соборность (автором этого понятия считают А.С.Хомякова) – это единство людей, в основе которого – любовь к Богу. Люди объединены Церковью – телом Христовым, а значит и любовью друг к другу. Это, прежде всего, духовное единство, позволяющее объединить духовные силы людей.

Соборность получила своеобразное развитие в другой идее – идее всеединства. Всеединство выражается во внутреннем органическом единстве бытия, в единстве многообразных форм его проявления и раскрывается не только в онтологическом, но и в гносеологическом (единство науки, философии и веры), социологическом (единство общества, государства, церкви), аксиологическом (единство добра, истины и красоты) и других аспектах.

Онтологическая составляющая всеединства находит свое выражение, в частности, в космизме. Религиозная трактовка космизма отличается от материалистической, прежде всего основанием признания единства человека и космоса, органичной включенности человека в космос: неотъемлемым элементом космоса человек является в силу того, что он, как и космос – творение Божье.

В концепциях русских религиозных философов немало общего, но особую ценность им придает их оригинальность, неповторимость.

Так,Николай Фёдорович Фёдоров (1828–1903) стал основателем русского космизма. Он был известен аскетическим образом жизни, работал в библиотеках Москвы, которую считал центром духовной жизни России. Его основные работы были собраны в двухтомнике под названием "Философия общего дела".

Самым большим в мире злом он считал смерть, но человек, по его мнению, может преодолеть смерть. Для этого человек должен совершенствоваться, измениться в отношении к себе и к другим людям, гармонизировать общественные отношения. Необходимо, также, изменить отношение к природе в целом. От ее эксплуатации следует перейти к "регуляции" природы, научиться регулировать космические процессы.

Человек должен побороть в себе эгоизм (причиной которого можно считать преобладание в человеке животных начал), проявления враждебности к окружающим. Люди должны объединиться в одном "общем деле" – борьбой со смертью. Основой единения должна стать любовь к предкам, к умершим ранее людям. Объединение усилий, любовь, достижения в науке и культуре позволят достичь желанной цели, умерших можно будет воскресить. Поскольку на Земле всем живущим и воскрешенным места не хватит, необходимо будет освоить Космос.

Свое учение Н.Ф.Федоров называл "активным христианством". Его творчество оказало большое влияние на последующее развитие философии в России, в том числе на творчество одного из самых известных русских философов – В.С.Соловьева.

Владимир Сергеевич Соловьев(1853–1900), по оценкам многих исследователей, является создателем одной из первых в России завершенных целостных философских систем. Он также известен как поэт, предтеча русского символизма.

В.С.Соловьев оставил богатое теоретическое наследие, его основные идеи изложены в работах "Русская идея" (1888), "Оправдание Добра. Нравственная философия" (1897), "Три разговора" (1899–1900) и многие другие. Своей целью он считал создание христианской православной философии, новая форма которой соответствовала бы содержанию, в котором синтезированы христианская православная вера и рациональное философское мышление. Это учение, по замыслу автора, должно исключать любую односторонность. В его основе – религиозное знание о всеединстве, но одновременно это знание – философское, а философия, как считал В.С.Соловьев, это реализованная духовная свобода, делающая человека самим собой – свободной личностью. Таким образом, философия В.С.Соловьева, это философия Всеединства.

Важным элементом системы В.С.Соловьева является идея Софии.[67] В русской христианской философии София – мудрость Божья. Она может выступать пронизывающей все бытие четвертой божественной ипостасью в дополнение традиционным, какими являются Отец, Сын и Святой Дух. София В.С.Соловьева многогранна; к общепринятой христианской трактовке пониманию он добавляет понимание Софии как вечной женственности, важного проявления всеединства, соотносит ее с ориентиром и самим процессом духовного совершенствования человека, в его трактовке София приобретает не только мистический, но и романтический характер.

Идея Софии получила развитие в творчестве другого представителя русской религиозной философии С.Н.Булгакова.

Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944) русский философ и богослов; его философские идеи изложены в трудах "От марксизма к идеализму", "Философия хозяйства", "Свет Невечерний" и других.

Центральное место в его взглядах занимает софиология. София С.Н.Булгакова, с одной стороны, идеальная нетварная основа реального тварного мира, Душа Мира, мудрость Божья, пронизывающая все бытие четвертая божественная ипостась. С другой стороны, это тварная София, которая представляет собой порядок в мире, становление красоты, осуществляемое человеком. "Софийность" определяет личность человека и историю человечества.

В своих взглядах С.Н.Булгаков первоначально стоял на марксистских позициях, но в стремлении углубить идеи К.Маркса, в конце концов, пришел к религиозной философии, стал священником. Нечто похожее характерно и для судьбы еще одного представителя русской религиозной философии – Н.А.Бердяева.

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) в молодости был увлечен социал-демократическими ценностями, но позже постепенно пришел к идеалистическим взглядам, к критике русского марксизма. Им написано немало работ, весьма ценных для специалистов и очень популярных для широкого круга читателей – "Философия свободы" (1911), "Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности" (1918), "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931), "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937) и многие другие.

В центре философии Н.А.Бердяева человек, проблема его свободы, отношения к Богу. Онтологические позиции восходят к идеям Платона о двух мирах. Бытие в представлении Н.А.Бердяева, имеет два аспекта: один из них – мир призрачный, неподлинный, мир материальный, в котором люди разобщены и нередко враждебны друг к другу; другой мир – царство добра, свободы, любви – мир подлинный, идеальный.

Несвобода человека связана с его грехопадением, в результате которого он оказался в плену материального мира. Поэтому главная его задача – преодолеть зависимость от несовершенного, призрачного мира. Однако трагедия человека в том, что свободы достичь он не может, несмотря на любые усилия, так как в своем стремлении он преодолевая одну несвободу, попадает во власть другой. Так, рабство по отношению к природе, сменяется рабством по отношению к его собственному творению – государству. Стремясь вырваться из власти инстинктов, создавая культуру и формируя различные общности людей (нации, классы, союзы государств) человек становится рабом своих творений – культуры, наций, классов и т.д.

Тем не менее, стремление к свободе оправдано и необходимо человеку. Именно в этом заключается смысл истории, а не в общественном прогрессе. Свобода реализуется в творчестве, которым только и может быть оправдано бытие человека. Таким образом, человек обречен на творчество и на свободу.

Позиция Н.С.Бердяева противоречила официальным идеологическим установкам государственной власти. Поэтому в 1922 году он был вынужден покинуть Отечество. В числе многих известных, но не принявших нового режима и отвергнутых им мыслителей, оказался за пределами страны. Похожая судьба была у некоторых других философов. Это произошло почти сразу после окончания гражданской войны в Советской России.

В результате идеологических противоречий российская философия разделилась на две относительно независимых части – советскую философию и зарубежную. Эта демаркация просуществовала почти до конца ХХ века.

 

4. Отечественная философия ХХ века.

В развитии российской философии важную роль сыграла философская мысль советского периода. В литературе рубежа ХХ–XXI веков можно встретить несколько предвзятые, неконструктивно-критические точки зрения на философию СССР (как, впрочем, и на многие другие проявления жизнедеятельности страны этого периода). Эта критика далеко не всегда справедлива и конструктивна.

Российская философия советского периода не избежала идеологических перегибов и политического конформизма. Но такого рода издержки – достаточно обычное явление почти для любого времени и для любой страны. Стремление подчинить главенствующей идеологии науку, и, прежде всего те ее отрасли, которые исследуют социальное развитие, существовало едва ли не в любое время и в любом обществе. Поэтому в античных Афинах был осужден Сократ. Поэтому философия была объявлена "служанкой" теологии в Средние века.

Особенно ярко проявляются (и зачастую оказывает негативное влияние) идеологические противоречия в науке и философии в период обострения социального противоборства. Поэтому важно не только подвергнуть критике несовершенство идеологических взглядов и социально-практического опыта. Важно исследовать и сами закономерности процесса возникновения и развития противоречий в период трансформаций общества.

Однако наиболее интересным и полезным всегда был и остается позитивный опыт, реальные достижения, оценку которым дает время. Это справедливо и для российской философии на всем протяжении ее существования. Поэтому попытки некоторых авторов акцентировать внимание, прежде всего, на негативных сторонах развития отечественной философии чаще всего представляются не вполне корректными. Вместе с тем несомненную ценность представляет собой вклад в философию (и в мировую культуру в целом) отечественных, в том числе и советского периода, мыслителей.

Несмотря на повышение внимание к партийности философии в этот период и жесткую критику философских воззрений, отличных от официальной точки зрения, в Советском Союзе развиваются как материалистическое, так и идеалистическое направления русской философии. Однако идеалистические взгляды не приветствовались официальной властью, их авторы преследовались государством. Некоторые философы были арестованы, сосланы, некоторое – высланы из страны, некоторые – покинули ее сами. За границей оказались такие русские мыслители как Н.А.Бердяев, И.А. Ильин и некоторые другие.

Иван Александрович Ильин (1883–1954) находился, по его собственному выражению, в "духовной оппозиции" к власти Советов. С 1918 по 1922 гг. его шесть раз арестовывали, а в сентябре 1922 он в результате обвинения в антисоветской деятельности был приговорен к ссылке. Страну покинул 26 сентября на печально известном "философском пароходе". Впрочем, и за границей многие соотечественники критически относились к позиции И.А.Ильина. Так, его книга "О сопротивлении злу силою" привела к разрыву отношений с русскими философами в эмиграции Н.А.Бердяевым, С.Л.Франком и некоторыми другими.

Многие исследователи считают самой оригинальной работой философа книгу "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". И.А.Ильин полагает, что философия Г.Гегеля говорит о "трагедии Бога". Человек, которому приходится непрерывно преодолевать несовершенство мира, предстает воплощением "страдающего Бога". Позже И.А.Ильин в своих размышлениях приходит к выводу о возможности разрешения проблем человека посредством возрождения религиозных ценностей: веры, любви, свободы, совести, семьи, патриотизма, национализма.

Сам И.А.Ильин считал своим главным трудом книгу "Аксиомы религиозного опыта" (1953). А его социально-политические взгляды наиболее ярко были отражены в незавершенной работе "О монархии и республике", сборнике коротких публицистических заметок "Наши задачи", изданных после смерти философа.

Павел Александрович Флоренский (1882–1937) – философ, богослов, ученый – в силу разносторонности его интересов и высоких результатов в науке, философии, культуры исследователями был назван русским Леонардо да Винчи. При этом он в своей разносторонней деятельности был органичен; он считал, также, что вера не противоречит развитию науки и техники.

В 1911 году П.А.Флоренский стал священником, но продолжал заниматься наукой, философией, был редактором журнала. После 1917 года его отношение к жизни не изменилось, он продолжал много делать для русской культуры, науки, участвовал в организации музеев, в сохранении памятников культуры.

Философские взгляды П.А.Флоренского развивались в русле всеединства. По его мнению, ничто не разделяет Творца и его творения. София – Премудрость Божья раскрывает это единство, общность небесного и земного. Вместе с тем, П.А.Флоренский считал, что эта общность не всегда и не всеми одинаково осознается: западный тип мировоззрения, в основе которого лежит индивидуализм, воспроизводит субъективистское отношение к окружающему миру. С другой стороны, сам единый мир – и бытие, и разум – противоречив, полон антиномий. Впрочем, последнее не умаляет роли разума в нем и необходимости стремления к истине.

Основные работы П.А.Флоренского: "Общечеловеческие корни идеализма", "О духовной истине", "Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах" и другие.

П.А.Флоренский был в 1934 г. арестован, а в 1937 г. расстрелян. Среди репрессированных мыслителей был и А.Ф.Лосев, но его судьба была менее трагична.

Алексей Федорович Лосев (1893–1988) был продолжателем традиций русской идеалистической философии; самые известные его произведения "Философия имени" и "Диалектика мифа", опубликованные в конце 20-х годах ХХ века. В 1930 г. его арестовали и отправили на строительство Беломорканала на "трудовое перевоспитание", откуда он вернулся в 1933 г.

В философской системе А.Ф.Лосева бытие, его различные проявления отражаются в знаке, символе, имени, которые представляют собой своеобразный пункт соприкосновения мысли человека и смысла предметного бытия. Имя, таким образом, становится идеей, отражающей сущность бытия. Историческое развитие, реальность во всей своей сложности и разнообразии отражается в мифе.

В большинстве своем представители советской философии занимали материалистические позиции. Однако и материалистическое направление было весьма разнообразно.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) разрабатывал теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии, В его философских воззрениях находят отражение идеи материалистической трактовки русского космизма[68]. К.Э.Циолковский полагал, что материалистический и идеалистический подходы к понимаю Вселенной не в состоянии осмыслить ее сущности. Он считал атомы неуничтожимыми элементами материи, обладающими чувствительностью и зачатками духовности. Одинаковые по своему строению атомы составляют всю Вселенную, которая постоянно развивается. Разумные существа различной степени совершенства и формируемые ими социальные системы – неизбежный результат развития космоса. Разумная жизнь на Земле – частный случай подобного развития.

Развитие человечества в будущем позволит ему преодолеть внутренние противоречия, войны и приблизится к бессмертию.

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945), русский и советский ученый, выдающийся мыслитель, специалист в области минералогии и кристаллографии, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере.

По мнению В.И.Вернадского, по мере развития, прежде всего, науки, техники, роста достижений человека в различных сферах его деятельности, формируется новая "оболочка" Земли. Наряду с литосферой, атмосферой, биосферой (и др.) возникает ноосфера – (греч. nous – разум и sphaira – шар) – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975) – русский философ, специалист в области теории познания, эстетики, культурологии, а также – психологии, филологии и литературоведения. Несмотря на преследования со стороны власти (был арестован и сослан в Среднюю Азию, долгое время ему запрещали жить и работать в столице) много и плодотворно работал.

Он отстаивал идею об ответственности человека за свое единственное бытие в мире и культуре. Поступок человека, в частности, он считал результатом ответственно воспринятой, а не навязанной извне, необходимости. Ответственность человека за свои поступки возможна только через культуру. При этом в концентрированном виде культура представлена в слове, в языке.

Бонифатий Михайлович Кедров (1903–1985) также не ограничивал область своих интересов лишь философией. Он известен как химик, историк науки, первый главный редактор журнала "Вопросы философии". Он в разные годы руководил Химическим институтом АН СССР, Институтом истории естествознания и техники АН СССР, Институтом философии АН СССР. Занимался проблемами химической атомистики, проблемами классификации и развития научного знания.

Б.М.Кедров выдвинул свою концепцию роста научного знания, в основе которого было понятие познавательно-психологического барьеров, являющихся одновременно стимулами и препятствиями развития науки. По мере своего всестороннего "созревания" научное знание преодолевает очередной барьер, но сталкивается с новым познавательно-психологическим барьером. Развитие продолжается.

Никита Николаевич Моисеев (1917–2000) – видный советский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик АН СССР, философ. Участник Великой Отечественной войны: он служил в штурмовой авиации; был техником эскадрильи, начальником службы вооружения авиаполка, но не раз летал на штурмовиках в качестве воздушного стрелка; дважды самолеты, в которых он участвовал в боевых вылетах, были подбиты.

Помимо значительных достижений в науке Н.Н.Моисеев большое внимание уделял развитию философии естествознания, изучению процессов самоорганизации (которую назвал "универсальным эволюционизмом"), этическим проблемам формирования мировоззрения.

Важным компонентом его научной деятельности и гражданской позиции стало решение проблем "коэволюции" общества и природы, вопросов выживание человечества. В частности, он выдвинул идею "экологического императива", необходимости соблюдения важных принципов взаимоотношений общества и природы.

Эвальд Васильевич Ильенков (1924–1979) был специалистом по теории диалектики, истории философии, психологии, педагогике, большое внимание уделял проблемам языка философии, гносеологии и другим.

Александр Александрович Зиновьев (1922–2006) – русский философ, писатель, специалист в области логики, социальной философии, методологии науки; был военным летчиком, во время Великой Отечественной войны воевал на фронте.

А.А.Зиновьев – один из самых глубоких и оригинальных исследователей "Капитала" К.Маркса, а также один из самых последовательных и авторитетных критиков несовершенства современного общества (в том числе и российского). Многие его идеи не получили должного осмысления и в начале XXI века.

Вячеслав Семенович Степин (род. 1934) – российско-белорусский философ, автор более 300 работ по философской антропологии, социальной философии, логике и методологии науки.

Александр Сергеевич Панарин (1940–2003) – специалист в области философии политики, философии культуры, философии истории. Большое внимание уделял анализу трансформационных процессов современно России.

Творчество названных ученых, разумеется, далеко не исчерпывает всего богатства и глубины материалистического направления философской мысли России. Более того, выделение материалистической составляющей носит в некоторых случаях условный характер. Тем не менее, сам материалистический подход продолжает оказывать весьма существенное влияние на развитие отечественной философской мысли и в постсоветский период.

Таким образом, современная философия в России представляет собой сложную систему зрелых, глубоких и разнообразных по содержанию философских концепций, теорий, взглядов и подходов. Круг интересов российских философов широк, и однозначно определить направленность творчества многих из них зачастую бывает непросто, а то и вовсе невозможно. Но это не снижает ценности философии и для мира и для нашей страны. Философская мысль России играет важную роль в определении качественных параметров существования страны и направлений развития российского общества.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Знания человека объемны и разнообразны

Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Источники, основные особенности и периодизация русской философии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.Мировоззрение и философия   Мировоззрение – сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в

Основные исторические виды и сущность мировоззрения.
С момента "обнаружения" человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность мировоззрения? 2. Назовите основные исторические типы мировоззрения? 3. Раскройте содержание мифологии и ее роль в жизни древнего человека? 4. Каков

Мировоззрение и его типы
      Глава 2.Философия, ее предмет и основные

Объект, предмет и основные проблемы философии
Любая область знания имеет свой объект и предмет. В философии объект и предмет имеют специфическое значение. Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) – то,

Предмет и основные формы философии
    Глава 3.Основные функции и структура философского зн

Функции философии, ее роль в жизни и развитии общества
О роли и месте философии состоялось немало споров, в том числе, и внутри философского сообщества. Значение философского знания определяется его способностью к самым широким обобщениям, к предельной

Структура философского знания
Одним из проявлений развития философии является постоянное обновление и усложнение ее структуры. Самый широкий объект (вся реальная действительность) и самый универсальный предмет (наиболее общие с

Вопросы для самоконтроля
1. Что отличает философию от других форм знания? 2. В чем заключается мировоззренческая функция философии? 3. Раскройте содержание методологической функции философии? 4.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  Глава 4.Философия Древнего Мира   Фрагменты философского знания возникали еще в глубокой древности. Это было связано с поиском человеком отве

Философия Древней Индии
Главным источником древнеиндийской философии считаются Веды (то есть "знания") – священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э.[9] Известны

Философия Древнего Китая
В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао – мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких др

Философия Древней Греции
Третьим крупным центром философии Древнего Мира была Древняя Греция, ставшая колыбелью во многом самой развитой и самой распространенней в последствии культуры. Древнегреческую философию, как и мно

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите главные источники философии Древней Индии; раскройте их содержание и структуру? 2. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии; по какому крит

Древнеиндийская философия
     

Древнегреческая философия
  Главная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентричный характер, поиск первоосновы бытия.      

Патристика.
Так называют учения наиболее значимых христианских богословов и философов – "отцов церкви" (лат. patres – отцы). Иногда этим понятием объединяют всю первую половину развития христи

Средневековая философия IX–XIV вв.
Вторая половина средневековой философии характерна, с одной стороны, усилением догматизма, с другой стороны, ростом разнообразия и развитием философских взглядов. Предпринимаются попытки п

Философия Эпохи Возрождения
Понятие "Возрождение" (фр. renaissance – возрождение), как и многие другие обобщающие социально-исторические понятия, достаточно условно. Считается, что оно связано с ростом интере

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите исторические рамки развития философии Средних веков? 2. Назовите главные источники Средневековой философии? 3. Раскройте содержание основных периодов развития философи

Философия Средних веков
  Источники философии Средних веков            

Философия Эпохи Возрождения
  Условия формирования философии Эпохи Возрождения          

Рационализм Р.Декарта. Философские учения Б. Спинозы и Г. Лейбница
Рене Декарт(1596-1656; де Карт, латинизированное имя – Картезий; поэтому его последователей называют картезианцами) получил хорошее образование в иезуитском колледже Ла Флеш. После

Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Началом эпохи просвещения считается научная деятельность английских ученых Дж.Толанда (1670-1722) и А.Коллинза (1676-1729). Философия Просвещения нашла воплощение

Французский материализм XVIII века.
Предпосылки материализма в той или иной степени уже сложились к XVIII века. В этом большую роль сыграли философские системы Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Ньютона и некоторых

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите мыслителей, творчество которых положило начало философии Нового времени? 2. Что отличает философию Нового времени от предшествующих этапов развития философской мысли?

Философия Нового времени
  Источники философии Средних веков            

Философия Просвещения
           

Философская система И.Канта
И.Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профес

Объективный идеализм Ф.Шеллинга.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г.Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Д

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье чиновника, в Штутгарте. После окончания семинарии в Тюбингене (там он познакомился с Ф.Шеллингом) Г.Гегель работал учител

Вопросы для самоконтроля
1. Кто из философов является представителем Немецкой классической философии? 2. Назовите основные особенности немецкой классической философии. 3. Какие периоды в творчестве И.Кант

Западный философский рационализм XIX - XX веков.
Процессы стремительного "усложнения" окружающего мира в результате роста научного знания и социального опыта означало неизбежное "усложнение"[59] представлений об окружающей дей

Иррационалистические школы западной философии XIX - XX веков.
Кризис классической философии стал причиной недоверия многих мыслителей к рационализму, привел их к выводу о невозможности решения основных онтологических, гносеологических, этических, социально-фи

Вопросы для самоконтроля
1. Какие можно выделить наиболее общие направления в западной философии XIX – ХХ вв.? 2. Какие рационалистические школы западно-философской мысли XIX – ХХ вв. являются наиболее известными?

Западная Философия XIX - XX веков
Философские учения и концепции XIX - XX веков можно разделить на рационалистические и иррационалистические философские системы   &n

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы источники формирования русской философии? 2. Обоснуйте тот или иной подход к периодизации русской философии? 3. В чем заключается сущность исихазма? 4. Каковы о

Русская философия
  Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли          

Основные исторические типы философского знания
  Часть первая. Философия Древнего мира, Средних веков и Возрождения     1. Что является основой, законом существования м

Основные исторические типы философского знания
  Часть вторая. Философия Нового Времени и Просвещения     1. Наиболее правильный подход к изучению действительности Ф.Бэ

Западная Философия XIX - XX веков.
1. Основатель немецкой классической философии– а) И.Кант б) И.Фихте в) Ф.Шеллинг г) Г.Гегель д) Л.Фейербах   2.

Основные исторические типы философского знания
  Часть четвертая. Русская философия   1. Среди источников формирования русской философской мысли следует, прежде всего, назвать …

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ
Глава 10. Бытие как проблема философии   Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятел

Вопросы для самоконтроля
1. Как в ходе развития философии менялось понимание роли онтологии? 2. Какие проблемы находятся в центре внимания онтологии? 3. Что такое бытие? 4. Охарактеризуйте важней

Бытие как проблема философии
       

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое материя? 2. В чем сущность основных подходов к пониманию материи? 3. В каких формах существует материя? 4. Назовите известные вам состояния вещества?

Материя: сущность и формы
Основные подходы к трактовке материи          

Вопросы для самоконтроля
1. Какие известны исторические типы трактовки понятий "диалектика" и "метафизика"? 2. Что такое детерминизм? 3. Дайте определение понятию "движение";

Развитие
       

Сущность, типы, механизм развития систем
  Представление о мире как множестве взаимосвязанных и нередко качественно различных объектов возникло уже в древности. Так, в философии Древнего Китая мир представляется совокупность

Философское осмысление природы и развития
    1. В истории философии "первой философией" называли … а) онтологию б) гносеологию в) логику г) этику

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Глава 14. Природа человека и смысл его существования Человеку всегда был интересен он сам. На определенном этапе развития знания (возможно, уже в доисторическое время) возник вопрос о прои

Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека
Мифология, как первый исторический вид мировоззрения, нередко связывает происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего (как следует из некоторых мифов) в момент возник

Сущность человека и его отличительные черты
Представление о сущности человека связано с пониманием его происхождения и, одновременно, имеет самостоятельное значение. В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его

Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Процесс создания орудий труда, как и вообще любой творческий акт осуществляется человеком осознанно. И это, также важнейшее отличие человека. Человек "планирует" свои действия, пре

Вопросы для самоконтроля
1. Какие взгляды на происхождение человека встречаются в прошлом и настоящем? 2. Какая версия антропогенеза представляется наиболее убедительной и почему? 3. Дайте определение стр

Природа человека
  Основные подходы во взглядах на происхождение человека          

Вопросы для самоконтроля
1. Как изменялось понимание сознания по мере развития общества и философии? 2. Каково содержание основных подходов к трактовке сознания? 3. Что такое отражение в философском поним

Сознание
Основные виды представлений о сознании                 &nbs

Истина и практика, как атрибуты познания.
Проблема точности, адекватности отражения знания – решается различными философскими школами неодинаково. Подходов к познаваемости мира достаточно много: от уверенности, что любая сколь угодно сложн

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объект и предмет гносеологии? 2. Какие наиболее известные мыслители прошлого внесли вклад в развитие теории познания? 3. Что такое знание? 4. Сформулируйте опре

Познание
           

Проблемы человека, сознания и познания в философии
    1. Согласно различным философским подходам человек произошел … в результате творения его тела и души высшим идеальным началом; такой позици

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Глава 17. Общество как предмет философского анализа Общество представляет собой, наверное, самое сложное образование в природе. Общество содержит материальный и духовный компоненты, оно со

Происхождение общества.
Вопросы генезиса общества тесно связаны с вопросами происхождения человека. С одной стороны человек и его бытие – это и есть общество. Вне общества человека не может существовать. Также и общество

Сущность, структура и типология общества.
Сущность общества обусловлена рядом факторов, одним из которых является его происхождение. Научный подход настаивает на его естественном возникновении и формировании, на природ

Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность различных философских концепций происхождения общества? 2. Каковы важнейшие условия возникновения общества? 3. Охарактеризуйте отличительные признаки общества?

Общество
     

Общественное развитие; подходы и проблемы.
Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная система; какие образования можно назвать социальными системами? 2. Какова иерархия социальных систем? 3. Что такое элементы и компоненты социальной системы

СОЦИАЛЬНАЯ СИСИТЕМА
               

Формы общественного сознания
Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах – формах общественного сознания. Сре

Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право.
Важнейшим условием существования общества, его поступательного развития, а также его атрибутивным свойством является социальная регуляция. За многовековую историю человечества оно из локальных, зач

Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой общественное сознание? 2. Что является первой формой общественного сознания? 3. Перечислите основные Формы общественного сознания? 4. Какова сущ

И Россия в системе макросоциальных отношений
  Человек за десятки тысячелетий расселился по всей планете. Только на Антарктиду он проник по историческим меркам совсем недавно. На различных континентах Земли возникли цивилизации,

Глобализация как проблема современного мира.
В сложном многомерном процессе мирового социального развития можно выделить некоторые наиболее важные тенденции. Так, с одной стороны, человечество (социальная макросистема)

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое проблема с точки зрения общественного развития? 2. Назовите отличительные черты глобальных проблем общественного развития? 3. Какие возможны варианты классификации гл

Проблемы современного общества
   

Общество
  1. В естественнонаучном подходе важнейшей предпосылкой возникновения общества следует считать… а) жизнь в стаде б) грехопадение в) охота

Глоссарий
    Философия (греч. букв. – "любовь к мудрости" филео ­– люблю, софия – мудрость) – форма общественного сознания, учение об общ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги