рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Объект, предмет и основные проблемы философии

Объект, предмет и основные проблемы философии - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Любая Область Знания Имеет Свой Объект И Предмет. В Философии Объект И Предме...

Любая область знания имеет свой объект и предмет. В философии объект и предмет имеют специфическое значение.

Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту и его предметно-практической и познавательной деятельности. Это вещь (процесс, явление, система, элемент природы), существующая независимо от сознания человека, но включенная в человеческую деятельность: материально-практическую, идеально-практическую, познавательную.Отдельная личность или группа людей, проявляя познавательную или производственную активность, становится субъектом. Понятие "субъект" образовано от латинского subjectum – лежащий внизу, находящийся в основе. Субъект (индивид, социальная группа или общество), противопоставлен объекту; он является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект.

Например, объект науки – это определенный элемент реальности, который чаще всего обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и каким-либо образом проявляет свою автономность. Таким объектом может оказаться весь материальный мир, общество, система биологических организмов, представляющая собой живую природу, человеческое сознания и т.д. На него ориентирована деятельность данной науки, которая в качестве субъекта предстает в лице научного сообщества, ученых. Объект математики – мир чисел; биология изучает живую природу; историческая наука рассматривает прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии; и т.д. При этом, общество является, также, объектом таких наук, как социологии, экономики, правоведения и некоторых других. Противоречия в этом нет: общество – объект всех общественных наук. А вот предмет у каждой науки свой.

Предмет – категория[5], в данном случае обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; это сторона, аспект объекта, на которой непосредственно сосредоточена активность субъекта. В отличие от объекта, предмет отражает наиболее существенные свойства и признаки.

Для наук предметом изучения являются, прежде всего, объективные закономерности, принципы, особенности существования, функционирования, развития предмета. В примере, где роль объекта играет общество, предметом являются закономерности существования и развития либо отдельных социальных систем, либо человечества в целом; но не любые закономерности. Для экономики – это закономерности экономического функционирования общества, законы и принципы организации производства, обмена, распределения продуктов производства и финансов. Для политологии – закономерности развития процессов связанных с достижением, удержанием и использованием влиятельными социальными группами политической власти. Для истории – закономерности смены одного этапа развитии общества другим, а также особенности каждого этапа, типичные черты культуры, деятельность выдающихся личностей и многое другое в историческом контексте.

Предметом любой науки являются, прежде всего, объективные законы (закономерности), лежащие в основе существования и развития тех или иных объектов, систем, явлений. Законы в данном случае – это существенные, внутренние, необходимые, повторяющиеся связи между процессами, явлениями, предметами действительности (например, закон всемирного тяготения, периодичность смены времени суток и времен года, принцип естественного отбора, рефлексы живого организма и т.д.). Объективными (в отличие от субъективного – связанное с сознанием человека, зависящее от сознания) они называются потому, что являются независимыми от сознания человека; люди, ученые их только "открывают", то есть обнаруживают и ясно формулируют, описывают.

Объектфилософии предельно широк. Он охватывает всю реальную действительность, включая, Вселенную, весь материальный мир вместе планетой Земля, и развивающейся здесь человеческой цивилизацией, а также и весь идеальный мир, и инструмент, с помощью которого познается и материальное, и идеальное – мышление человека. Философию интересует все, что давно в той или иной степени изучено или совсем недавно открыто, все явное и скрытое, все очевидное и лишь предполагаемое. Объект философии это весь окружающий мир, природа, материальная и идеальная реальность, бытие во всех возможных его проявлениях, то есть, все то, что существует, а также все то, что или существовало раньше, или может существовать – например, небытие, как противоположность бытия, потенция и т.д.

Объект философии – окружающий мир, природа, общество, человек, мышление.

При этом философия, как правило, не акцентирует внимание на "деталях", на "частностях" – на строении атома, живого организма или галактики, на параметрах вещества или электромагнитного поля, на структуре клетки или социальной группы. Эти, на самом деле, важные и для философии системы и отношения между ними изучают "частные" науки – астрономия, физика, химия, социология, биология и другие.

Философию интересуют, прежде всего, наиболее общие принципы, закономерности, связи окружающего мира – природы (как в широком значении – космоса, вселенной, реальной действительности, так и в узком – среды обитания человека), общества (в широком смысле – человечества, и в узком – конкретного социума). Кроме того, философию интересуют принципы и закономерности отражения окружающего мира (в его многообразии) в сознании человека, функционирования мышления. Все перечисленное объединяется понятием "предмет философии".

Предмет философии – наиболее общие законы, закономерности, принципы существования и развития природы, общества и мышления (закон единства и борьбы противоположностей, закон сохранения энергии и материи), всеобщее в системе "мир –человек".

Кроме того, предметом философии могут быть наиболее важные мировоззренческие, социальные, духовные проблемы: например, сущность человека, сознания, особенности общественного развития, вопросы жизни и смерти, степень достоверности научного знания, соотношение материи и сознания. Эти и некоторые другие подобного рода проблемы иногда относят к основным вопросам философии.

Представители конкретных философских направлений и школ в качестве основных вопросов выделяют круг выбранных ими проблем, которые другими философскими направлениями могут не рассматриваться в качестве основных вопросов или вовсе игнорируются. Однако от этого важность самих проблем и результатов их исследования не снижается.

С другой стороны, одни и те же проблемы разными школами в разные исторические периоды могут решаться различным образом. Так, по-разному решается проблема места и роли человека в мире: античная философия рассматривает человека в качестве элемента космоса, всецело зависящего от него; для средневековых философов человек – творение Бога, к которому ему и надлежит стремиться; современная философская позиция заключается не только в утверждении о наличии у человека уникальных способностей воспроизводства (идеального и отчасти материального) окружающей его природы, но и в акцентировании внимания на возрастающей ответственности человека перед природой и всем человечеством за свои действия.

Среди наиболее оригинальных и продуктивных постановок основного вопроса выделяется марксистский (материалистический) подход: его квинтэссенцией стал вопрос о соотношении бытия и сознания, об отношении идеального и материального. Это позволило делить все философские школы, направления на материалистические и идеалистические, а их представителей – на материалистов и идеалистов.

Материалисты считают единственной субстанцией (предельное основание объективной реальности, которое не нуждается ни в чем, кроме себя самого) материю; сознание, идеальное в их понимании – лишь высшая форма отражения материи самой себя. Материя – это и есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которую человек благодаря своему сознанию отражает, изучает и на которую может воздействовать (в определенных пределах) в своих интересах.

Идеалисты, напротив, субстанцией считают идеальное. Идеалистов в самом общем виде подразделяют на объективных и субъективных идеалистов. Первые полагают основой действительности существование высшего идеального начала – Абсолюта, Высшего разума, Бога; это высшее идеальное начало, высший дух творит материю. Субъективные идеалисты считают единственной реальностью сознание, в том числе и индивидуальное, в котором в виде ощущений, представлений, понятий и образов существует материя. Существование материи вне сознания подвергается сомнению или отрицается.

В философии совершались попытки преодолеть противоречия между материализмом и идеализмом; в том или ином смысле к этому стремились представители позитивизма, реализма XX века (не следует путать с идеалистическим направлением средневековой философии), стремившиеся к обоснованию возможности объективного познания окружающего мира, стремящихся избегать спекулятивных утверждений.

Что касается проблемы познаваемости реальной действительности, то различия в подходах к ней, также делят философские школы на крупные блоки (а основание деления – отношение к познаваемости мира; в марксистско-материалистической традиции это отношение называют второй стороной основного вопроса философии). Значительная часть исследователей считают мир познаваемым. О таких говорят, что они стоят на позициях гностицизма, а самих их называют гностиками (от греч. gnosticos – познающий). Гностики не сомневаются в принципиальной возможности исследования природы, космоса, микромира, жизни и т.д. Познание требует времени, но постепенного человек исследует мир все более глубоко и разносторонне, непрерывно накапливая знания о нем.

Однако часть исследователей, исходят из того, что знания человека о мире всегда не точны – новые научные открытия очень часто опровергают прежние положения, которые раньше казались насколько очевидными, настолько и незыблемыми. Так, в свое время, когда уже зародилось и развивалось научное знание, было вполне естественным считать землю плоской, а небесные светила Солнце и Луну чем-то вроде огромных фонарей разного цветового спектра и интенсивности свечения. Позже, вслед за учеными люди постепенно свыклись с представлением о шарообразности нашей планеты, но долгое время были уверены в том, что вся Вселенная "вращается" вокруг Земли. Позже оказалось, что практически любая видимая на ночном небосводе звезда – небесное тело куда более внушительное по размерам и массе, чем наше Солнце. Революционными были открытия электромагнитного поля, сущности света, делимости атома, тайн ДНК и многое другое. И каждое новое открытие рождало все больше новых вопросов. В связи с этим некоторые ученые сомневаются в возможности адекватного отражения мира человеческим сознанием. Есть и такие философы, которые отрицают возможность познания сущности мира, внутренних законов развития природы. Человеку, по их мнению, доступны лишь отдельные внешние проявления жизни природы, а ее внутренняя сущность принципиально непознаваема. Это позиция агностицизма; разделяющих ее мыслителей называют агностиками.

Такой подход позволяет в самом общем виде структурировать философское знание. Вместе с тем, следует иметь в виду, что деление философов на гностиков и агностиков, на материалистов и идеалистов, достаточно условно. Так, Аристотель не отдавал явного предпочтения ни материальному, ни идеальному, рассматривая оба начала в гармоничном единстве – одно не существует без другого. Две субстанции в основе реальности и согласно воззрениям Р.Декарта. Данных философов нельзя в полной мере отнести ни к материалистам, ни к идеалистам.

Действительно, философов, считающих, что основ реальности не одна, а две, называют дуалистами (от лат. dualis – двойственный), а их взгляды на устройство мира – дуализмом. Если же мыслитель полагает, что субстанций не одна и не две, а много (подобным образом мир, состоящий из монад – первоэлементов бытия, выглядит в концепции Г.Лейбница), то его относят к плюралистам (от лат. pluralis – множественный), а его позицию – плюрализмом. Впрочем, таких философов немного, все же большинство из них усматривают в основе реальности одну субстанцию – либо материальную, либо идеальную – и всех их относят в "лагерь" монизма (от греч. monos – один, единственный).

Есть и другие подходы, так или иначе классифицирующие теории и концепции, составляющие философское знание, а также их авторов. Так, философов, полагающих что реальность находится в постоянном движении, а также, считающих, что все в мире объединено причинно-следственными связями, называют диалектиками, а их подход – диалектическим. Их оппонентов иногда именуют метафизиками. В соответствии с этими направлениями выделяют методы отношения к действительности, ее познания – диалектический и метафизический (впрочем, и диалектика и метафизика имеют в системе философского знания и иные значения). Помимо этого в философии имеются другие методы освоения реальной действительности: теоретический и эмпирический, индуктивный и дедуктивный и многие другие. Подобное деление, также, довольно условно; многие исследователи используют комплекс методов для как можно более полного и всестороннего исследования поставленной ими философской проблемы. Важнее другое – философия выработала целую систему методов познания, изучения природы.

Философияформа общественного сознания, учение о наиболее общих закономерностях, принципах существования бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Таким образом, философия имеет самый широкий объект – природу, всю объективную реальность, предмет – основные закономерности существования мира, основных форм бытия, в том числе общества, мышления. Философия стремится дать ответ на самые важные вопросы, возникающие в ходе изучения действительности, рассматривая их с самых различных позиций, подходов, используя для этого комплекс методов.

2. Формы существования философии; философия и другие виды знания.

Среди проблем, решаемых философией, можно найти немало таких, которые являются не только мировоззренческими. Например, изучение объективных закономерностей развития природы, проблем эстетического восприятия окружающего мира, вопросов регулятивно-нравственного характера, повседневного поведения и т.д. Философскими признаются и проблемы религии и проблемы науки, проблемы смысла истории и смысла жизни каждого отдельного человека. Форма выражения философского знания может быть самой различной.

Все это позволяет сделать вывод о том, что философия существует не только как мировоззрение. Так, в учебных заведениях, философия предстает чаще всего в виде науки.

Философия как наука.

В литературе нередко философия и наука представляются как нечто различное. И действительно, это относительно различные системы знаний, не тождественные подходы к осмыслению окружающего мира.

Наука, как особый вид познавательной деятельности и система знаний, имеет ряд особенностей. Например, наука имеет свой язык; каждая научная дисциплина формирует свою понятийно-категориальную систему. Философия также использует систему особых понятий, таких как реальность, бытие, материя, идеальное, первооснова, субстанция, абсолют, закон, объект, субъект и другие. Это – категории (от греч. категориа – высказывание, обвинение, признак) – общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. За два с половиной тысячелетия развития философии сложилась развитая понятийно-категориальная система (или понятийно-категориальный аппарат) объединяющая большое количество категорий, специфических понятий, а также понятий, приобретающих специфический смысл в структуре философского знания.

Среди них давно и широко известные так называемые парные категории: сущность и явление, закономерность и случайность, возможность и действительность, форма и содержание, причина и следствие, количество и качество и другие. Не менее важными категориями являются такие как развитие, эволюция, революция, прогресс, регресс; они отражают изменчивость действительности, ее "текучий" характер. Категории единичное, единое, различное, особенное, общее, всеобщее – позволяют представить мир и как нечто непрерывное, проявление одной и той же субстанции, и, одновременно – как состоящее из множества сущностей, систем, предметов, процессов, явлений. Особое место занимают категории пространство и время, представляющие собой всеобщую систему координат, дающие возможность различать большое и малое, далекое и близкое, прошлое, настоящее и будущее (которые, в свою очередь также, могут выступать в роли категорий). Все категории и понятия философии связаны в единую логично выстроенную систему.

Характерной особенностью философии следует признать логичность, высокую степень обоснованности выводов, полученных в рамках философского знания. Это качество свойственно, по крайней мере, большинству философских систем, даже если речь идет о самой первых этапах развития философии, о религиозно-философских концепциях (так, бытие Бога в них с философской точки зрения доказывается логически, тогда, как сугубо религиозная позиция вполне обходится верой) или о других иррациональных теориях (таких, как, например, философия жизни, экзистенциализм).

Для сравнения можно сказать, что чисто религиозное восприятие бытия основано на вере в высшее идеальное и всемогущее существо. Иногда в таком случае говорят о "слепой вере". Философско-религиозное отношение к миру также проникнуто верой в Бога и предполагает безоговорочное доверие ему; но эта вера, доверие, надежды, возлагаемые на все, что связано с Богом, логично обоснованы, опираются на систему относительно непротиворечивых между собой выводов.

Любая наука, исследуя тот или иной "фрагмент", "срез", "аспект" действительности ориентирована на определенную объектную область, в которой выделяется предмет данной науки. Философия, также, имеет свои объект и предмет – строго определенный, хоть и наиболее широкий по сравнению с любыми другими областями знания. Помимо совершенно определенного, хоть и предельно общего объекта; четкого предмета, совокупности важных проблем, которые философия решает, системы методов изучения действительности, философия имеет развитый глубоко структурированный понятийно-категориальный аппарат, а результаты, полученные в рамках философского знания, как правило, логически обоснованы.

Другими словами, философии присущи все признаки науки. Это вполне естественно; деление рационального знания на науку и философию существовало далеко не всегда. Такое разделение стало возможно по историческим меркам сравнительно недавно – не раньше XVII века, когда наука обрела статус социального института, стала окончательно самостоятельной. До этого наука существовала в "рамках философии".

Основательным выглядит мнение о появлении научного знания в V в. до нашей эры в Древней Греции, основным критерием при этом является доказательность знания, поиск рациональной универсальности (то есть объяснимых объективных закономерностей). Но и тогда, и позже – в Средние века, философия и наука являлись скорее близкими понятиями и тождественными сферами деятельности, познания, чем как-либо различались. И в третьем тысячелетии не всегда и не во всем возможно разделить философию и науку; философские дисциплины имеют сходную структуру с другими частными науками, зачастую они пользуются одними и теми же одинаково трактуемыми понятиями. Дифференциация философских и нефилософских наук наиболее уместна и продуктивна, когда речь не идет обо всех других формах освоения человеком окружающего мира – религии, искусстве, обыденном сознании, образно говоря, когда "наука и философия остаются один на один друг с другом".

Таким образом, философия является не только мировоззрением, но и наукой.

Вместе с тем, философия не является наукой в чистом виде. Считается, что наиболее существенным отличием философии от науки следует считать то, что первая – это, прежде всего, теоретическое мировоззрение, предельное обобщение ранее накопленных человечеством знаний. Философия имеет наиболее широкий предмет исследования по сравнению с любой из наук. С другой стороны, философия является методологической основной для науки.

Кроме того, наряду со строгостью построения теорий, характерных для науки, в философии допускаются парадоксальные выводы, неожиданные заключения, которые сложно считать научными. Наряду с рациональным постижением действительности некоторые философские направления и школы исходят из иррациональных оснований. Наконец, философии гораздо в большей степени, чем науке свойственна образность, и даже художественная выразительность в изложении тех или иных положений. Философии присуща большая эмоциональность, как в содержании, так и форме ее выражения, то, что в науке выглядело бы чаще всего неуместно.

Тем самым становится очевидной схожесть философии и искусства.

Философия как искусство.

Было бы ошибкой считать, что науке не свойственна эмоциональность и эстетическая выразительность. Это не согласуется с человеческой природой; сухость, обычная для машин, неодушевленных систем, не естественна для человека, существа эмоционального, тяготеющего, помимо знания к творчеству, к любви. Любое творчество – от произнесения первой своей собственной мысли до создания яркой и значительной теории (научной, философской, мировоззренческой, правовой, …), произведения искусства (музыкального, литературного, живописного, театрального, …), возведения инженерного сооружения (моста, здания, гидроэлектростанции, …), до одержанной победы (спортивной, политической, военной, нравственной, …), от исполнения повседневных профессиональных обязанностей (что, безусловно, весьма ответственно) до рождения и воспитания ребенка, воспитания и обучения других людей (очень ответственные и необходимые сферы деятельности человека), – все это связано с любовью, с эмоциональной оценках своего труда и его результатов.

Представляется, что даже нерациональное с точки зрения элементарного прагматизма отношение человека к действительности, когда кроме пользы, он ищет в окружающем мире еще и красоту, гармонию, а также стремится придать красоту плодам своего труда, кажется нерациональным лишь на первый взгляд. На самом деле это себя проявляет заложенное природой свойство человеческой натуры искать нечто "сверх-достаточное", то, что выходит за рамки минимально необходимого, что, в конечном счете, оказывается неотъемлемым условием прогрессивного развития. И потом, гармония, красота, как справедливо считают многие мыслители, художники, инженеры – квинтэссенция эффективности сочетания формы и содержания.

Философия по своей сути немыслима без реализации индивидуальности личности, иногда – творческого союза нескольких личностей. Мировоззрение, в силу того, что оно является выражением отношения к действительности конкретных людей весьма вариативно, а любая философская концепция содержит мировоззренческий аспект. То есть, философская деятельность, как и искусство, персонифицирована.

Важным свойством "квантов" философского знания является их индивидуально-творческий и эмоционально-личностный характер. По "технологии" или "алгоритму" (насколько такие понятия возможны по отношению к творчеству) создания философской теории или даже только ее интерпретации, такая деятельность совпадает с деятельностью художника в широком смысле слова[6], творца.

То же самое происходит и с восприятием философских творений. Это всегда новая точка зрения на мир, и одновременно, возможность увидеть изнутри мир самого автора; это всегда духовное обогащение, радость сотворчество. При этом возможна самая различная реакция: от полного принятия предлагаемой позиции до ее отторжения, но, очень часто, при этом происходит рождение новых граней восприятия действительности "наблюдателя" – читателя, слушателя, зрителя. Он сам вольно или невольно совершает акт творчества, становясь "сотворцом" наблюдаемого. То есть, те же процессы, что и при восприятии произведений искусства.

Связь между философией и искусством, общие черты между этими двумя типами восприятия и отражения действительности заключаются, также в пересечении их содержания и форм. Во-первых, у философии и у искусства один и тот же объект – окружающий мир, природа, реальная действительность, которая включает в себя общество и человека, его мышление. Отличие составляют методы познания и отражения этого объекта. В искусстве преобладают художественные образы, эмоциональность преобладает над рациональностью. В результате произведение искусства, более яркое и разнообразное по форме может "в импульсе" оказать более интенсивное и глубокое воздействие на сознание человека, чем философская концепция. Философское произведение рассчитано на больший "труд" и "усидчивость" читателя, но оно, по всей видимости, обладает способностью более "основательного" воздействия на сознание человека.

Во-вторых, философия существенно влияет на художников. Это влияние по отношению к представителям искусства более действенно, чем по отношению к людям других профессий, вследствие обостренной эмоциональной, и интеллектуальной "чувствительности" творческой личности, ее особого духовного состояния, что чаще встречаются среди художников.

В-третьих, любое произведение искусства, безусловно, содержит философский аспект. Оно отражает определенное мировоззрение и, воздействуя сознание, способности внести коррективы в мировоззрение зрителя или читателя; произведение искусства может быть элементом идеологии, и ее выражением. Для этого могут быть использованы не только изобразительное искусство или литература, но и музыка, архитектура (которую иногда называют "застывшей музыкой"), театр. Что касается кино (телевидения, озвученного видеоряда, "экранного" искусства), то оно, по мнению многих исследователей, обладает возможностью особенно сильного воздействия на внутренний мир современного человека. С одной стороны это связано с тем, что оно объединяет в себе и зрительный образ и литературный текст и музыку, с другой – с продолжительностью и направленностью воздействия: зритель находится "во власти" авторов до нескольких часов. Но самое главное, наверное, в том, что наиболее неискушенный в проблемах мировоззрения и идеологии зритель, чаще всего достаточно пассивно воспринимает воздействие и более легко соглашается с экранными доводами, а то и поддается на идеологические провокации.

В-четвертых, и сама философия нередко принимает художественные формы. Труды древних философов выполнялись в художественной форме; например, в Древней Индии – в форме сутр (произведения, написанные двустишьями ритмизированной прозы), древнегреческие философы часто использовали для формулирования своих идей художественный рассказ в форме диалога или повесть о невиданных странах. Последнее – излюбленный способ философов-утопистов. Нередко используются художественные иносказания: Б. де Мандевиль в "Басне о пчелах" излагал философскую точку зрения на проблемы современной ему социальной системы. Художественность свойственна священным книгам всех наиболее распространенных религий, содержащих философские воззрения.

Глубоко философичны произведения многих отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссеров театра и кино. Таково творчество А.С.Пушкина и В.Шекспира, М.Е.Салтыкова-Щедрина и И.В.Гете, Л.Бетховена и Р.Вагнера, А.В.Скрябина и С.В.Рахманинова, А.А.Тарковского и Ф.Феллини. Многие произведения Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А. Камю, Ж.П.Сартра являются в той же степени философскими трудами в какой и произведениями искусства.

Таким образом, философия не только оказывает существенное влияние на искусство, а через него на общество, но и сама нередко предстает в художественной форме.

Философия как обыденное знание.

Наконец, философия, являясь мировоззрением, а также наукой и в определенной мере искусством не может не проявляться на так называемом обыденном уровне. То есть – в повседневной жизни людей, в ситуациях, когда в общении не выражается достаточно ярко ни один из названных аспектов, но происходит столкновение и взаимообогащение духовных позиций и социально-практических точек зрения людей.

Философия (точнее ее первые проявления) в далекой древности была не отделима от обыденного знания. Ее возникновение связано с необходимостью обобщений, поиском закономерностей и вызвано повседневными потребностями адаптации человека к окружающей среде. Прошло немало времени, пока философия выкристаллизовалась в отдельное знание. При этом, очевидно, объект и предмет философии продолжали формироваться под воздействием интересов развивающегося общества, зрелые "состоявшиеся" философские учения, неизменно, соотносятся со здравым смыслом. Более того, элементы философского видения реальной действительности формируются нередко в обыденной жизни. Взаимовлияние философии (в определенном смысле – философского уровня знания и мышления) и обыденного знания (или соответствующего уровня знания и мышления) – очевидны.

Свои цели люди вольно или невольно соотносят со сформулированными в рамках философии духовными и интеллектуальными ценностями; свои повседневные поступки – с выработанными в рамках философии этическими нормами. Философские основы человеческого знания как такового, микро и макросоциальных отношений, поведения людей, их повседневной деятельности оказываются не просто постоянно востребованными, а органично встроенными в мышление человека, его отношение к другим людям, к обществу и природе.

Понимание этой связи может играть важную роль в профессиональной деятельности. Особое значение эта связь оказывает на правовую сферу. Юристу важно как осознание органичности обыденного знания и философии, так и понимание полиморфности философии – сущности и особенностей ее проявлений как мировоззрения, науки и в других формах. В качестве одного из подтипов таких форм может выступать и право, которое, также, во-первых, формируется на основе философских положений, во-вторых, имеет свою собственную философию, в-третьих, философия может приобретать форму правовых систем.

Итак, философия может быть выражена в таких основных формах как мировоззрение, наука, искусство, а также функционирует на уровне обыденного сознания. При этом философия имеет и свои собственные специфические качества и параметры, воплощаясь в философские концепции, теории, школы и целые направления, которые оказывают большое влияние на жизнь и развитие общества.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Знания человека объемны и разнообразны

Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Объект, предмет и основные проблемы философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.Мировоззрение и философия   Мировоззрение – сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в

Основные исторические виды и сущность мировоззрения.
С момента "обнаружения" человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность мировоззрения? 2. Назовите основные исторические типы мировоззрения? 3. Раскройте содержание мифологии и ее роль в жизни древнего человека? 4. Каков

Мировоззрение и его типы
      Глава 2.Философия, ее предмет и основные

Предмет и основные формы философии
    Глава 3.Основные функции и структура философского зн

Функции философии, ее роль в жизни и развитии общества
О роли и месте философии состоялось немало споров, в том числе, и внутри философского сообщества. Значение философского знания определяется его способностью к самым широким обобщениям, к предельной

Структура философского знания
Одним из проявлений развития философии является постоянное обновление и усложнение ее структуры. Самый широкий объект (вся реальная действительность) и самый универсальный предмет (наиболее общие с

Вопросы для самоконтроля
1. Что отличает философию от других форм знания? 2. В чем заключается мировоззренческая функция философии? 3. Раскройте содержание методологической функции философии? 4.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  Глава 4.Философия Древнего Мира   Фрагменты философского знания возникали еще в глубокой древности. Это было связано с поиском человеком отве

Философия Древней Индии
Главным источником древнеиндийской философии считаются Веды (то есть "знания") – священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э.[9] Известны

Философия Древнего Китая
В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао – мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких др

Философия Древней Греции
Третьим крупным центром философии Древнего Мира была Древняя Греция, ставшая колыбелью во многом самой развитой и самой распространенней в последствии культуры. Древнегреческую философию, как и мно

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите главные источники философии Древней Индии; раскройте их содержание и структуру? 2. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии; по какому крит

Древнеиндийская философия
     

Древнегреческая философия
  Главная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентричный характер, поиск первоосновы бытия.      

Патристика.
Так называют учения наиболее значимых христианских богословов и философов – "отцов церкви" (лат. patres – отцы). Иногда этим понятием объединяют всю первую половину развития христи

Средневековая философия IX–XIV вв.
Вторая половина средневековой философии характерна, с одной стороны, усилением догматизма, с другой стороны, ростом разнообразия и развитием философских взглядов. Предпринимаются попытки п

Философия Эпохи Возрождения
Понятие "Возрождение" (фр. renaissance – возрождение), как и многие другие обобщающие социально-исторические понятия, достаточно условно. Считается, что оно связано с ростом интере

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите исторические рамки развития философии Средних веков? 2. Назовите главные источники Средневековой философии? 3. Раскройте содержание основных периодов развития философи

Философия Средних веков
  Источники философии Средних веков            

Философия Эпохи Возрождения
  Условия формирования философии Эпохи Возрождения          

Рационализм Р.Декарта. Философские учения Б. Спинозы и Г. Лейбница
Рене Декарт(1596-1656; де Карт, латинизированное имя – Картезий; поэтому его последователей называют картезианцами) получил хорошее образование в иезуитском колледже Ла Флеш. После

Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Началом эпохи просвещения считается научная деятельность английских ученых Дж.Толанда (1670-1722) и А.Коллинза (1676-1729). Философия Просвещения нашла воплощение

Французский материализм XVIII века.
Предпосылки материализма в той или иной степени уже сложились к XVIII века. В этом большую роль сыграли философские системы Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Ньютона и некоторых

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите мыслителей, творчество которых положило начало философии Нового времени? 2. Что отличает философию Нового времени от предшествующих этапов развития философской мысли?

Философия Нового времени
  Источники философии Средних веков            

Философия Просвещения
           

Философская система И.Канта
И.Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профес

Объективный идеализм Ф.Шеллинга.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г.Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Д

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье чиновника, в Штутгарте. После окончания семинарии в Тюбингене (там он познакомился с Ф.Шеллингом) Г.Гегель работал учител

Вопросы для самоконтроля
1. Кто из философов является представителем Немецкой классической философии? 2. Назовите основные особенности немецкой классической философии. 3. Какие периоды в творчестве И.Кант

Западный философский рационализм XIX - XX веков.
Процессы стремительного "усложнения" окружающего мира в результате роста научного знания и социального опыта означало неизбежное "усложнение"[59] представлений об окружающей дей

Иррационалистические школы западной философии XIX - XX веков.
Кризис классической философии стал причиной недоверия многих мыслителей к рационализму, привел их к выводу о невозможности решения основных онтологических, гносеологических, этических, социально-фи

Вопросы для самоконтроля
1. Какие можно выделить наиболее общие направления в западной философии XIX – ХХ вв.? 2. Какие рационалистические школы западно-философской мысли XIX – ХХ вв. являются наиболее известными?

Западная Философия XIX - XX веков
Философские учения и концепции XIX - XX веков можно разделить на рационалистические и иррационалистические философские системы   &n

Источники, основные особенности и периодизация русской философии.
Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов. Прежде всего, в качестве важного условия формирования русской философско

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы источники формирования русской философии? 2. Обоснуйте тот или иной подход к периодизации русской философии? 3. В чем заключается сущность исихазма? 4. Каковы о

Русская философия
  Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли          

Основные исторические типы философского знания
  Часть первая. Философия Древнего мира, Средних веков и Возрождения     1. Что является основой, законом существования м

Основные исторические типы философского знания
  Часть вторая. Философия Нового Времени и Просвещения     1. Наиболее правильный подход к изучению действительности Ф.Бэ

Западная Философия XIX - XX веков.
1. Основатель немецкой классической философии– а) И.Кант б) И.Фихте в) Ф.Шеллинг г) Г.Гегель д) Л.Фейербах   2.

Основные исторические типы философского знания
  Часть четвертая. Русская философия   1. Среди источников формирования русской философской мысли следует, прежде всего, назвать …

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ
Глава 10. Бытие как проблема философии   Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятел

Вопросы для самоконтроля
1. Как в ходе развития философии менялось понимание роли онтологии? 2. Какие проблемы находятся в центре внимания онтологии? 3. Что такое бытие? 4. Охарактеризуйте важней

Бытие как проблема философии
       

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое материя? 2. В чем сущность основных подходов к пониманию материи? 3. В каких формах существует материя? 4. Назовите известные вам состояния вещества?

Материя: сущность и формы
Основные подходы к трактовке материи          

Вопросы для самоконтроля
1. Какие известны исторические типы трактовки понятий "диалектика" и "метафизика"? 2. Что такое детерминизм? 3. Дайте определение понятию "движение";

Развитие
       

Сущность, типы, механизм развития систем
  Представление о мире как множестве взаимосвязанных и нередко качественно различных объектов возникло уже в древности. Так, в философии Древнего Китая мир представляется совокупность

Философское осмысление природы и развития
    1. В истории философии "первой философией" называли … а) онтологию б) гносеологию в) логику г) этику

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Глава 14. Природа человека и смысл его существования Человеку всегда был интересен он сам. На определенном этапе развития знания (возможно, уже в доисторическое время) возник вопрос о прои

Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека
Мифология, как первый исторический вид мировоззрения, нередко связывает происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего (как следует из некоторых мифов) в момент возник

Сущность человека и его отличительные черты
Представление о сущности человека связано с пониманием его происхождения и, одновременно, имеет самостоятельное значение. В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его

Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Процесс создания орудий труда, как и вообще любой творческий акт осуществляется человеком осознанно. И это, также важнейшее отличие человека. Человек "планирует" свои действия, пре

Вопросы для самоконтроля
1. Какие взгляды на происхождение человека встречаются в прошлом и настоящем? 2. Какая версия антропогенеза представляется наиболее убедительной и почему? 3. Дайте определение стр

Природа человека
  Основные подходы во взглядах на происхождение человека          

Вопросы для самоконтроля
1. Как изменялось понимание сознания по мере развития общества и философии? 2. Каково содержание основных подходов к трактовке сознания? 3. Что такое отражение в философском поним

Сознание
Основные виды представлений о сознании                 &nbs

Истина и практика, как атрибуты познания.
Проблема точности, адекватности отражения знания – решается различными философскими школами неодинаково. Подходов к познаваемости мира достаточно много: от уверенности, что любая сколь угодно сложн

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объект и предмет гносеологии? 2. Какие наиболее известные мыслители прошлого внесли вклад в развитие теории познания? 3. Что такое знание? 4. Сформулируйте опре

Познание
           

Проблемы человека, сознания и познания в философии
    1. Согласно различным философским подходам человек произошел … в результате творения его тела и души высшим идеальным началом; такой позици

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Глава 17. Общество как предмет философского анализа Общество представляет собой, наверное, самое сложное образование в природе. Общество содержит материальный и духовный компоненты, оно со

Происхождение общества.
Вопросы генезиса общества тесно связаны с вопросами происхождения человека. С одной стороны человек и его бытие – это и есть общество. Вне общества человека не может существовать. Также и общество

Сущность, структура и типология общества.
Сущность общества обусловлена рядом факторов, одним из которых является его происхождение. Научный подход настаивает на его естественном возникновении и формировании, на природ

Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность различных философских концепций происхождения общества? 2. Каковы важнейшие условия возникновения общества? 3. Охарактеризуйте отличительные признаки общества?

Общество
     

Общественное развитие; подходы и проблемы.
Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная система; какие образования можно назвать социальными системами? 2. Какова иерархия социальных систем? 3. Что такое элементы и компоненты социальной системы

СОЦИАЛЬНАЯ СИСИТЕМА
               

Формы общественного сознания
Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах – формах общественного сознания. Сре

Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право.
Важнейшим условием существования общества, его поступательного развития, а также его атрибутивным свойством является социальная регуляция. За многовековую историю человечества оно из локальных, зач

Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой общественное сознание? 2. Что является первой формой общественного сознания? 3. Перечислите основные Формы общественного сознания? 4. Какова сущ

И Россия в системе макросоциальных отношений
  Человек за десятки тысячелетий расселился по всей планете. Только на Антарктиду он проник по историческим меркам совсем недавно. На различных континентах Земли возникли цивилизации,

Глобализация как проблема современного мира.
В сложном многомерном процессе мирового социального развития можно выделить некоторые наиболее важные тенденции. Так, с одной стороны, человечество (социальная макросистема)

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое проблема с точки зрения общественного развития? 2. Назовите отличительные черты глобальных проблем общественного развития? 3. Какие возможны варианты классификации гл

Проблемы современного общества
   

Общество
  1. В естественнонаучном подходе важнейшей предпосылкой возникновения общества следует считать… а) жизнь в стаде б) грехопадение в) охота

Глоссарий
    Философия (греч. букв. – "любовь к мудрости" филео ­– люблю, софия – мудрость) – форма общественного сознания, учение об общ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги