Реферат Курсовая Конспект
Сущность человека и его отличительные черты - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Представление О Сущности Человека Связано С Пониманием Его Происхождения И, О...
|
Представление о сущности человека связано с пониманием его происхождения и, одновременно, имеет самостоятельное значение.
В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его включенность в окружающий мир. Человек – органичный элемент космоса и, одновременно, результат активности космоса. Известно, что Платон определял человека как "двуногое животное без перьев". Но более важно то, что он выделял в человеке две неотъемлемых составляющих его сущности: материальную и идеальную. При этом душа (идеальный компонент), безусловно, играет главную роль, определяет неповторимость человека. Тело – временно; после его гибели душа продолжает существовать в мире идей, получая там все больше опыта, становясь мудрее, а затем может оказаться в новом материальном теле. Аристотель изменяет акценты в соотношении материального и идеального в человеке, делая эти два начала равноправными. Кроме того, он обращает внимание на важную черту, характеризующую человека – на социальную составляющую его сущности.
Теоцентристские философские концепции Средневековья, видевшие в человеке высшее творение Бога, считали главным в его сущности отношение к Творцу. Тем самым, важнейшим компонентом сущности человека стала его высокая духовность, а также свобода воли, определяющая принципиальный и самый главный выбор человека. Эпоха Возрождения внесла свои добавления в понимания сущности человека, подчеркнув его творческое начало и самодостаточность. Новое время закрепило за человеком его способность рационального постижения мира. Наконец, современный взгляд на человека, выраженный множеством позиций и точек зрения подчеркнул в "портрете" человека его многогранность, сложность. Существенным параметром следует считать новый уровень понимания включенности человека в окружающий мир.
Существует множество трактовок сущности человека. Однако вполне возможно определить характеристики человека, которые признаются большинством философских и научных школ и течений.
Итак, человек – это, прежде всего, живое существо, представитель рода человеческого. Другими словами, согласно научной точке зрения, человек по своей природе относится к животным (млекопитающим), но существенно отличается от них. Исследователи давно отмечают способность человека смеяться. Как правильно заметил уже древние, человека отличает "прямохождение", чего нельзя сказать ни об одном другом млекопитающем. Некоторые из них, в том числе обезьяны, способны передвигаться на задних конечностях, но не могут делать этого постоянно. Однако есть и более существенные отличия. Человек обладает самым развитым головным мозгом среди всех известных живых существ. Даже по абсолютной массе мозг больше лишь у таких крупных животных, как слоны и киты. Геном человека содержит 212 копий гена, тогда как у многих животных таких лишь одна (у шимпанзе их 37).
Вместе с тем он уступает некоторым животным, например, по остроте зрения, многие превосходят его по обонянию, слуху. У него нет клыков, когтей и т.д., что позволило некоторым ученым считать человека несостоявшимся животным, вынужденным приспосабливаться к окружающей действительности особыми способами. Кроме того, человек имеет ряд особенностей, касающихся внешнего вида, механизма размножения, питания, продолжительности жизни.
Наиболее существенное отличие человека состоит в том, что он обладает членораздельной речью. Он способен создавать понятия, формулировать суждения, выводить умозаключения, формировать образы. То есть, человека отличает способность к абстрактному мышлению, к идеальному отражению окружающего мира, к накоплению и передаче информации на рациональном уровне.
Другое коренное отличие человека от животных связано с первым. Люди объединяются в особую общность совместного существования – социум, который, в свою очередь, формирует человека. В рамках общества человек формирует определенные нормы поведения, систему запретов, принципов, предпочтений, которым сознательно, по своей воле подчиняется[84]. Вне социума человек "состоятся" не может. Известны случаи, когда маленькие дети попадали в стаи животных, и вырастали в них; возвратить таким людям "человеческий" облик, как правило, не удавалось. За редким исключением они уже не могли говорить, сохраняли повадки именно тех животных (иногда – птиц), которые помогли им выжить.
Человек способен пользоваться орудиями труда и, также, может сам создавать их. Особенно важно то, что он способен осознанно трудиться, подчиняясь общественной необходимости, реализуя не только личные, но и общественные интересы.
Таким образом, важнейшими отличительными особенностями человека являются членораздельная речь, труд и жизнь в обществе. Одновременно, эти особенности являются взаимосвязанными факторами формирования человека. Все они являются составными частями сложного механизма специфической "человеческой" формы адаптации к изменяющимся условиям окружающей действительности.
Некоторые исследователи наиболее важным условием превращения человека со временем из животного в разумное существо считают труд.
Понимание значения и смысла труда связано с осмыслением такого свойства мира, как активность, которая является неотъемлемым атрибутом неорганического и органического мира. Выделяют типы активности, которые одновременно можно считать уровнями активности (от низших – к высшим): механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.
Социальную активность отличают осознанность, целенаправленность и стремление субъекта изменить окружающую среду в своих интересах, а также разнообразие. Социальная активность называется деятельностью – специальной человеческой формой активного отношения к окружающему миру, содержание которой – его целесообразное изменение в интересах людей.
Демокрит считал первостепенной политическую деятельность, так как она наполняет жизнь человека смыслом, выделяет его из природы. Платон, к политической, добавил в качестве основных военную и хозяйственную деятельность (в соответствии с этим он в своей идеальной модели социума делил общество на три сословия – правителей, воинов и ремесленников). В эпоху средневековья философы стремились повысить роль духовной составляющей деятельности во всех формах ее проявления. В Новое время внимание акцентировалось на творческой активности человека, от Возрождения была унаследована традиция культа искусства и науки.
Так из века в век формировалось понятие деятельности как неотъемлемого компонента жизни человека, основы культуры человеческого общества. При этом любая деятельность предполагает противопоставление субъекта и объекта деятельности, в качестве которых в самом общем плане выступают человек (субъект) и природа (объект). В ней обязательно выделяют цель, средства, результат и сам процесс деятельности.
За тысячелетия сформировались различные подходы к типологии деятельности. Типология социальной деятельностиобусловлена сложностью социальных систем. В самом общем виде деятельность делят на материальную (создаются материальные ценности, средства и продукты производства, необходимые для жизнеобеспечения социальных систем) и духовную (создает ценности духовные, формирует и развивает духовную культуру); ее разновидности – искусство, интеллектуальная и религиозная деятельность.
Одним из способов классификации представляется демаркация по профессиональному признаку, в котором, в частности, можно выделить деятельность специалистов в области права.
В человеческой деятельности, можно выделить, также, труд, общение и игру. Однако ученые спорят о том, насколько общение и игра являются исключительно человеческими. И, пожалуй, только труд, безусловно, отличает только человека.
Труд– это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей и реализации общественных интересов.
Следует иметь в виду, что трудом можно назвать далеко не любую деятельность человека. Вряд ли можно считать трудом активность индивида, занимающегося должность в государственной системе управления (неважно на каком уровне), но, на самом деле, ничего не делающего для выполнения своих функциональных обязанностей, а энергично изобретательно решающего исключительно личные вопросы. Преступная деятельность говорит сама за себя. И совсем иначе выглядит творческая деятельность художника (музыканта), даже если, казалось бы, она идет вразрез с какими-то внешними (непринципиальными, неосновными) общественными нормами. Он всегда творит в интересах общества; иногда не декларируя такую цель; и, нередко, делает это бескорыстно.
Труд – явление социальное, связанное с воспроизводством общественных отношений, совершенствованием качества общественной жизни, повышением общественного благосостояния потенциала. Для многих исследователей труд – важнейший фактор антропогенеза.
В то же время труд, как и вообще вся деятельность человека, связан с процессом отчуждения. Он заключается в том, что результаты деятельности (в том числе и труда) конкретного человека становятся самостоятельной силой. Они начинают жить своей собственной, независимой от свого конкретного создателя жизнью, и порой оказывают на него же самого существенное воздействие (не всегда позитивное).
Существует специфика трактовки отчуждения при анализе общественных отношений с точки зрения социально-групповых, социально-классовых противоречий. В этом случае человек рассматривается как объект эксплуатации другим человеком. Социальные группы, владеющие политическими, экономическими ресурсами формируют такие социальные (экономические, политические, правовые и т.д.) отношения и нормы, которые способствуют отчуждению и перераспределению (исходя из собственных интересов) результатов труда членов общества.
Также отчуждение определяется и как неизбежное противопоставление каждого отдельного человека обществу. То есть, противопоставление той социальной системе и социальной группе в которых он существует, всем другим конкретным людям. В определенной мере возникает и закрепляется демаркация между человеком и всем остальным миром (прежде всего – социальным бытием). В трактовке многих экзистенциалистов человек оказывается одиноким, "обреченным" на свободу. Отказ от свободы не решает проблему отчуждения, но при этом создает условия для снижения значения собственно "человеческого" (осознанного, духовного, творческого, уникального) в человеке. Тем самым, повышая роль "биологического" начала (инстинктов, "штампов", "стадности", …) и человек перестает быть самим собой.
Таким образом, человек это биосоциальное существо. С одной стороны, он – биологический организм, которому свойственны все признаки живого, с другой стороны, его отличает социальное бытие, которое и придет биологической "основе" человеческую сущность.
Когда говорят о людях, то данного определения – "человек" – оказывается недостаточно, чтобы охарактеризовать все его проявления. В строгом понимании человек, это "любой-человек", "человек-вообще". Понятие "человек" предельно абстрактное, объем его невозможно очертить сколько-нибудь четко. Оно объединяет всех людей, живущих сегодня на планете, всех людей, когда либо живших ранее, а также может включать людей, которые только появятся на свет в будущем. Наконец, в объем этого понятия иногда включают и тех людей, которые реально никогда не существовали: например, литературных (театральных, кино-, и т.д.) героев. И это все – человек.
Когда же речь идет о каком-либо конкретном человеке чаще используют такие понятия, как "индивид", "личность". Индивид – понятие, характеризующие конкретного представителя рода человеческого, прежде всего, самого по себе, как бы вне его отношений с обществом. Но эта безотносительность очень условна, так как совсем вне общества человека быть не может.
Индивид (лат. individum – неделимый) – отдельно взятый представитель человеческого рода (общества, народа, класса, социальной группы), социальный атом, неделимый элемент социума. Индивид – это конкретный человек, обладающий неповторимым "набором" физиологических, психологических, интеллектуальных, моральных качеств (то есть – индивидуальностью) и есть индивид.
Личность нечто иное. В понятии "личность" акцент сделан на общественные отношения конкретного человека, индивида. Это понятие трактуют различным образом. В самом общем плане все интерпретации можно свести к двум основным подходам.
В одном из них личность понимается как индивид, рассматриваемый с точки зрения его значимости для общества; то есть, отдельно взятый представитель рода человеческого в совокупности его общественных отношений, социальных статусов и ролей.
Личность – персона (лат. persona – маска, роль актера) – индивид, как субъект социокультурной жизни, носитель индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание, …), раскрывающегося в социальных отношениях, предметной деятельности, общении.
В другой трактовке личности, это не любой представитель человеческого рода, а лишь тот, кто оказывает существенное влияние на окружающее его социальное бытие. Личностями в этой трактовке могут считаться, например, талантливый ученый или художник, великий политик или полководец; добившиеся высоких результатов в своей сфере деятельности специалисты; люди, обладающие мощной харизмой и т.д. Словом, это все те индивиды, которые пользуется высоким авторитетом среди других людей, за кем люди осознанно, без внешнего принуждения, "следуют" в мировоззрении, привычках, оценках, соблюдении тех или иных принципов и норм.
В любой интерпретации, категория "личность" связана с такими важными для человека понятиями, как "свобода", "ответственность", "нравственность", отражающими своеобразные "координаты человеческого измерения" бытия. В связи с этим закономерно возникает проблема целесообразности человеческого бытия, смысла жизни человека.
Вариант решения данной проблемы во многом определяет облик каждой личности, каждого индивида, а также, как малых социальных групп, так и больших социумов.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность человека и его отличительные черты
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов