рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глоссарий

Глоссарий - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны     Философия (Греч. Букв. – &qu...

 

 

Философия (греч. букв. – "любовь к мудрости" филео ­– люблю, софия – мудрость) – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Аксиология (Теория ценностей) – учение о природе ценностей, их места в структуре ценностного мира, т.е. связей различных ценностей между собой с социальными и культурными факторами и структурой личности. "Что есть благо?" – основной вопрос аксиологии; аксиология как самостоятельная область философии возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на реальность и ценность, как объект человеческих желаний.

Античный (лат. antiquus – древний, старый) – относящийся к древнегреческой или древнеримской культуре (до 5 в. н.э.).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в котором центре внимания философских концепций находятся проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, ценностей, предназначения в этом мире, задач.

Артефакт (лат. arte – искусство, factus – сделанный) –определенным образом зафиксированный результат деятельности людей, характеризующий уровень и особенности культуры, детерминирующей данную деятельность; (биолог.) возникающие в организме образования и процессы, не свойственные ему в норме, вызываемые самим методом его исследования.

Атрибут (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое, необходимое свойство объекта, без которого он не существует и не мыслится.

Безопасность– отсутствие опасности; сохранность, надежность (Даль).

Бифуркация (от лат. bifurcatio – раздвоение, разделение, разветвление) – разделение, разветвление чего либо (реки – на два рукава, в анатомии – трахеи на два бронха).

Благо – позитивные, положительные ценности (в отличие от отрицательных), средство удовлетворения потребностей человека.

Бытие– реальность, существующая независимо от сознания (различают материально-предметное, объективно-идеальное, личности); категория, фиксирующая основу существования.

Вера – убежденность в чем-либо без непосредственной опоры на практику, принятие определенных смысловых конструкций в качестве истинных без эмпирической или логической проверки, вне непосредственного личного опыта.

Возможность – объективная тенденция становления предмета (процесса, явления), выражающаяся в наличии условий для его возникновения.

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления; специфическая активность, не сводимая к сознанию и деятельности.

Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире.

Гедонизм (от греч. едони – наслаждение) – этич. позиция, в которой наслаждение – высшее благо, к нему сводятся моральные требования.

Герменевтика (греч. герменеио – разъясняю) – первоначально – искусство и теория толкования текстов, с целью выявить их смысл; в конце 19 в. метод и направление в философии, призванные обеспечить понимание «общественных» явлений.

Гилозоизм (греч. хиле – вещество, материя и зое – жизнь) – философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы.

Гносеология (от греч. гностикос – познающий; Теория познания, Эпистемология – от греч. эпистеме – знание) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, всеобще предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Гуманизм (лат. humanitas – человечность) – мировоззрение антропоцентризма; исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Дао (кит. – Бог, слово, логос, путь) – понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века; являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения – неопределяемым, но совершенным; находясь в состоянии покоя и неизбывного движения; выступая первопричиной всех изменений, – является "матерью всех вещей", "корнем всего"; (по Лао-цзы) "всеединое", зависящее лишь от себя самого.

Движение – любые изменения и взаимодействия в природе и обществе; процессуальный феномен, охватывающий все типы изменений и взаимодействий; форма существования материи.

Действительность– объективно существующий предмет (процесс, явление), как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле – совокупность всех реализованных возможностей.

Деятельность – специальная человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой – его целесообразное изменение в интересах людей.

Дух – понятие, обозначающее нематериальное начало.

Единичное – признак предмета, находящийся в отношении несходства к признакам всех предметов определенного класса; существует лишь в отдельном.

Закон – категория, отображающая существенные, необходимые, объективнее, внутренние и повторяющиеся связи между явлениями реального мира.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для получения, интерпретации, хранения и передачи информации (сообщений, знаний).

Знание – упорядоченная, полученная определенным способом, оформленная в соответствии с какими-либо критериями информация, имеющая социальное значение и позволяющая совершенствовать деятельность человека; осмысленный и зафиксированный в сознании непосредственный и опосредованный опыт жизнедеятельности, освоения природы и социального бытия.

Идеология – упорядоченная совокупность (система) идей, выражающая взгляды конкретного социального образования (социальной группы, страты, социального класса, общества в целом, т.е. определенного социального субъекта) на социальную действительность в ее конкретных проявлениях, ее прошлое, настоящее, и перспективы ее развития, отражающая ценности, интересы и цели деятельности данного образования.

Имманентное (от лат. immanentis – пребывающий в чем-либо, внутренне присущий чему-либо) – внутренне присущее какому-либо предмету, процессу, явлению то или иное свойство (закономерность).

Индивид (лат. individum – неделимый) – отдельно взятый представитель человеческого рода (общества, народа, класса, социальной группы) социальный атом, неделимый элемент социума.

Институт социальный– совокупность норм, требований, связанных с определенной организационной структурой, с помощью которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни; к социальным институтам относят государство, политические партии, семью, трудовые организации, образование, науку, церковь, собственность, средства массовой информации.

Интерес – (от лат. interest – имеет значение, важно) – объективно значимое для человека (…, коллектива, общества, …); реальная причина социальных действий, событий, свершений.

Интуиция (от лат. intueor – пристально смотрю) – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Информация (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) –некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п., а также проявления (последствия, результат) неких изменений, движения, либо отсутствия этих изменений, воспринятых одним или несколькими реципиентами.

Иррационализм (лат. irrationalis – бессознательное, неразумное) – философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его понимания.

Истина –адекватное отражение объекта познающим субъектом; воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе независимо от сознания человека; объективное содержание чувственного эмпирического опыта.

История философии – наука о процесс возникновения и развития философского знания.

Категории (от греч. категориа – высказывание, обвинение, признак) – общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

Классы общественные – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Космос (греч. kosmos – устройство, упорядоченность, украшение) – упорядоченная и структурно организованная целостность, подчиненная в своей динамике имманентной закономерности; антиномичен Хаосу как бесформенной неупорядоченности.

Космоцентризм – философское мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса, Вселенной, понимаемой как всесильное начало, основа, главный закон, определяющий все сущее в природе, обусловливающей жизнь человека и общества.

Культура – (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях, а также совокупность результатов этой деятельности.

Личность (лат. persona – маска, роль актера) – индивид, как субъект социокультурной жизни, носитель индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание, …), раскрывающегося в социальных отношениях, предметной деятельности, общении.

Логика(греч. логикос – построенный на рассуждении)– формальная, наука об общезначимых формах и средствах мысли, законах и принципах мышления, необходимых для рационального познания в любой области знания.

Логос (греч. логос – слово, понятие, мысль, разум) – всеобщая закономерность (Гераклит); духовное первоначало, божественный разум (Платон).

Материя (от лат. materia – вещество) – объективная реальность, данная человеку в его ощущениях; множество всех существующий в мире объектов и систем; субстанция (субстрат) всех вещей и явлений в мире.

Мера – единство качественных и количественных характеристик. В рамках данной меры, количественные изменения не влекут за собой качественных.

Метафизика (греч. метафизика – после физики; ввел в оборот александрийский библиотекарь Андроник Родосский для названия трактата Аристотеля о "первых родах сущего") – 1) (в классической философии) учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия; 2) (в неклассической философии) спекулятивно-философский метод, альтернативный диалектике.

Метод (от греч. методос – путь к чему-либо, исследование) – способ исследование природы, путь достижения цели, подход к изучению явления; совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности, а также человеческой деятельности организованной определенным образом.

Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека; систему принципов и способов организации и построения теоретичес­кой и практической деятельности.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, ценностные ориентации, идеалы, основы жизненной позиции, убеждения.

Миф – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности.

Мифология – (от греч. мифос – сказание и логос – слово, понятие, мысль, разум) тип мировоззрения древнего человека, которое отличает чувственно-образное некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием мифов, содержание которых принимается как священное, а сформулированные в них нормы – как требующие неукоснительного исполнения.

Мораль (нравственность) (лат. moralis – нравственный, mores – нравы) – специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

Нация(от лат. natio – племя, народ) – историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературы, языка, этнических особенностей культуры и характера); крупная социокультурная общность индустриальной эпохи, понимается либо как политическая общность, либо как этническая.

Необходимость– категория, отражающая преимущественно внутренние, устойчивые, повторяющиеся всеобщие отношения действительности.

Нестяжатели– противники церковного землевладения в России (конец 15-16 вв.), во главе с Нилом Сорским, последователи исихазма.

Ноосфера (греч. noos – разум и sphaira – шар) – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – правило, образец, принцип деятельности, признанные социальной организацией (системой, группой) и в той или иной форме заданные для исполнения ее членам.

Общество– обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей характеризующаяся их целенаправленной и разумно ор­ганизованной совместной деятельностью; (в узк. смысле) определенный этап человеческой истории или отдельное индивидуальное общество, большие целесообразно взаимодействующие группы людей, объединённые на основе взаимных интересов, норм и принципов жизни, с присущей им системой отношений и институтов.

Объект(позднелат. objectum – предмет от лат. objicio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту и его предметно-практической и познавательной деятельности. Существующая независимо от сознания человека вещь, включенная в человеческую деятельность.

Объективная реальность – материальный мир, существующий независимо от человеческого сознания и первичный по отношению к нему.

Онтология (от греч. он – сущее, логос – слово, учение, понятие) – учение о бытии как таковом, раздел философии о фундаментальных принципах бытия; наиболее общие принципы и категории сущего.

Парадигма (от греч. парадигма – пример, образец) – 1) теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Племя– тип этнической общности доклассового общества, между членами которого существовали кровно-родственные связи; племя населяло определенные территорию, имело свои язык (диалект), самосознание и самоназвание, типы самоуправления и экономические отношений.

Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы, явления и процессы действительности, и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков (свойств предметов и явлений, и отношения между ними).

Право – совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы (И.Кант); норма свободы; система правил поведения людей, устанавливаемых и санкционируемых государством, обеспечиваемых государственным принуждением.

Прагматизм – сугубо американская форма развития позитивизма, предлагающая утилитарный (от лат. - польза, выгода) подход к окружающему миру, людям и вещам.

Практика – (греч. практике, практикос – деятельный активный) материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение и преобразование окружающих объектов природы и социума; составляет основу и движущую силу развития человеческого общества и познания; в гносеологии – главный критерий истины.

Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. В отличие от объекта, П. Отражает наиболее существенные свойства и признаки.

Принцип (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; внутреннее убеждения человека, определяющее его отношение к действительности; основная особенность устройства, механизма.

Природа – объектная действительность; (в широком смысле) все сущее, весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений, совокупность всего сущего, включая и самого человека, совпадает с категориями "Бытие", "Реальность", "Универсум", "Вселенная", "Космос"; (в узком смысле) естественная среда обитания человека; а также, альтернатива "второй природы", т. е. искусственной среды обитания; внутренняя сущность вещей.

Причина – (лат. causa) явление, действие которого вызывает другое явление.

Пространство – всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность.

Процесс (лат. processus – прохождение продвижение) – последовательная смена состояний, тесная связь, закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.

Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние; характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, связанная с преобразованием их внутренних и внешних связей; выражая, прежде всего, процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов.

Рационализм (лат. ratio – разум) – (в широком смысле слова) определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах; целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания.

Религия (от лат. religio благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение, действие, которые основываются на вере в существование богов, начала которое находится за пределами доступного пониманию человека.

Свобода– универсалия культуры субъективного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Символ(от греч. симболон – знак, примета) – синоним знака (в науке); универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, знака, аллегории.

Синергетика (греч. синергиа – совместное действие) – одно из ведущих направлений современной науки, репрезентирующее собой естественнонаучный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре.

Система (греч. система – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство; объект, организованный в качестве целостности, где энергия связей между элементами данной системы превышает энергию их связей с элементами других систем.

Следствие – явление, наступившее в результате действия другого явления, причины.

Случайность – категория, отражающая внешние, несущественные, единичные, неустойчивые связи.

Содержание – определяющая сторона целого, единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденции.

Сознание – высший уровень духовной активности человека как социального существа; сознание, запечатленное в формах культуры (язык, искусство и другие знаковые системы) приобретает форму идеального; специфический человеческий способ отражения, который обеспечивает особый способ адаптации к среде.

Социальная философия– раздел философии, рассматривающий генезис, развитие и качественное своеобразие общества – его отличие от природы, цели, общественные идеалы; отношение к государству, религии, морали, духовной культуре.

Социум – сообщество людей, объединенное по некоторому признаку; как синоним общества; крупное объединение социальных групп и людей, имеющих общие культурные ценности и одинаковую самоидентификацию; общество в его целостном единстве; определенная социальная общность, объединенная на основе некоторых общих ценностей, общей культуры.

Стабильный (лат. stabilis – устойчивый, прочный, постоянный) – объект (процесс, предмет, система), сохраняющий свои основные свойства, характеристики, параметры; устойчиво развивающийся.

Структура – (от. лат. structura – строение, расположение порядок) совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта.

Субстанция (от лат. substantia – сущность, лежащее в основе) – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в единстве форм ее движения; предельное основание. Возможна одна (монизм), две (дуализм), много (плюрализм) субстанций.

Субстрат (от лат. substratum – основа, подстилка) – общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых материальных образований, создающих систему или процесс.

Субъект(лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, sub – под, jacio – бросаю, кладу в основание) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект; то, что остается в вещи по отвлечении всех возможных ее качеств и признаков; иногда употребляется как синоним субстанции.

Судьба – неразумная непостижимая предопределенность событий и поступков человека.

Сущность – отражающая всеобщие формы объективного мира, его познание и практическую деятельность людей; внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Постижение сущности предмета – задача науки.

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре внимания которого находится Бог, существованием и волей которого объясняется бытие и развитие всех составляющих созданный Богом мир элементов.

Термин (от лат. terminus – граница, предел, конец) – имя (слово, словосочетание, понятие) с оттенком специального (научного) его значения; элемент суждения, входящий в состав силлогизма.

Типология – (греч. typos – отпечаток, образец и logos – слово, учение) научный метод, в основе которого лежит структурирование систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа.

Тимократия (греч. timokratia, time – цена, честь и kratos – власть) – правление, при котором власть в руках привилегированного меньшинства (военного), обладающего высоким имущественным цензом (вариант олигархии).

Трансцендентальное(лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы) в схоластической философии обозначает аспекты бытия, выходящие за сферу ограниченного существования, конечного мира, т.е. такие универсалии, как единое истинное, благое – трансценденталии; (по И. Канту) все то, что относится к априорным (имманентным) условиям возможного опыта (например, априорные, по Канту, формы чувственности, как пространство и время, категории рассудка – субстанция, причинность, а также добро и зло).

Трансцендентное– в схоластической философии все, что выходит за пределы чувственного опыта; предмет религиозного и метафизического познания; (по Канту) то, что находится за границами возможного опыта, то, что недоступно познанию и является предметом веры (Бог, душа, бессмертие).

Труд– целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила совершающегося процесса или одно из основных его условий; постоянная причина, определяющая конкретные процессы (процесс); 2) теория факторов 3) сомножитель

Фатализм – (лат. fatalis – роковой, предопределенный судьбой) – 1) философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) соответствующий поведенческий принцип; (в историко-философской традиции противостоит волюнтаризму).

Философия жизни – иррационалистическое философское течение конца 19 – нач. 20 вв., выдвигающее в качестве исходного понятия "жизнь" как интуитивно постигаемую целостную реальность (Ф.Ницше, Клагес, Т.Лессинг, В. Дильтей, О.Шпенглер, Бергсон, Зиммель); творчество выступает синонимом жизни.

Философия истории – раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания.

Флуктуация (лат. fluctuatio – колебание) случайное временное отклонений от нормы (например, равномерного распределение молекул в газе или жидкости) возникающее в результате развития (в том числе изменение температурных, структурных, волновых, полевых, пространственных и др. параметров, отношений взаимодействия и т.д.) систем.

Форма – способ существования и выражения содержания.

Формация общественно-экономическая– исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень его развития.

Функция– (лат. functio совершение исполнение) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы; вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется Ф. первого.

Хаос (греч. хаос – зияние) – изначальное докосмическое состояние бытия, которому свойственно отсутствие оформленности, дифференцированности, и одновременно – внутренняя потенция к дифференциации и оформлению в структурированный космос.

Ценность – человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов, явлений, процессов, связанных с миром должного, с целевым и со смысловым основанием, с Абсолютом.

Цивилизация (лат. civilis – государственный, гражданский) – одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству"; относительно замкнутый, имеющий выраженную социально-историческую специфику общественный организм; синоним понятия культура.

Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры; единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Экзистенциализм(позднелат. ex(s)istentia – существование) Философия существования – иррационалистическое направление философии ХХ в., которое пытается понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки. Бытие должно быть постигнуто интуитивно.

Эклектика (от греч. эклектикос – способность выбирать) – соединение разнородных идей, взглядов, принципов, теорий (ввел Потамон из Александрии, назвавший так свое учение (2 в.). Коренится в подмене одних понятий другими

Элемент (лат. elementum – стихия, первоначальное вещество от греч. – член ряда) – в древнеримской философии – одна из основных частей природы (огонь, вода, воздух и земля) или стихия; составная часть чего-либо; химич. - вид атомов; радиоактивный…и т.д.

Элита (франц. elite – лучшее отборное, избранное) – доминирующие (господствующие) общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие гомударственную, культурную и социально-экономическую политику.

Эмпиризм (греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.

Энтропия –(греч. эн – в, тропэ, entropía – поворот, превращение) – физ.: особая физическая величина, характеризует рассеяние, обесценивание энергии, заключается в переходе всех видов энергии в тепловую и равномерном распределении между всеми материальными телами природы; величина, обратная уровню организации системы. Другими словами, энтропия – мера уровня неупорядоченности, хаоса; в термодинамике понятием "энтропия" обозначают меру необратимого рассеяния энергии; в теории информации – меру внутренней неупорядоченности информационной системы: энтропия увеличивается при хаотическом распределении информационных ресурсов и уменьшается при их упорядочении.

Эстетика – (греч. эстетикос – чувствующий, ощущающий, чувственный) наука о смыслообразующих выразительных формах действительности (в том числе – художественных), связанных с познавательной деятельностью на основе чувства прекрасного.

Этика – (греч. этика – нрав, обычай, характер, образ мысли) – 1) теория морали, обосновании модели достойной жизни; 2) практически – на протяжении всей истории Э. – обоснование той или иной конкретной моральной системы.

Явление – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешнее непосредственно-данные формы его существования.

Язык – информационная знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли.

 


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Знания человека объемны и разнообразны

Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глоссарий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.Мировоззрение и философия   Мировоззрение – сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в

Основные исторические виды и сущность мировоззрения.
С момента "обнаружения" человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность мировоззрения? 2. Назовите основные исторические типы мировоззрения? 3. Раскройте содержание мифологии и ее роль в жизни древнего человека? 4. Каков

Мировоззрение и его типы
      Глава 2.Философия, ее предмет и основные

Объект, предмет и основные проблемы философии
Любая область знания имеет свой объект и предмет. В философии объект и предмет имеют специфическое значение. Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) – то,

Предмет и основные формы философии
    Глава 3.Основные функции и структура философского зн

Функции философии, ее роль в жизни и развитии общества
О роли и месте философии состоялось немало споров, в том числе, и внутри философского сообщества. Значение философского знания определяется его способностью к самым широким обобщениям, к предельной

Структура философского знания
Одним из проявлений развития философии является постоянное обновление и усложнение ее структуры. Самый широкий объект (вся реальная действительность) и самый универсальный предмет (наиболее общие с

Вопросы для самоконтроля
1. Что отличает философию от других форм знания? 2. В чем заключается мировоззренческая функция философии? 3. Раскройте содержание методологической функции философии? 4.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  Глава 4.Философия Древнего Мира   Фрагменты философского знания возникали еще в глубокой древности. Это было связано с поиском человеком отве

Философия Древней Индии
Главным источником древнеиндийской философии считаются Веды (то есть "знания") – священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э.[9] Известны

Философия Древнего Китая
В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао – мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких др

Философия Древней Греции
Третьим крупным центром философии Древнего Мира была Древняя Греция, ставшая колыбелью во многом самой развитой и самой распространенней в последствии культуры. Древнегреческую философию, как и мно

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите главные источники философии Древней Индии; раскройте их содержание и структуру? 2. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии; по какому крит

Древнеиндийская философия
     

Древнегреческая философия
  Главная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентричный характер, поиск первоосновы бытия.      

Патристика.
Так называют учения наиболее значимых христианских богословов и философов – "отцов церкви" (лат. patres – отцы). Иногда этим понятием объединяют всю первую половину развития христи

Средневековая философия IX–XIV вв.
Вторая половина средневековой философии характерна, с одной стороны, усилением догматизма, с другой стороны, ростом разнообразия и развитием философских взглядов. Предпринимаются попытки п

Философия Эпохи Возрождения
Понятие "Возрождение" (фр. renaissance – возрождение), как и многие другие обобщающие социально-исторические понятия, достаточно условно. Считается, что оно связано с ростом интере

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите исторические рамки развития философии Средних веков? 2. Назовите главные источники Средневековой философии? 3. Раскройте содержание основных периодов развития философи

Философия Средних веков
  Источники философии Средних веков            

Философия Эпохи Возрождения
  Условия формирования философии Эпохи Возрождения          

Рационализм Р.Декарта. Философские учения Б. Спинозы и Г. Лейбница
Рене Декарт(1596-1656; де Карт, латинизированное имя – Картезий; поэтому его последователей называют картезианцами) получил хорошее образование в иезуитском колледже Ла Флеш. После

Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Началом эпохи просвещения считается научная деятельность английских ученых Дж.Толанда (1670-1722) и А.Коллинза (1676-1729). Философия Просвещения нашла воплощение

Французский материализм XVIII века.
Предпосылки материализма в той или иной степени уже сложились к XVIII века. В этом большую роль сыграли философские системы Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Ньютона и некоторых

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите мыслителей, творчество которых положило начало философии Нового времени? 2. Что отличает философию Нового времени от предшествующих этапов развития философской мысли?

Философия Нового времени
  Источники философии Средних веков            

Философия Просвещения
           

Философская система И.Канта
И.Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профес

Объективный идеализм Ф.Шеллинга.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г.Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Д

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье чиновника, в Штутгарте. После окончания семинарии в Тюбингене (там он познакомился с Ф.Шеллингом) Г.Гегель работал учител

Вопросы для самоконтроля
1. Кто из философов является представителем Немецкой классической философии? 2. Назовите основные особенности немецкой классической философии. 3. Какие периоды в творчестве И.Кант

Западный философский рационализм XIX - XX веков.
Процессы стремительного "усложнения" окружающего мира в результате роста научного знания и социального опыта означало неизбежное "усложнение"[59] представлений об окружающей дей

Иррационалистические школы западной философии XIX - XX веков.
Кризис классической философии стал причиной недоверия многих мыслителей к рационализму, привел их к выводу о невозможности решения основных онтологических, гносеологических, этических, социально-фи

Вопросы для самоконтроля
1. Какие можно выделить наиболее общие направления в западной философии XIX – ХХ вв.? 2. Какие рационалистические школы западно-философской мысли XIX – ХХ вв. являются наиболее известными?

Западная Философия XIX - XX веков
Философские учения и концепции XIX - XX веков можно разделить на рационалистические и иррационалистические философские системы   &n

Источники, основные особенности и периодизация русской философии.
Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов. Прежде всего, в качестве важного условия формирования русской философско

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы источники формирования русской философии? 2. Обоснуйте тот или иной подход к периодизации русской философии? 3. В чем заключается сущность исихазма? 4. Каковы о

Русская философия
  Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли          

Основные исторические типы философского знания
  Часть первая. Философия Древнего мира, Средних веков и Возрождения     1. Что является основой, законом существования м

Основные исторические типы философского знания
  Часть вторая. Философия Нового Времени и Просвещения     1. Наиболее правильный подход к изучению действительности Ф.Бэ

Западная Философия XIX - XX веков.
1. Основатель немецкой классической философии– а) И.Кант б) И.Фихте в) Ф.Шеллинг г) Г.Гегель д) Л.Фейербах   2.

Основные исторические типы философского знания
  Часть четвертая. Русская философия   1. Среди источников формирования русской философской мысли следует, прежде всего, назвать …

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ
Глава 10. Бытие как проблема философии   Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятел

Вопросы для самоконтроля
1. Как в ходе развития философии менялось понимание роли онтологии? 2. Какие проблемы находятся в центре внимания онтологии? 3. Что такое бытие? 4. Охарактеризуйте важней

Бытие как проблема философии
       

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое материя? 2. В чем сущность основных подходов к пониманию материи? 3. В каких формах существует материя? 4. Назовите известные вам состояния вещества?

Материя: сущность и формы
Основные подходы к трактовке материи          

Вопросы для самоконтроля
1. Какие известны исторические типы трактовки понятий "диалектика" и "метафизика"? 2. Что такое детерминизм? 3. Дайте определение понятию "движение";

Развитие
       

Сущность, типы, механизм развития систем
  Представление о мире как множестве взаимосвязанных и нередко качественно различных объектов возникло уже в древности. Так, в философии Древнего Китая мир представляется совокупность

Философское осмысление природы и развития
    1. В истории философии "первой философией" называли … а) онтологию б) гносеологию в) логику г) этику

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Глава 14. Природа человека и смысл его существования Человеку всегда был интересен он сам. На определенном этапе развития знания (возможно, уже в доисторическое время) возник вопрос о прои

Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека
Мифология, как первый исторический вид мировоззрения, нередко связывает происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего (как следует из некоторых мифов) в момент возник

Сущность человека и его отличительные черты
Представление о сущности человека связано с пониманием его происхождения и, одновременно, имеет самостоятельное значение. В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его

Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Процесс создания орудий труда, как и вообще любой творческий акт осуществляется человеком осознанно. И это, также важнейшее отличие человека. Человек "планирует" свои действия, пре

Вопросы для самоконтроля
1. Какие взгляды на происхождение человека встречаются в прошлом и настоящем? 2. Какая версия антропогенеза представляется наиболее убедительной и почему? 3. Дайте определение стр

Природа человека
  Основные подходы во взглядах на происхождение человека          

Вопросы для самоконтроля
1. Как изменялось понимание сознания по мере развития общества и философии? 2. Каково содержание основных подходов к трактовке сознания? 3. Что такое отражение в философском поним

Сознание
Основные виды представлений о сознании                 &nbs

Истина и практика, как атрибуты познания.
Проблема точности, адекватности отражения знания – решается различными философскими школами неодинаково. Подходов к познаваемости мира достаточно много: от уверенности, что любая сколь угодно сложн

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объект и предмет гносеологии? 2. Какие наиболее известные мыслители прошлого внесли вклад в развитие теории познания? 3. Что такое знание? 4. Сформулируйте опре

Познание
           

Проблемы человека, сознания и познания в философии
    1. Согласно различным философским подходам человек произошел … в результате творения его тела и души высшим идеальным началом; такой позици

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Глава 17. Общество как предмет философского анализа Общество представляет собой, наверное, самое сложное образование в природе. Общество содержит материальный и духовный компоненты, оно со

Происхождение общества.
Вопросы генезиса общества тесно связаны с вопросами происхождения человека. С одной стороны человек и его бытие – это и есть общество. Вне общества человека не может существовать. Также и общество

Сущность, структура и типология общества.
Сущность общества обусловлена рядом факторов, одним из которых является его происхождение. Научный подход настаивает на его естественном возникновении и формировании, на природ

Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность различных философских концепций происхождения общества? 2. Каковы важнейшие условия возникновения общества? 3. Охарактеризуйте отличительные признаки общества?

Общество
     

Общественное развитие; подходы и проблемы.
Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная система; какие образования можно назвать социальными системами? 2. Какова иерархия социальных систем? 3. Что такое элементы и компоненты социальной системы

СОЦИАЛЬНАЯ СИСИТЕМА
               

Формы общественного сознания
Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах – формах общественного сознания. Сре

Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право.
Важнейшим условием существования общества, его поступательного развития, а также его атрибутивным свойством является социальная регуляция. За многовековую историю человечества оно из локальных, зач

Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой общественное сознание? 2. Что является первой формой общественного сознания? 3. Перечислите основные Формы общественного сознания? 4. Какова сущ

И Россия в системе макросоциальных отношений
  Человек за десятки тысячелетий расселился по всей планете. Только на Антарктиду он проник по историческим меркам совсем недавно. На различных континентах Земли возникли цивилизации,

Глобализация как проблема современного мира.
В сложном многомерном процессе мирового социального развития можно выделить некоторые наиболее важные тенденции. Так, с одной стороны, человечество (социальная макросистема)

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое проблема с точки зрения общественного развития? 2. Назовите отличительные черты глобальных проблем общественного развития? 3. Какие возможны варианты классификации гл

Проблемы современного общества
   

Общество
  1. В естественнонаучном подходе важнейшей предпосылкой возникновения общества следует считать… а) жизнь в стаде б) грехопадение в) охота

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги