рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право.

Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право. - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Важнейшим Условием Существования Общества, Его Поступательного Развития, А Та...

Важнейшим условием существования общества, его поступательного развития, а также его атрибутивным свойством является социальная регуляция. За многовековую историю человечества оно из локальных, зачастую мало связанных между собой и относительно немногочисленных социумов превратилось в сложную многоуровневую систему. Элементы этой системы тесно связаны между собой, их взаимодействие и развитие порождает динамичную, постоянно изменяющуюся и усложняющуюся мозаику неповторимых социальных форм и проявлений.

Различные социальные формы не всегда органично сочетаются; далеко не всегда отношения между ними развиваются в конструктивном ключе. Нередко интересы взаимодействующих социальных субъектов не совпадают, что зачастую приводит к напряженности и даже к конфликтам. Подобные ситуации возникают и различным образом проявляются на всех уровнях макросоциума (всего человечества) и каждой социальной системы.

Согласование интересов различных индивидов и социальных групп, реализация и корреляция потребностей отдельных людей и целей общества, гармонизация многообразия общественных отношений – все эти и подобные им процессы требуют социальной регуляции.

Социальная регуляция осуществляется различными способами в ходе отношений соперничества, сотрудничества, нейтралитета, взаимного обмена и т.д. При этом важную роль играет система социальных норм. В ходе развития общества и формирования общественных отношений формируются традиции, запреты, правила и принципы поведения, которые приобретают нормативный характер и со временем складываются в системы норм.

Социальные нормы – принятые обществом правила, регулирующие поведение, людей социальных групп, общественные отношения. Они способствуют социализации индивида, согласованности социальной активности в обществе, обеспечению в нем порядка. Под социализацией чаще всего понимают процесс включения индивида в общественную жизнь, усвоения им образцов поведения, психологических установок, ценностей общества.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. По масштабу социального регулирования могут быть нормы группы, коллектива, конкретного социума, общества в целом. Часто бывает, что нормы одной группы воспринимаются и другими взаимодействующими с ней группами. Это может проходить как естественным путем, так и насильственно, в ходе военной или культурной экспансии. Так или иначе, нормы могут распространятся.

Нередко выделяют различные профессиональные нормы. Они являются результатом развития той или иной профессии, формирования профессиональных принципов и требований. Их специфика обусловлена конкретным видом производственной (образовательной, творческой) деятельности. Эти нормы иногда закрепляются в уставах и им подобных документах.

Одним из наглядных выражений подобных норм являются профессиональные кодексы, такие как кодекс офицерской чести, клятва Гиппократа, кодекс чести журналиста, кодексы чести юристов. Например, существует нравственный кодекс представителей судебной власти. Он был принят Советом судей Российской Федерации 21 октября 1993 года, и называется "Кодекс чести судьи Рос­сийской Федерации"[87]. Кодекс учитывает особое отношение к судье со стороны общества, необходимость высокой степени взыскательности судьи к самому себе, обеспечения их достоинства. Наряду с Конституцией и другими законами России судьи обязаны руково­дствоваться общепринятыми нормами нравственности и прави­лами поведения. Имеет значение и то, что требования Кодекса обязательны и для судей, ушедших в отставку.

Похожие требования содержат и другие подобные кодексы. Все они, как правило, исходят из общих социальных норм и призваны способствовать более эффективной деятельности представителей конкретных профессий в интересах общества.

Также нормы могут быть классифицированы по формам общественного сознания: эстетические, этические, правовые и др. нормы.

Особое значение имеют нормы морали и права, а также формы общественного сознания, к которым они относятся.

Важнейшим компонентом, как духовной сферы общества, так и социальной структуры в целом, является мораль или нравственное сознание общества, которое представляет собой один из основных способов нормативной регуляции поведения индивида и коллективных социальных субъектов.

Понятие "мораль" происходит от латинских moralisкасающийся нравов, mores – поведение, нравы, обычаи. Под этим понятием объединяют нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, критерием оценки которых служат понимание сущности добра и зла, чести и бесчестья, справедливости и несправедливости, милосердия, сострадания и жестокости.

Сущность и проблемы морали и нравственности исследует этика (от греческого etos – нрав, обычай) – специальный раздел философского знания, учение о нравственности.

"Мораль" и "нравственность" – важнейшие категории этики (первая – латинского происхождения, а вторая – русского), близкие по смыслу. Поэтому они нередко используются как синонимы. Однако в русском языке существует традиция их различать. Трактовки различия могут не полностью совпадать, но основных варианта два: в одном случае мораль воспринимается скорее как важная характеристика общества, тогда как нравственность в большей степени применима к отдельному человеку; в другом случае мораль определяется как нечто внешнее по отношению к человеку, а нравственность, прежде всего, характеризует внутренний мир человека.

Ученые считают, что мораль – результат развития общества, представляющий собой совокупность проявляющихся особенным образом законов Природы. Другими словами, нормы этики, это законы регуляции специфических социальных отношений. Они выполняют в обществе ту же роль, что инстинкты для животных. Нарушение этих правил создает условия деградации общества, может привести к его гибели, как и животных – их поведение, противоречащее инстинктам.

Каждое общество, каждая социальная система формирует свои нормы морали, обладая, таким образом, специфичным нравственным сознанием. Однако механизмы формирования нравственного сознания во всех обществах схожи между собой. Формируется нравственное сознание, как правило, в ходе воспитательного процесса, хотя элементы нравственности могут возникнуть и в результате сопереживания или даже в рамках процесса адаптации.

Важная характеристика моральной нормы – ее общественная направленность. Нравственность определяет поведение человека и социальных групп, дает возможность оценить их поступки, цели и результаты деятельности, регулирует межличностные и другие общественные отношения в интересах общества.

Другая важная особенность моральных норм заключается в том, что они, как правило, не являются строгим предписанием, закрепленным в юридическом документе. То есть, нарушение нравственных норм не влечет за собой санкций со стороны государства. Безнравственность, аморальный поступок вызывает общественное порицание, молчаливое или высказанное вслух осуждение со стороны общества. Но в этом зачастую и проявляется сила морали. Ее нормы, усвоенные субъектами социальных отношений, заставляют носителей данного нравственного сознания поступать, порой, вопреки каким-то собственным интересам, ожиданиям родных, знакомых, но обязательно – в соответствии с нормами морали.

Впрочем, нравственное сознание даже в рамках одного общества может отличаться, в зависимости от того, какими социальными характеристиками обладают его носители. Это, главным образом, зависит от социального статуса конкретного субъекта общественных отношений, будь то отдельный человек, коллектив, или большая группа людей. Имеют значение религиозные традиции, географические особенности, образ жизни. Существенным условием, определяющим отличие, может оказаться национальная принадлежность, образование, и даже традиции проведения досуга. Поэтому представляется нормальным, когда общество стремится обеспечить высокий уровень образования, достойный уровень жизни своих членов, требует от государства создание условий, для реализации их внутренней энергии, творческого потенциала, социальной активности в конструктивных целях, соблюдения социальных прав и свобод, обеспечения личного достоинства граждан.

Неспособность решения такого рода задач создает условия формирования антиобщественной морали, таких моральных традиций в различных социальных группах, которые способствуют возникновению социальной напряженности и конфликтов.

В то же время, существуют моральные нормы, одинаково значимые не только для большинства составляющих их индивидов и социальных групп, для "здоровой" части общества, но и для всех современных социальных систем. Чаще всего они встречаются в заповедях религиозного характера – "не убий, не укради, …", но могут отражаться и в других формах, например, в сфере спорта, искусства и т.д. Любые моральные системы примерно одинаково трактуют такие категории этики, как "добро", "справедливость", "честь" и другие.

Добро – это понятие для обозначения того, что делает людей счастливыми, уверенными в своем будущем, неагрессивными по отношению к другим людям и природе; это то, что гармонизирует отношения людей между собой, а также между обществом и природой. С добром связаны такие понятия этики, как мужество, справедливость, щедрость, альтруизм, любовь, вера, самопожертвование, сострадание. Добро предполагает мир в обществе (в семье, между странами и на планете в целом), здоровье и благополучие отдельного человека, общества. Добро связано с чистотой совестью, незапятнанностью ее недостойными поступками и мыслями. Зло – противоположность добра; оно связано с несчастьем людей, с неустроенностью их жизни, с обманом, с паразитированием по отношению к обществу и природе.

Счастье – это полная удовлетворенность человека своим состоянием, приносящая ему радость, ощущение достижения желанной цели. Это понятие, применимое в большей степени к отдельному индивиду, к семье. Несчастье означает осознанное чувство утраты, возможно, невосполнимой (горе, беда), противоречие между пониманием необходимой цели и осознанием невозможности ее достижения.

Справедливость – понятие, отражающее единство и соответствие того, что человек дает обществу и природе, и того, что получает от них; означающее соразмерность физических, духовных затрат человека на благо общества и благ, которыми ему доступны. Это понятие связывают с необходимостью воздаяния за совершенное человеком добро, и наказание – за его ошибки или преднамеренное зло с его стороны. Ошибками или злом может быть и бездействие индивида, там, где очевидно требовалась активность. Несправедливость – попрание соразмерности воздаяния, оценки деятельности человека; незаслуженное пользование благом, ресурсами, или незаслуженное наказание.

Честь – внутреннее достоинство человека, доблесть, благородство, честность, ответственность перед обществом, умение держать слово.

Совесть – способность критической оценки человеком самого себя и постоянная реализация этой способности, нравственный самоконтроль. Бессовестным называют человека, ведущего себя эгоистично, игнорирующего интересы окружающих.

Однако моральные нормы не всегда оказываются достаточными для достижения порядка в обществе. Нередко в человеческом обществе для относительной гармонизации отношений, для подчинения интересов субъектов социальной жизни интересам общества (либо интересам государства) требуется система более жестких ограничений. Возникают нормы права и правовое сознание, как специфическая форма общественного сознания.

Генезис права, его сущность и наиболее общие закономерности функционирования исследует философия права. Данный раздел философского знания не только исследует правовое мировоззрение, но и оказывает существенное влияние на его формирование. Философия права изучает проблемы свободы, социальной справедливости, анализирует состояние правовой сферы общества, выявляет ценности и формулирует идеалы правового сознания, соотносит право с остальными формами общественного сознания, с другими формами социальной активности.

Таким образом, в философии права ярко выражены онтологический, гносеологический, аксиологический аспекты анализа права. Она в немалой мере играет роль методологии для юриспруденции, выявляя глубинные признаки права и формируя элементы технологии его формирования и анализа.

Итак, право является объектом исследования философии права, а предмет ее анализа – сущность и наиболее общие закономерности происхождения, развития и функционирования права.

Право по своей направленности, по той роли, которую оно играет в обществе, похоже на мораль. Оно регулирует общественные отношения различного уровня: от межличностных до международных. Цель правовой социальной регуляции заключается в обеспечении согласованности действий социальных субъектов, в сведении к минимуму противоречий между ними, в создании условий для однозначного понимания приоритетов и ценностей социума, для наиболее эффективного функционирования и развития общества.

Вместе с тем, право потому и выделилось в отдельный вид общественного сознания (это произошло в силу практической необходимости в ходе социальной эволюции), что оно имеет существенные отличия от морали.

Нормы права, в отличие от норм морали (и от других социальных норм) инициированы государством; установлены уполномоченными органами государственной власти. Они достаточно четко определены формально и обязательных для всех членов общества. Важным является то, что нормы права имеют принудительный характер. Государство применяет насильственные меры в отношении субъектов нарушивших правовые нормы, для этого могут использоваться так называемые силовые органы, в том числе милиция (или полиция), армия и другие. Важную роль в правовом регулировании играет суд. Нормы права имеют "адресный" характер, они направлены не на "социальные отношения вообще", а на конкретные вид или тип общественных отношений.

Право – это установленная или санкционированная государством система правил поведения людей, которая при необходимости обеспечивается государственным принуждением и выражается в официальной форме (например, в форме законов).

Среди источников права в первую очередь называют нормативно-правовые акты органов государственной власти, правовые обычаи, судебные прецеденты.

В системе основных принципов права обычно выделяют несколько уровней. Так, к наиболее общим относят принципы справедливости, гуманизма, демократии. Помимо этого выделяют уровни межотраслевых (одинаково значимых для всех отраслей права) и отраслевых принципов (играющих особую роль в конкретной отрасли права).

Право имеет ряд важных социальных функций. Так, воспитательная функция заключается в том, что право формирует важные социальные ориентиры, влияет на формирование правовой культуры. Аксиологическая функция права выражена в акцентировании внимания общества на важных ценностях – справедливости, добре, равноправии и других. Право участвует в формировании данных ценностей, а также играет первостепенную роль в формировании таких ценностей, как правопорядок, безопасность и некоторых других. К функциям права относят координирующую, информационную и некоторые другие функции.

Среди важнейших функций права находится и социально-регуляционная функция. Все функции связаны между собой, а право связано с другими формами общественного сознания.

Моральные и правовые нормы могут расходиться между собой по содержанию, по предписываемым в каждом конкретном случае действиям, и даже противоречить друг другу. Это связано с традициями и обычаями данного социума. Противоречия, также, обусловлены стремлением государства проводить определенную собственную политику, которая исходит прежде всего из интересов и морали какого-то одного класса данного общества или ориентируется на международные правовые нормы, не учитывающие интересов данного общества.

По всей видимости, правовые нормы формируются быстрее, чем нормы морали. Нравственные ценности складываются столетиями и даже тысячелетиями, отдельные из них начади формироваться, скорее всего, на самых ранних этапах общественной эволюции. Кроме того, правовые нормы носят более субъективный по сравнению с моралью характер. Однако это обстоятельство не делает право мене необходимым для общества. Право на современном этапе социального развития не может быть заменено никакими другими формами социальной регуляции. С другой стороны, оно может эффективно функционировать только в органичном единстве с другими формами, так как не может охватить все стороны социальной активности и общественные отношения (и не претендует на это).

Все формы общественного сознания участвуют в гармонизации общественных отношений, а также в гармонизации отношений меду обществом и природой, в решении проблем, стоящих и вновь возникающих перед социальными системами, все они в той или иной мере определяют настоящее и будущее общества.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Знания человека объемны и разнообразны

Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.Мировоззрение и философия   Мировоззрение – сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в

Основные исторические виды и сущность мировоззрения.
С момента "обнаружения" человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность мировоззрения? 2. Назовите основные исторические типы мировоззрения? 3. Раскройте содержание мифологии и ее роль в жизни древнего человека? 4. Каков

Мировоззрение и его типы
      Глава 2.Философия, ее предмет и основные

Объект, предмет и основные проблемы философии
Любая область знания имеет свой объект и предмет. В философии объект и предмет имеют специфическое значение. Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) – то,

Предмет и основные формы философии
    Глава 3.Основные функции и структура философского зн

Функции философии, ее роль в жизни и развитии общества
О роли и месте философии состоялось немало споров, в том числе, и внутри философского сообщества. Значение философского знания определяется его способностью к самым широким обобщениям, к предельной

Структура философского знания
Одним из проявлений развития философии является постоянное обновление и усложнение ее структуры. Самый широкий объект (вся реальная действительность) и самый универсальный предмет (наиболее общие с

Вопросы для самоконтроля
1. Что отличает философию от других форм знания? 2. В чем заключается мировоззренческая функция философии? 3. Раскройте содержание методологической функции философии? 4.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  Глава 4.Философия Древнего Мира   Фрагменты философского знания возникали еще в глубокой древности. Это было связано с поиском человеком отве

Философия Древней Индии
Главным источником древнеиндийской философии считаются Веды (то есть "знания") – священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э.[9] Известны

Философия Древнего Китая
В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао – мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких др

Философия Древней Греции
Третьим крупным центром философии Древнего Мира была Древняя Греция, ставшая колыбелью во многом самой развитой и самой распространенней в последствии культуры. Древнегреческую философию, как и мно

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите главные источники философии Древней Индии; раскройте их содержание и структуру? 2. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии; по какому крит

Древнеиндийская философия
     

Древнегреческая философия
  Главная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентричный характер, поиск первоосновы бытия.      

Патристика.
Так называют учения наиболее значимых христианских богословов и философов – "отцов церкви" (лат. patres – отцы). Иногда этим понятием объединяют всю первую половину развития христи

Средневековая философия IX–XIV вв.
Вторая половина средневековой философии характерна, с одной стороны, усилением догматизма, с другой стороны, ростом разнообразия и развитием философских взглядов. Предпринимаются попытки п

Философия Эпохи Возрождения
Понятие "Возрождение" (фр. renaissance – возрождение), как и многие другие обобщающие социально-исторические понятия, достаточно условно. Считается, что оно связано с ростом интере

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите исторические рамки развития философии Средних веков? 2. Назовите главные источники Средневековой философии? 3. Раскройте содержание основных периодов развития философи

Философия Средних веков
  Источники философии Средних веков            

Философия Эпохи Возрождения
  Условия формирования философии Эпохи Возрождения          

Рационализм Р.Декарта. Философские учения Б. Спинозы и Г. Лейбница
Рене Декарт(1596-1656; де Карт, латинизированное имя – Картезий; поэтому его последователей называют картезианцами) получил хорошее образование в иезуитском колледже Ла Флеш. После

Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Началом эпохи просвещения считается научная деятельность английских ученых Дж.Толанда (1670-1722) и А.Коллинза (1676-1729). Философия Просвещения нашла воплощение

Французский материализм XVIII века.
Предпосылки материализма в той или иной степени уже сложились к XVIII века. В этом большую роль сыграли философские системы Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Ньютона и некоторых

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите мыслителей, творчество которых положило начало философии Нового времени? 2. Что отличает философию Нового времени от предшествующих этапов развития философской мысли?

Философия Нового времени
  Источники философии Средних веков            

Философия Просвещения
           

Философская система И.Канта
И.Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профес

Объективный идеализм Ф.Шеллинга.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г.Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Д

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье чиновника, в Штутгарте. После окончания семинарии в Тюбингене (там он познакомился с Ф.Шеллингом) Г.Гегель работал учител

Вопросы для самоконтроля
1. Кто из философов является представителем Немецкой классической философии? 2. Назовите основные особенности немецкой классической философии. 3. Какие периоды в творчестве И.Кант

Западный философский рационализм XIX - XX веков.
Процессы стремительного "усложнения" окружающего мира в результате роста научного знания и социального опыта означало неизбежное "усложнение"[59] представлений об окружающей дей

Иррационалистические школы западной философии XIX - XX веков.
Кризис классической философии стал причиной недоверия многих мыслителей к рационализму, привел их к выводу о невозможности решения основных онтологических, гносеологических, этических, социально-фи

Вопросы для самоконтроля
1. Какие можно выделить наиболее общие направления в западной философии XIX – ХХ вв.? 2. Какие рационалистические школы западно-философской мысли XIX – ХХ вв. являются наиболее известными?

Западная Философия XIX - XX веков
Философские учения и концепции XIX - XX веков можно разделить на рационалистические и иррационалистические философские системы   &n

Источники, основные особенности и периодизация русской философии.
Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов. Прежде всего, в качестве важного условия формирования русской философско

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы источники формирования русской философии? 2. Обоснуйте тот или иной подход к периодизации русской философии? 3. В чем заключается сущность исихазма? 4. Каковы о

Русская философия
  Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли          

Основные исторические типы философского знания
  Часть первая. Философия Древнего мира, Средних веков и Возрождения     1. Что является основой, законом существования м

Основные исторические типы философского знания
  Часть вторая. Философия Нового Времени и Просвещения     1. Наиболее правильный подход к изучению действительности Ф.Бэ

Западная Философия XIX - XX веков.
1. Основатель немецкой классической философии– а) И.Кант б) И.Фихте в) Ф.Шеллинг г) Г.Гегель д) Л.Фейербах   2.

Основные исторические типы философского знания
  Часть четвертая. Русская философия   1. Среди источников формирования русской философской мысли следует, прежде всего, назвать …

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ
Глава 10. Бытие как проблема философии   Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятел

Вопросы для самоконтроля
1. Как в ходе развития философии менялось понимание роли онтологии? 2. Какие проблемы находятся в центре внимания онтологии? 3. Что такое бытие? 4. Охарактеризуйте важней

Бытие как проблема философии
       

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое материя? 2. В чем сущность основных подходов к пониманию материи? 3. В каких формах существует материя? 4. Назовите известные вам состояния вещества?

Материя: сущность и формы
Основные подходы к трактовке материи          

Вопросы для самоконтроля
1. Какие известны исторические типы трактовки понятий "диалектика" и "метафизика"? 2. Что такое детерминизм? 3. Дайте определение понятию "движение";

Развитие
       

Сущность, типы, механизм развития систем
  Представление о мире как множестве взаимосвязанных и нередко качественно различных объектов возникло уже в древности. Так, в философии Древнего Китая мир представляется совокупность

Философское осмысление природы и развития
    1. В истории философии "первой философией" называли … а) онтологию б) гносеологию в) логику г) этику

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Глава 14. Природа человека и смысл его существования Человеку всегда был интересен он сам. На определенном этапе развития знания (возможно, уже в доисторическое время) возник вопрос о прои

Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека
Мифология, как первый исторический вид мировоззрения, нередко связывает происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего (как следует из некоторых мифов) в момент возник

Сущность человека и его отличительные черты
Представление о сущности человека связано с пониманием его происхождения и, одновременно, имеет самостоятельное значение. В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его

Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Процесс создания орудий труда, как и вообще любой творческий акт осуществляется человеком осознанно. И это, также важнейшее отличие человека. Человек "планирует" свои действия, пре

Вопросы для самоконтроля
1. Какие взгляды на происхождение человека встречаются в прошлом и настоящем? 2. Какая версия антропогенеза представляется наиболее убедительной и почему? 3. Дайте определение стр

Природа человека
  Основные подходы во взглядах на происхождение человека          

Вопросы для самоконтроля
1. Как изменялось понимание сознания по мере развития общества и философии? 2. Каково содержание основных подходов к трактовке сознания? 3. Что такое отражение в философском поним

Сознание
Основные виды представлений о сознании                 &nbs

Истина и практика, как атрибуты познания.
Проблема точности, адекватности отражения знания – решается различными философскими школами неодинаково. Подходов к познаваемости мира достаточно много: от уверенности, что любая сколь угодно сложн

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объект и предмет гносеологии? 2. Какие наиболее известные мыслители прошлого внесли вклад в развитие теории познания? 3. Что такое знание? 4. Сформулируйте опре

Познание
           

Проблемы человека, сознания и познания в философии
    1. Согласно различным философским подходам человек произошел … в результате творения его тела и души высшим идеальным началом; такой позици

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Глава 17. Общество как предмет философского анализа Общество представляет собой, наверное, самое сложное образование в природе. Общество содержит материальный и духовный компоненты, оно со

Происхождение общества.
Вопросы генезиса общества тесно связаны с вопросами происхождения человека. С одной стороны человек и его бытие – это и есть общество. Вне общества человека не может существовать. Также и общество

Сущность, структура и типология общества.
Сущность общества обусловлена рядом факторов, одним из которых является его происхождение. Научный подход настаивает на его естественном возникновении и формировании, на природ

Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность различных философских концепций происхождения общества? 2. Каковы важнейшие условия возникновения общества? 3. Охарактеризуйте отличительные признаки общества?

Общество
     

Общественное развитие; подходы и проблемы.
Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная система; какие образования можно назвать социальными системами? 2. Какова иерархия социальных систем? 3. Что такое элементы и компоненты социальной системы

СОЦИАЛЬНАЯ СИСИТЕМА
               

Формы общественного сознания
Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах – формах общественного сознания. Сре

Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой общественное сознание? 2. Что является первой формой общественного сознания? 3. Перечислите основные Формы общественного сознания? 4. Какова сущ

И Россия в системе макросоциальных отношений
  Человек за десятки тысячелетий расселился по всей планете. Только на Антарктиду он проник по историческим меркам совсем недавно. На различных континентах Земли возникли цивилизации,

Глобализация как проблема современного мира.
В сложном многомерном процессе мирового социального развития можно выделить некоторые наиболее важные тенденции. Так, с одной стороны, человечество (социальная макросистема)

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое проблема с точки зрения общественного развития? 2. Назовите отличительные черты глобальных проблем общественного развития? 3. Какие возможны варианты классификации гл

Проблемы современного общества
   

Общество
  1. В естественнонаучном подходе важнейшей предпосылкой возникновения общества следует считать… а) жизнь в стаде б) грехопадение в) охота

Глоссарий
    Философия (греч. букв. – "любовь к мудрости" филео ­– люблю, софия – мудрость) – форма общественного сознания, учение об общ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги