Реферат Курсовая Конспект
Формы общественного сознания - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Общественное Сознание Проявляется В Традициях Общества И Общественных Настрое...
|
Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах – формах общественного сознания. Среди них важную роль играет философия. Все вместе они в своем развитии и взаимодействии представляют духовную жизнь общества.
Каждая из форм обладает определенной спецификой, связанной с различными аспектами общественной жизни, с потребностями общества. Каждая отражает действительность по-своему, своими средствами. И возникали эти формы по мере того, как развивалось общество, усложнялось общественное мировоззрение. Они появлялись тогда, когда общество "созревало", накапливая опыт в данной сфере. С другой стороны, все формы общественного сознания тесно связаны между собой и четкого разграничения не имеют, и только в своей совокупности и взаимовлиянии составляют духовную жизнь определенного общества.
Одной из первых форм общественного сознания, как известно, стала мифология. В мифах, легендах аккумулировалось знание об окружающем мире. Специфика человеческого восприятия действительно определяет не только необходимость накапливания и хранения информации о мире. Человеческое восприятие мира требует определенности его восприятия, осмысления и интерпретации сущности объектов природы и окружающего мира в целом. Мифология вполне справлялась с этими задачами. Усвоив мифы, человек обретал относительную уверенность в том, что понимает окружающий его мир, знает, чего он может ожидать от него.
Причем, понимание в рамках мифологии происходит исключительно на эмоционально-чувственном уровне. Процессы и явления, составляющие содержание бытия, объяснялись не столько причинно-следственными связями, сколько чувственно-художественными образами. Демаркация реального и фантазии отсутствует, то есть, естественное и сверхъестественное – едино. Объекты и процессы реальности нередко персонифицируется.
Персонификация внешних по отношению к человеку фрагментов бытия и наделение их в сознании человека признаками не просто реальности, а необходимости, постепенно приобретает первостепенное значение. На первый план выходит массовая вера в сверхъестественное идеальное начало, чьей активностью обусловлено бытие.
Религия представляет собой одну из древних форм общественного сознания, особый вид знания, основанного на вере в абсолют, во всемогущее идеальное начало. Важной особенностью религиозного миропонимания становится возникшее отчетливое деление бытия на естественное – постижимое, и сверхъестественное – непостижимое, или постижимое лишь частично.
Понятие "религия" происходит от латинского religio (святыня, набожность, благочестие); Цицерон связывал это понятие с латинским religere (собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Трактовка Августин Аврелий – с re (восстановление, реконструкция, возобновление) и ligos (связь), подразумевая под религией стремление и процесс восстановления полной связи человека с Богом, утерянной в результате ослушания Адама и Евы. В настоящее время религией называют один из видов идеального (духовного) отношения к миру, специфическое миропонимание, компонент (и вид) общественного и индивидуального сознания и соответствующая этому сознанию организация жизни индивидов, а также общества или его части.
Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также обусловленные ими формы организации общественной жизни, поведения людей, основанные на вере в сверхъестественное начало – Бога, Мировой разум, Абсолют – обладающее безграничными возможностями, и определяющего бытие. Особенностью религии является чувство полной зависимости человека и общества то Бога, а также стремление к соединению с Богом.
В различных философских школах существуют свои особенности трактовки религии. С объективно-идеалистических позиций религия – это естественное отношение к высшей идеальной реальности, к высшему безусловному. При этом высшая реальность – идеальна, только высшая идеальная сущность – безусловна. Материя в данном случае оказывется лишь обусловленным производным от идеального начала.
Материалистический подход объясняет религию недостатком знания о природе, невозможностью иного объяснения человеком окружающей действительности. Ф.Энгельс называл религию фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни.
Э.Дюркгейм считал божество результатом персонификации социального целого, то есть, отождествлял религию с самим общественным сознанием; религия в этой трактовке выступает как общественное самосознание.
Религия существует в различный формах. Принято выделять монотеизм (от греческого monos – один, единый и theos – бог) – вера в единственного Бога, уверенность в том, что Бог один – и политеизм (греч. poly – много) – многобожие, религия, в которой люди покланяются нескольким богам.
История философии знает немало специфических позиций по отношению к религии. Так, деизм (от лат. deus – бог) признает Бога творцом мира, которой после творения больше не вмешивается в процессы этого мира. Согласно пантеизму (от греч. pan – все и theos – бог) Бог и есть природа, Бог существует во всех объектах, процессах, явлениях окружающего мира.
Религия, как и любой другой вид общественного сознания, не является внутренне однородной и неизменной. Она постоянно развивается, в рамках того или иного типа религии появляются новые интерпретации представления о бытии. С точки зрения официальной религии это, чаще всего, считается ересью. Иногда возникают совершенно новые религии. Многие религии, напротив, исчезают.
С точки зрения эволюции человечества в целом на сегодняшний день наибольшую роль играют так называемые мировые религии – распространившиеся среди многих миллионов людей на планете, среди народов разных стран и континентов – буддизм, ислам и христианство.
Наиболее распространенной организационной формой религии является церковь (от греч. – kyriakon – дом Господний) – специфический тип религиозной организации, которая объединяет единоверцев и противопоставляет их иноверцам на основании особенностей вероучения и культа. В христианской традиции церковью называют совокупность всех религиозно-христианских общин в стране или в мире, а также здание (архитектурное сооружение), предназначенное для богослужения.
Религиозная организация является важным компонентом структуры религии, в которую, помимо религиозного сознания (совокупности специфических представлений об окружающем мире), обычно включают:
религиозный культ – упорядоченная регламентированная система действий верующих людей и средств, которые они применяют для выражения ими веры в Бога;
религиозные отношения – социальные связи, которые формируются в процессе религиозной активности между верующими людьми, а также отношение верующих людей к природе, обществу, и, прежде всего, к Богу.
Структура религии, таким образом, включает религиозное сознание, религиозную организацию, религиозны культ, религиозные отношения.
Несмотря на полный приоритет веры, это не означает отсутствие рационального начала в религиозном отношению к окружающему миру. Стремление человека к Богу требует осмысленности. Природа человека такова, что понимание целесообразности своего бытия, собственного места в нем, оказывается для большинства людей непременной внутренней потребностью. Поэтому человек не просто верит, но и ищет рациональное обоснование веры, формирует признаки, позволяющие ему представить, "определить" для себя предмет своей веры – абсолютное духовное существо.
Возникают системы доказательств бытия Бога (хотя, казалось бы, в этом не должно быть никакой необходимости), которые оттачиваются, приобретают общедоступную форму и получают распространение в обществе. Формируется и обосновывается совокупность религиозных норм, предписаний, ограничений, которые усваиваются индивидами, социальными группами и обществом в целом. Тем самым религия принимает участие в социальной регуляции общественной жизни. Но это далеко не единственная функция религии.
Главной функцией религии является удовлетворение религиозных потребностей. К функциям религии, также, относят Мировоззренческую, воспитательную, консолидирующую, утешительную и некоторые другие функции.
Таким образом, религия является формой общественного сознания, специфическим и на определенном этапе становления общества (и отдельного индивида) необходимым проявлением человеческого в обществе. Не менее важной формой общественного сознания представляет собой и искусство.
Искусство – специфическая форма отражения окружающего мира и его практического освоения, основанная на эмоционально-образном, эстетическом представлении о нем. Искусство это, также, вид общественного сознания, способ духовного производства, специфическое чувственно-художественное отношение к миру. В искусстве наиболее полно и ярко проявляется эстетическое сознание.
Человеку свойственно стремление к красоте, к прекрасному. Это важная отличительная черта человека. С самых древних времен человеку было мало одеться, чтобы спастись от холода, соорудить жилище, чтобы укрыться в нем от хищников и непогоды, мало сделать орудия труда, охоты. Он издавна стремиться украсить все, что со временем научился производить. Удачная охота, позволившая утолить голод человеку и его сородичам и оставившая немало ярких впечатлений в сознании охотника, подвигла его стать художником.
Эстетическая составляющая присутствует в различных результатах человеческого труда: в одежде и машинах (механизмах), в жилых кварталах и промышленных объектах, в музыкальных инструментах и в оружии, в художественной литературе и обычной (или деловой) переписке. Без этого жизнь человека была бы серой и невыразительной. И даже не потому, что в мире отсутствуют яркие краски, волнующие слух звуки и совершенные формы, а потому, что вне эстетического видения человек просто не смог бы научиться их различать.
Наряду с развитием искусства, как практического освоения мира, совершенствуется и теоретическая составляющая данной сферы общественного сознания. Искусство, мир художественных образов и эстетических форм, являются объектом многих наук. Искусство находится в центре внимания истории искусств, искусствоведения, ряда частных наук, исследующих и формирующих теоретические основы того или иного вида искусства – архитектуры, литературы, музыки, театра, кино и других.
К важным особенностям искусства относят личностное восприятие действительности (как художниками, так и зрителями, читателями, слушателями); особые методы отражения бытия, неповторимость видения художником объекта своего внимания; многозначность прочтения художественных образов и некоторые другие.
Раздел философии, предметом которого является соотношение прекрасного и безобразного, принципы и закономерности формирования и развития эстетических (художественных) форм и методов отражения мира, а также соответствующих сознания и деятельности, называется эстетикой (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный).
В искусстве реализуется важные общественные функции:
эстетическая–в произведении искусства важно не только его содержание, но и форма; речь идет не просто о видении мира художника, это произведение должно быть гармоничным (эстетически сбалансированным), важны яркость и точность художественных образов, изящность форм; искусство делает жизнь более насыщенной, "объемной", многомерной; наконец искусство, в каком бы виде оно не проявлялось, воспринятое зрителем, делает и его художником, со-творцом, так как у каждого индивида видение особое, человек становится более глубоким и богатым духовно;
познавательная, основанная на том, чтопроизведения искусства представляют собой результат специфического (эстетического) отражения действительности, то есть, они несут в себе информацию о природе, об обществе, о человеке;
воспитательнаязаключается в способности произведений искусства не только развивать эстетический вкус индивида, но и воздействовать на его поведение;
интегрирующая – объединяет людей в стремлении к прекрасному, в схожем понимании художественных образов, вокруг достижений национального искусства, искусство, также, позволяет понимать друг друга людей разных национальностей
Кроме того, в произведениях искусства отражается культурно-историческая эпоха, национальные особенности, определенная идеология.
Форм искусства немало и со временем, в результате усложнения видения мира и с развитием творческих технологий, их число растет. Это – музыка, живопись, графика, хореография, скульптура, литература, театр, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, фотография, кино, телевидение.
Стоит добавить, что понятие "искусство" может употребляться и в ином, в более широком смысле. Так называют высокую степень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества это мастерство проявляются (искусство врача, педагога юриста, слесаря, тракториста, программиста и т.п.).
Наука является главным проявлением и результатом функционирования научно-рационального сознания.Это сложное социальное образование, созданное человеком для выявления и рационального осмысления законов природы, общества и самого человека, закрепление их в знаниях. Научно-рациональное сознание ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты действительности могут преобразовываться в человеческой деятельности
Таким образом, наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на формирование системы объективных рационально обоснованных знаний о мире.
Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.
Любая форма общественного сознания отображает окружающий мир, но только научно-рациональное сознание настойчиво стремиться к созданию стройной системы непротиворечивых представлений о мире. Только для научно-рационального сознания главным становится получение логически обоснованных и, безусловно, подтвержденных практическим опытом знаний. При этом, главное содержание научного знания – объективные закономерности. Наконец, наука занимается формированием именно знания, а не фиксирует и аккумулирует впечатления, чувства, мнения, символы веры и т.д. Таким образом, основанием науки являются знания. Поэтому, науку можно определить как особый вид деятельности, направленный на получение знаний.
Человеку (и отдельному индивиду и всему человечеству), для верного решения стоящих перед ним проблем, необходимо многое знать точно. В ходе социальной эволюции постоянно возникают ситуации, когда эстетические, идеологические, религиозные способы освоения действительности оказываются неуместными или не основными в решении тех или иных жизненно важных вопросов ("на Бога надейся, но сам не плошай"). И даже когда ненаучные способы отражения мира оказываются основными, и в этом случае необходимо логическое обоснование выводов. Так происходит при создании и восприятии произведений искусства, создании идеологических систем, при решении многих религиозных вопросов и т.д. Поэтому наука для общества – необходимая форма отражения действительности.
К отличительным признакам науки чаще всего относят:
объективность – стремление воспроизвести мир, его отдельные объекты, процессы, явления такими, какими они существуют вне зависимости от сознания человека;
опора на факты – наука отвергает всякие необоснованные домысли по поводу окружающей действительности (природы, общества, мышления); если какая-либо закономерность не до конца выявлена, если тезис недостаточно обоснован, то знание в отношении этой закономерности может носить форму гипотезы или версии, которые впоследствии или опровергаются, или доказываются и становятся теориями;
рациональность – логическая обоснованность любого знания;
системность – и познавательная деятельность и научные знания, как ее результат, строго упорядочены; они не могут противоречить друг другу не только в рамках одной сферы науки, но и в рамках науки в целом, противоречие означает заблуждение, по крайней мере, одного из противоречащих друг другу положений (суждений, тезисов);
строгий понятийно-категориальный аппарат – наука оперирует не просто понятиями, а терминами (от лат. terminus – предел, граница – слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной области науки), категориями (греч. kategoria – высказывание, признак – предельно общее понятие);
направленность на выявление закономерностей процессов действительности, сущности вещей (эссенциальность) – наука целенаправленно выявляет объективные, существенные, повторяющиеся, необходимые связи, принципы;
опора на определенную методологию – научная деятельность осуществляется не любыми средствами, а наиболее эффективными для каждого случая методами; кроме того, она осуществляется целенаправленно, планомерно.
Наука представляет собой сложную систему, которую чаще всего делят на естественные, социальные, гуманитарные, технические науки. Иногда в отдельный раздел выделяют математику.
Наука как система знания и тип общественного сознания имеет и другие способы типологии. Так в науке выделяют различные уровни, и, прежде всего, науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальным наукам свойственны более широкие обобщения, они в меньшей степени связаны с конкретным видом деятельности. Они выявляют глубинные сущностные признаки исследуемых объектов, а также возможные перспективы практической реализации данных знаний. Их цель – расширение горизонта научно-рационального сознания. Прикладные науки в большей степени сориентированы на конкретный вид практической деятельность, предмет их может быть достаточно узким, эти науки более "адресные" и они выполняют конкретный "заказ" того или иного вида деятельности. Главная их цель – адаптация научных знаний для решения конкретных практических задач.
Наука реализует ряд важных для общества функций. Главная заключается в том, чтобы разрешать наиболее существенные проблемы человечества в его развитии. Наука обеспечивает общественную практику ответами на вопросы, возникающие в ходе освоения окружающего мира. Наука возвращается к вопросам уже получившим ответы ранее, уточняет правильность выводов, расширяет и углубляет представление об окружающем мире. Например, "неоспоримую истину" о том, что "плоскость земли покоится на водной глади", ученые со временем отвергли, придя к выводу, что Земля – шар, вокруг которого вращаются небесные светила; а позже установили, что вокруг земли вращается лишь ее спутник – Луна и т.д.
Наука создает новые теории, которые до определенного времени имеют относительно невысокую практическую ценность, но дают важные ориентиры прикладным наукам, и, нередко, а в последствии занимают важное место в системе повседневных знаний. В то же время наука ставит перед собой новые вопросы, исследует собственную структуру и эффективность собственной деятельности. Следует уточнить, что подобные функции выполняют, прежде всего, фундаментальные науки.
Кроме познавательной функции наука выполняет, также, и некоторые другие: прогностическую, рефлексивную, ориентационную, образовательную и т.д.
Вместе с тем, научно-рациональное сознание формирует лишь одну (хоть и очень важную) грань понимания человеком многообразного мира. Оно составляет целостность, отражающую культуру общества во взаимодействии с другими формами общественного сознания – искусством, религией, философией. Специфика, структура, методы и типы последней были рассмотрены выше.
Среди прочих форм общественного сознания важное место занимает обыденное сознание.
Обыденное сознание не имеет столько же четких, ярко выраженных, формализованных принципов и методов отражения бытия как другие формы сознания. Однако оно является источником, фундаментом, питательной средой, в определенной степени и "полигоном" для других форм. В определенной смысле все иные формы общественного сознания в той или иной мере содержаться в обыденном. Очевидно, и формировались все прочие формы общественного сознания внутри обыденного. Наконец, обыденное сознание имеет свои особенности и функции.
Обыденному сознанию в большей степени присущи такие черты, как спонтанность развития, подверженность воздействиям со стороны других форм сознания, огромное разнообразие типов и проявлений. Оно выполняет познавательную, ориентирующую, интегрирующую, дифференцирующую и некоторые другие функции. Среди прочих функций обыденного сознания следует отметить и регулятивную функцию в обществе. Однако существуют и такие формы общественного сознания, которые непосредственно призваны осуществлять социальную регуляцию.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формы общественного сознания
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов