рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество

Общество - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны ...

 

 

 

Глава 18.Общество как развивающаяся система

Вопрос об источниках и закономерностях развитии общества возник, по всей видимости, не позже появления государства. Появление самого значимого социального института можно расценивать как завершение процесса выделения общества из природы в относительно самостоятельную и самодостаточную систему. Однако в древние времена автономность общества еще не была достаточно очевидной; поначалу не было четкого разграничения бытия на природное и социальное. Философия исследовала социальные процессы вместе с другими процессами действительности.

По мере роста научного знания и опыта социальной практики представления об обществе углублялись, формировались самостоятельные разделы социального знания, исследующие вновь "открывающиеся" аспекты общественной жизни – экономика, социология, политология и другие. Внутри философии также возникли новые разделы, объектом которых было социальное бытие: этика, эстетика, философия истории, философия права и некоторые другие.

Наиболее общие принципы и закономерности социального развития изучаются социальной философией. Она рассматривает не отдельные сферы общественной деятельности, не отдельные аспекты восприятия социального бытия, а целиком социум как целостный сложный развивающийся организм.

 

1. Общество – социальная система.

С точки зрения человека главное в обществе то, что это форма существования людей. В онтологическом смысле общество, прежде всего, часть природы, сформированная в результате совместной деятельности отдельными индивидами. Гносеология в первую очередь обращает внимание на общество как совокупность познающих субъектов, как коллективный субъект, осваивающий окружающую действительность, способный в той или иной мере адекватно отражать окружающий мир, а также выявить сущность и основные закономерности существования самого общества. Свой предмет в исследовании общества и у других разделов философского знания.

Социальная философия, с одной стороны, использует результаты исследования социума, полученные во всех других областях знания, обобщает знания более частного характера, создавая целостное представление об обществе. С другой стороны, выявляя наиболее общие закономерности и принципы возникновения и жизнедеятельности общества, социальная философия создает фундамент для более глубокого изучения отдельных аспектов и "срезов" социальной действительности другими областями знания. В этом отношении социальная философия играет и роль методологии по отношению к наукам, объектом которых является общество.

Наконец, социальная философия использует достижения естественных наук, выявляющих закономерности природы. Так, большую роль в изучении социума сыграла теория систем.

Общество – система, как и многие другие объекты окружающего мира.

Как и любая другая система, общество – это целостность. Оно воспринимается как нечто единое, органично существующее и вступающее в те или иные виды отношений со всем остальным миром. Это правомерно и для человечества в целом, и для отдельной суверенной державы. То же самое можно утверждать и об относительно самостоятельной части общества (державы, государства). Для Российской Федерации административной единицей первого порядка являются ее субъекты федерации – республика, край, область, город. Для других государств это земли (Австрия, Германия), префектуры (Албания, Япония и др.), провинции (Армения, Бельгия, Китай, Саудовская Аравия и др.), штаты (англ. state – государство; название в Австралии, Бразилии, Индии, Мексике, Нигерии, США и др.) и т.д.

Общество – сложное образование, состоящее, как и всякая система, из большого количества составных частей. Это элементы, компоненты, подсистемы. Между элементами и компонентами не всегда делают различия. В социальной системе такое разграничение может быть уместно. Если элементы – такие системы, которые в принципе могут существовать самостоятельно или входить в состав других социальных систем, то компоненты существую только в составе системы.

Самый "первичный" элемент общества – человек. Но элементами могут быть и семья, и населенный пункт, и населенная территория (административный район, субъект федерации). Человек может поменять место жительства не только внутри одной социальной системы, но и гражданство, может, формально выражаясь, стать "элементом другой системы". Похожие изменения не исключаются и в отношении других элементов. Из одной системы в другую могут переходить целые территории. Лотарингия и Эльзас несколько раз становились то немецкими, то французскими. Индия и Пакистан одно время входили в состав Британской империи.

Компонентами являются сферы общественной деятельности. Ни материальная, ни духовная, ни социальная, ни регулятивная сфера не могут существовать одна без другой и без общества, так как они пронизывают все общество. Эти сферы в каждом обществе выстраиваются вместе с обществом и вместе с ним изменяются или исчезают. Такой компонент общества как экономика, в свою очередь, также состоит из компонентов – торговли, финансов и некоторых других.

Каждый элемент и компонент является подсистемой – то есть системами, но более низкого порядка. Подсистема также может состоять из подсистем еще более низкого уровня.

В рамках системного анализа общества используются различные подходы.

Общество многие исследователи представляют, в первую очередь, в виде системы социальных институтов и организаций. Социальные институты являются наиболее показательными элементами социума. Многие институты и организации формируются целенаправленно. Они создаются не просто для решения определенных задач, но и для того, чтобы решать эти задачи определенным образом. Технологии, методы, приоритеты, традиции придают обществу неповторимые качества.

Атомистическая теория рассматривает общество, прежде всего, как совокупность взаимодействующих индивидов. В основе социальной системы оказываются, прежде всего, отношения между индивидами. Характер отношений (а значит и особенности всей системы) определяются общими интересами (от политических и экономических до эстетических, и даже гастрономических), традициями, личными пристрастиями, стратегическими целями и временными мотивами.

Теория социальных групп перемещает акценты на более "крупные" составляющие общества. Сущность, качественная определенность социальной системы определяется отношениями между социальными группами. Именно группы являются выразителями коренных социальных интересов, и взаимодействие между группами определяет направленность, темпы и другие особенности общественного развития.

Есть и другие подходы. Многие исследователи не без основания считают, что различные подходы рассмотрения социальных систем в принципе не противоречащие друг другу. Поэтому нередко при проведении исследований общества используются сразу несколько подходов. В любом случае анализ социума предполагает рассмотрение качественных и количественных параметров элементов и компонентов общества, исследование системы отношений между ними.

Для того, чтобы избежать многозначности в обозначении социальных систем различного уровня, которыми являются фактически любые социальные образования, иногда понятия (и, прежде всего, понятие "социальная система") используют в строго определенном смысле.

Социальная система – отдельно взятое самодостаточное общество, функционирующее в форме суверенного государства. Составные части такой социальной системы (общества) – ее элементы и компоненты – называют подсистемами.

Социальная макросистема (или макросоциум) – это понятие, которым нередко обозначают все мировое сообщество, все современное человечество, все население планеты.

Важно не забывать, что макросоцум, какой бы сложной системой он не был, остается всего лишь одной из систем реального мира. Выделившись из природы, общество неизбежно остается его неотъемлемой частью. Тем более, что природа сама является сложной системой, а общество по отношению к ней – подсистемой. В этом случае мир, в котором функционирует общество можно назвать мегасистемой.

Отношения между обществом и природой на протяжении многих веков является предметом исследования философов. Развитие этих отношений, также как углубление понимания их сущности, отражает социальную эволюцию, рост зрелости общества.

Первоначально древние наблюдатели общество не выделяли из природы. Философия Древней Индии и Древнего Китая фиксировали понимание того, что человек и общество являются результатом активности космоса (Брахмы, Дао) и целиком зависимы от него. Социальное не представлялось самостоятельным. Человек – несамостоятельная песчинка космоса. А общество – это скорее детерминированная высшим идеальным началом форма существования людей, предписанная Всевышним (Космосом, Небом) совокупность принципов и различных норм человеческого бытия. Вместе с тем, говоря современным языком, человек и общество в этом понимании являются элементами окружающего мира, природы, космоса.

Если свести к простой формуле отношение человека (общества) и природы в Древности, то можно утверждать, что человек Древнего Мира поклоняется природе.

В философии Древней Греции представления были во многом схожие с древнеиндийскими и древнекитайскими. Среди греческих философов чаще встречались материалисты, древние греки искали первоначала, которые, по их мнению, были основой окружающего мира. Однако уже софисты и Сократ сделали человека главным предметом своего исследования. А Платон представил социум в виде системы и предложил трехуровневую модель общества. Позже социальное моделирование станет неотъемлемой составной частью социального анализа.

Важно и то, что Платон, Аристотель обратили внимание на развитие общества, которое в частности заключалось и в смене форм общественного устройства.

Средние века расставили новые акценты в философском осмыслении общества. Социальное бытие, по мнению средневековых философов-богословов, органичная составная часть грандиозного проекта Всевышнего – колоссальной развивающейся системы – природы. полной проблем и противоречий, но движущейся через все противоречия, лишения и испытания к намеченной цели – к Богу.

Эпоха Возрождения наделила человека большей ответственностью и подтвердила его творческие возможности. В это время, наряду с возрождением и развитием культа творчества, возникает и чувство всесильности человека. Позже, в Новое время, это чувство продолжает зреть, а рядом с ним появляется идея подчинения природы интересам человека. Существенные социальные потрясения и изменения, стремительный рост научного знание, динамичное развитие техники укрепило веру в неограниченные возможности человека. А некоторые представители рода человеческого, по всей видимости, утвердились в мысли о своей безнаказанности в отношении к природе.

Человек предстал перед самим собой повелителем природы, ее царем.

Однако нерачительное отношение к природным ресурсам, бездумный рост потребления общества, варварская эксплуатация уникальных природных объектов привела к уничтожению лесов, к исчезновению целых видов животных. Стали мертветь реки, отравленные отходами производства, произошли серьезные и весьма опасные изменения в атмосфере. Человек, сам того не замечая, методично и безжалостно уничтожал среду своего обитания.

Возникла острая необходимость срочного пересмотра отношений между обществом и природой. Ученые видели эту проблему давно. Бережное и уважительное отношение к окружающему миру присуще философии с древних времен. На органичном сосуществовании общества с природой настаивали и российские ученые – К.Э. Циолковский, В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев и другие.

И сегодня стоит задача формирования связей общества и природы, таким образом, чтобы человек стал заботливым и внимательным партнером природы и, одновременно, оставался ее благодарным сыном.

Важным понятием, в котором отражаются как единство социальной эволюции, так и многообразие форм социального бытия, является культура.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – понятие, которое имеет немало значений. Данным понятием могут обозначать:

– тот или иной вид растений, имеющих значение для сельского хозяйства и являющийся предметом сельскохозяйственного производства, возделывания (например, зерновые культуры);

– уровень воспитания и образования отдельного человека, совокупность его личных качеств, воспринятых и соблюдаемых им норм отношения к себе, к окружающим людям, к природе (человек высокой культуры); подобным образом можно определять и культуру группы людей; в более узком значении – внутренний, духовный мир человека;

– уровень процессов и результатов деятельности в определенной области (высокая культура исполнения документа, изделия); профессиональный уровень представителя конкретной специальности (а также, коллектива, компании, предприятия), отражающий степень владения данной специальностью, эффективность функционирования;

– особенности (производственные, духовные, технологические, политические, нравственные, правовые, художественные и др.), тип и уровень развития конкретно-исторической большой общности людей, объединенной общей территорией, единой формой организации жизни (или схожими формами), важнейшими интересами и т.д.; в этом значении культура используется как синоним цивилизации;

– совокупность средств человеческой жизнедеятельности и некоторые другие формы и уровни проявления социальной активности.

Все, что обозначается понятием культура, объединяет прямая связь с деятельностью и самим существованием человека. Вне социального бытия культуры быть не может. Культура, таким образом, отражает результаты жизнедеятельности человека, процесса развития общества и характеризует нечто отличное от природного, от естественного; в этом смысле культура противопоставляется натуре, то есть, природе.

В самом общем плане в культуре выделяют материальную и духовную составляющие. Но культура может быть не только материальной или духовной, но также индивидуальной и культурой группы людей, культурой выполнения профессиональных обязанностей и культурой отдыха, культурой речи и культурой дорожного движения.

Под культурой понимают все созданное в ходе жизнедеятельности человека, ее тип и уровень развития субъекта этой жизнедеятельности. Культура выражается в способе производства, в формах общественного устройства, в господствующей морали, уровне материальной и духовной жизни, в науке, образовании, искусстве и религии, в системе коммуникаций.

Культура отражена в структуре языка и в уровне развития науки, в архитектурных и инженерных сооружениях, в музыке и структуре общества, в книгах и бытовой технике, в параметрах и средствах познавательной деятельности, в одежде и мебели. Для обозначения результатов и продуктов человеческой деятельности, отражающих ее именно с точки зрения культуры, используют понятие артефакт (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный) – искусственно созданные человеком предметы и явления. Мир артефактов – это искусственная среда, созданная человеком, "вторая природа".

Культуру характеризуют типы и уровень развития политики, экономики, права данного общества, общественные отношения во всех сферах общественной деятельности.

С другой стороны, культура определяет возможности человека (от индивида, до общества в целом) по его освоению окружающей действительности, по воздействию на природу, по самосовершенствованию.

Образно говоря, культура – это аккумулированный результат всей предшествующей деятельности людей и, одновременно, база дальнейшего развития общества и каждого человека в отдельности.

Культура имеет целый ряд функций, среди которых обычно называют функции социализации, информационную, творческую (созидательную), интегрирующую, коммуникативную, регулятивную и некоторые другие.

Разнообразие культуры отражает многогранность социально бытия в ходе непрерывного изменения. Развитие общества связано с изменением социальной системы, ее элементов и компонентов, отношений между ними.

Проблема социального развития является важнейшей из проблем социальной философии.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Знания человека объемны и разнообразны

Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.Мировоззрение и философия   Мировоззрение – сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в

Основные исторические виды и сущность мировоззрения.
С момента "обнаружения" человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность мировоззрения? 2. Назовите основные исторические типы мировоззрения? 3. Раскройте содержание мифологии и ее роль в жизни древнего человека? 4. Каков

Мировоззрение и его типы
      Глава 2.Философия, ее предмет и основные

Объект, предмет и основные проблемы философии
Любая область знания имеет свой объект и предмет. В философии объект и предмет имеют специфическое значение. Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) – то,

Предмет и основные формы философии
    Глава 3.Основные функции и структура философского зн

Функции философии, ее роль в жизни и развитии общества
О роли и месте философии состоялось немало споров, в том числе, и внутри философского сообщества. Значение философского знания определяется его способностью к самым широким обобщениям, к предельной

Структура философского знания
Одним из проявлений развития философии является постоянное обновление и усложнение ее структуры. Самый широкий объект (вся реальная действительность) и самый универсальный предмет (наиболее общие с

Вопросы для самоконтроля
1. Что отличает философию от других форм знания? 2. В чем заключается мировоззренческая функция философии? 3. Раскройте содержание методологической функции философии? 4.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  Глава 4.Философия Древнего Мира   Фрагменты философского знания возникали еще в глубокой древности. Это было связано с поиском человеком отве

Философия Древней Индии
Главным источником древнеиндийской философии считаются Веды (то есть "знания") – священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э.[9] Известны

Философия Древнего Китая
В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао – мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких др

Философия Древней Греции
Третьим крупным центром философии Древнего Мира была Древняя Греция, ставшая колыбелью во многом самой развитой и самой распространенней в последствии культуры. Древнегреческую философию, как и мно

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите главные источники философии Древней Индии; раскройте их содержание и структуру? 2. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии; по какому крит

Древнеиндийская философия
     

Древнегреческая философия
  Главная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентричный характер, поиск первоосновы бытия.      

Патристика.
Так называют учения наиболее значимых христианских богословов и философов – "отцов церкви" (лат. patres – отцы). Иногда этим понятием объединяют всю первую половину развития христи

Средневековая философия IX–XIV вв.
Вторая половина средневековой философии характерна, с одной стороны, усилением догматизма, с другой стороны, ростом разнообразия и развитием философских взглядов. Предпринимаются попытки п

Философия Эпохи Возрождения
Понятие "Возрождение" (фр. renaissance – возрождение), как и многие другие обобщающие социально-исторические понятия, достаточно условно. Считается, что оно связано с ростом интере

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите исторические рамки развития философии Средних веков? 2. Назовите главные источники Средневековой философии? 3. Раскройте содержание основных периодов развития философи

Философия Средних веков
  Источники философии Средних веков            

Философия Эпохи Возрождения
  Условия формирования философии Эпохи Возрождения          

Рационализм Р.Декарта. Философские учения Б. Спинозы и Г. Лейбница
Рене Декарт(1596-1656; де Карт, латинизированное имя – Картезий; поэтому его последователей называют картезианцами) получил хорошее образование в иезуитском колледже Ла Флеш. После

Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.
Началом эпохи просвещения считается научная деятельность английских ученых Дж.Толанда (1670-1722) и А.Коллинза (1676-1729). Философия Просвещения нашла воплощение

Французский материализм XVIII века.
Предпосылки материализма в той или иной степени уже сложились к XVIII века. В этом большую роль сыграли философские системы Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Ньютона и некоторых

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите мыслителей, творчество которых положило начало философии Нового времени? 2. Что отличает философию Нового времени от предшествующих этапов развития философской мысли?

Философия Нового времени
  Источники философии Средних веков            

Философия Просвещения
           

Философская система И.Канта
И.Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профес

Объективный идеализм Ф.Шеллинга.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г.Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Д

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье чиновника, в Штутгарте. После окончания семинарии в Тюбингене (там он познакомился с Ф.Шеллингом) Г.Гегель работал учител

Вопросы для самоконтроля
1. Кто из философов является представителем Немецкой классической философии? 2. Назовите основные особенности немецкой классической философии. 3. Какие периоды в творчестве И.Кант

Западный философский рационализм XIX - XX веков.
Процессы стремительного "усложнения" окружающего мира в результате роста научного знания и социального опыта означало неизбежное "усложнение"[59] представлений об окружающей дей

Иррационалистические школы западной философии XIX - XX веков.
Кризис классической философии стал причиной недоверия многих мыслителей к рационализму, привел их к выводу о невозможности решения основных онтологических, гносеологических, этических, социально-фи

Вопросы для самоконтроля
1. Какие можно выделить наиболее общие направления в западной философии XIX – ХХ вв.? 2. Какие рационалистические школы западно-философской мысли XIX – ХХ вв. являются наиболее известными?

Западная Философия XIX - XX веков
Философские учения и концепции XIX - XX веков можно разделить на рационалистические и иррационалистические философские системы   &n

Источники, основные особенности и периодизация русской философии.
Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов. Прежде всего, в качестве важного условия формирования русской философско

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы источники формирования русской философии? 2. Обоснуйте тот или иной подход к периодизации русской философии? 3. В чем заключается сущность исихазма? 4. Каковы о

Русская философия
  Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли          

Основные исторические типы философского знания
  Часть первая. Философия Древнего мира, Средних веков и Возрождения     1. Что является основой, законом существования м

Основные исторические типы философского знания
  Часть вторая. Философия Нового Времени и Просвещения     1. Наиболее правильный подход к изучению действительности Ф.Бэ

Западная Философия XIX - XX веков.
1. Основатель немецкой классической философии– а) И.Кант б) И.Фихте в) Ф.Шеллинг г) Г.Гегель д) Л.Фейербах   2.

Основные исторические типы философского знания
  Часть четвертая. Русская философия   1. Среди источников формирования русской философской мысли следует, прежде всего, назвать …

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ
Глава 10. Бытие как проблема философии   Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятел

Вопросы для самоконтроля
1. Как в ходе развития философии менялось понимание роли онтологии? 2. Какие проблемы находятся в центре внимания онтологии? 3. Что такое бытие? 4. Охарактеризуйте важней

Бытие как проблема философии
       

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое материя? 2. В чем сущность основных подходов к пониманию материи? 3. В каких формах существует материя? 4. Назовите известные вам состояния вещества?

Материя: сущность и формы
Основные подходы к трактовке материи          

Вопросы для самоконтроля
1. Какие известны исторические типы трактовки понятий "диалектика" и "метафизика"? 2. Что такое детерминизм? 3. Дайте определение понятию "движение";

Развитие
       

Сущность, типы, механизм развития систем
  Представление о мире как множестве взаимосвязанных и нередко качественно различных объектов возникло уже в древности. Так, в философии Древнего Китая мир представляется совокупность

Философское осмысление природы и развития
    1. В истории философии "первой философией" называли … а) онтологию б) гносеологию в) логику г) этику

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Глава 14. Природа человека и смысл его существования Человеку всегда был интересен он сам. На определенном этапе развития знания (возможно, уже в доисторическое время) возник вопрос о прои

Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека
Мифология, как первый исторический вид мировоззрения, нередко связывает происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего (как следует из некоторых мифов) в момент возник

Сущность человека и его отличительные черты
Представление о сущности человека связано с пониманием его происхождения и, одновременно, имеет самостоятельное значение. В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его

Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Процесс создания орудий труда, как и вообще любой творческий акт осуществляется человеком осознанно. И это, также важнейшее отличие человека. Человек "планирует" свои действия, пре

Вопросы для самоконтроля
1. Какие взгляды на происхождение человека встречаются в прошлом и настоящем? 2. Какая версия антропогенеза представляется наиболее убедительной и почему? 3. Дайте определение стр

Природа человека
  Основные подходы во взглядах на происхождение человека          

Вопросы для самоконтроля
1. Как изменялось понимание сознания по мере развития общества и философии? 2. Каково содержание основных подходов к трактовке сознания? 3. Что такое отражение в философском поним

Сознание
Основные виды представлений о сознании                 &nbs

Истина и практика, как атрибуты познания.
Проблема точности, адекватности отражения знания – решается различными философскими школами неодинаково. Подходов к познаваемости мира достаточно много: от уверенности, что любая сколь угодно сложн

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объект и предмет гносеологии? 2. Какие наиболее известные мыслители прошлого внесли вклад в развитие теории познания? 3. Что такое знание? 4. Сформулируйте опре

Познание
           

Проблемы человека, сознания и познания в философии
    1. Согласно различным философским подходам человек произошел … в результате творения его тела и души высшим идеальным началом; такой позици

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Глава 17. Общество как предмет философского анализа Общество представляет собой, наверное, самое сложное образование в природе. Общество содержит материальный и духовный компоненты, оно со

Происхождение общества.
Вопросы генезиса общества тесно связаны с вопросами происхождения человека. С одной стороны человек и его бытие – это и есть общество. Вне общества человека не может существовать. Также и общество

Сущность, структура и типология общества.
Сущность общества обусловлена рядом факторов, одним из которых является его происхождение. Научный подход настаивает на его естественном возникновении и формировании, на природ

Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность различных философских концепций происхождения общества? 2. Каковы важнейшие условия возникновения общества? 3. Охарактеризуйте отличительные признаки общества?

Общественное развитие; подходы и проблемы.
Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная система; какие образования можно назвать социальными системами? 2. Какова иерархия социальных систем? 3. Что такое элементы и компоненты социальной системы

СОЦИАЛЬНАЯ СИСИТЕМА
               

Формы общественного сознания
Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах – формах общественного сознания. Сре

Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право.
Важнейшим условием существования общества, его поступательного развития, а также его атрибутивным свойством является социальная регуляция. За многовековую историю человечества оно из локальных, зач

Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой общественное сознание? 2. Что является первой формой общественного сознания? 3. Перечислите основные Формы общественного сознания? 4. Какова сущ

И Россия в системе макросоциальных отношений
  Человек за десятки тысячелетий расселился по всей планете. Только на Антарктиду он проник по историческим меркам совсем недавно. На различных континентах Земли возникли цивилизации,

Глобализация как проблема современного мира.
В сложном многомерном процессе мирового социального развития можно выделить некоторые наиболее важные тенденции. Так, с одной стороны, человечество (социальная макросистема)

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое проблема с точки зрения общественного развития? 2. Назовите отличительные черты глобальных проблем общественного развития? 3. Какие возможны варианты классификации гл

Проблемы современного общества
   

Общество
  1. В естественнонаучном подходе важнейшей предпосылкой возникновения общества следует считать… а) жизнь в стаде б) грехопадение в) охота

Глоссарий
    Философия (греч. букв. – "любовь к мудрости" филео ­– люблю, софия – мудрость) – форма общественного сознания, учение об общ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги