рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Началом Эпохи Просвещения Считается Научная Деятельность Английских Ученых ...

Началом эпохи просвещения считается научная деятельность английских ученых Дж.Толанда (1670-1722) и А.Коллинза (1676-1729). Философия Просвещения нашла воплощение в творчестве философов Германии – Х.Вольфа(1679-1754), Г.Лессинга (1729-1781), России – М.В.Ломоносова (1711-1765), А.Н.Радищева (1749-1802), США – Б.Франклина (106-1790), Т.Джефферсона (1743-1826) и некоторых других.

Однако самую большую известность приобрела деятельность просветителей Франции, чему способствовало, в частности, издание во Франции "Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел" в 17 томах[51]. Инициаторами и основными организаторами такого масштабного издания были Д.Дидро (1713-1784) и Ж.Д'Аламбер (1717-1783), а также книгоиздатель Л. Бретон.

Просвещение, как форма научной и, одновременно, идеологической позиции, возникла в Европе в условиях кризиса феодальной системы. Содержательно философия Просвещения была "подготовлена" идеями мыслителей Возрождения и Нового времени. В значительной мере просветители продолжили традиции освобождения научной мысли от внешнего идеологического давления и, прежде всего, влияния церкви. Также они продолжали поиск научной истины, стремление к возможно более глубокому и полному отражению законов развития природы, общества, мышления. Одними из главных целей просветителей были создание условий для интеллектуального развития человека, гармонизация социальных отношений.

Просветители исходили из того, что незнание, невежество, непонимание человеком своего места в природе являются главными причинами его проблем и несчастий. Устранение этих препятствий и стало содержанием их деятельности научной и популяризаторской деятельности. Отсюда во многом и название эпохи – Просвещение.

Правда, просвещение было нацелено в большей степени на высшие слои общества, то есть, на тех, от кого, по мнению ученых, в большей степени зависели судьбы стран. В связи с этим даже среди монархов возникла мода на "просвещенность", мода которой не избежали и русские императоры – прежде всего, Екатерина II.

К основным отличительным чертам философии французских просветителей обычно относят деизм, социальный утопизм, либерализм, материализм, атеизм. Конечно, каждый из философов эпохи придерживался своей точки зрения, и далеко не все из них были атеистами или материалистами. Но общая тенденция была связана со снижением авторитета религии, постепенным повышением роли и материалистических воззрений на природу, стремление к либерализации и демократизации общественных отношений.

Деизм – философская концепция, согласно которой Бог создал мир ("сконструировал", "запрограммировал" и "завел" многосложный вселенский механизм), определил общие принципы, законы, цели его развития, и больше не вмешивался в инициированный им процесс. Именно целесообразность этого мира указывает на существование Бога (Вселенского "мастера").

Деизм решает проблему существования зла в человеческом обществе. В теистической картине мира, в которой Бог постоянно контролирует все сотворенное бытие, в том числе и социальное, возникает невольное подозрение, что зло, как и все сотворенное, связано с творцом. Все люди грешны; значит либо им "предначертано" пройти через грех (тогда это – необходимость?), либо они грешат вопреки плану Всемогущего Творца. Деизм снимает подобные противоречия. Бог в некотором смысле оказывается за рамками реальной действительности, и картина мира в значительной мере носит "материалистические" черты.

Большое внимание просветители уделяли социально-философским проблемам. В это время продолжает развиваться концепция "общественного договора" (Ж.-Ж.Руссо), подвергаются критике существующие общественно-политические отношения, получают распространение идеи демократии и либерализма. Возникает надежда на возможность достижения равенства и справедливости в обществе.

Основной причиной неравенства и социальной несправедливости признается возникновение частной собственностии, как следствие, разделение обществана богатых и бедных, на классы, между которыми возникают непреодолимые противоречия. В качестве пути устранения несовершенства социального устройства некоторые утописты видят революцию. В ожидании и подготовке[52] социальных перемен они создают собственные теоретические социальные модели, образцы социального устройства. Особенно это характерно для более поздних представителей французской философии. Большой вклад в развитие социально-философской мысли внесли французские социалисты-утописты, как Габриэль Мабли(1709-1785), Франсуа Бабеф (1760-1797), Клод Сен-Симон(1760-1825), Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837).

Среди философов, получивших наибольшую известность в эпоху Просвещения были французские мыслители Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

Шарль Монтескье[53] (1689-1755) в юности изучал право в Бордо (где он вырос) и в Париже. После учебы вернулся на родину, где был советником, а с 1728 и председателем парламента Бордо, который, как и другие французские парламенты, до Великой Французской революции был судебным органом. Он также был известен как писатель, историк, философ, принимал активное участие в работе над "Энциклопедией…".

Ш.Монтескье стоял на позициях деизма и сенсуализма, и, таким образом, был последователем И.Ньютона и Дж.Локка. Но основное внимание он сосредоточил на осмыслении социально-философских проблем. При этом его интересовала современность. Он не конструтровал теоретических моделей идеального государственного устройства, а работал над законами, которые, по его мнению, должны строиться на рациональной основе и исходить из природы человека. Определенным образом он стремился правовые нормы "приблизить" по характеру к объективным законам природы.

Однако подход к нормам права международного и права национального должен быть различным. Это следует из теории географического детерминизма, которую нередко оценивают как самую оригинальную из идей Ш.Монтескье.

Ментальность той или иной нации обусловлена средой ее обитания, характером ландшафта, разнообразием растительной природы, климатом и т.д. Эта совокупность географических условий связана с характером жизнедеятельности, содержанием религии, культурными традициями данной нации. Наконец всеми этими особенностями в значительной мере обусловлены национальные правовые нормы. Поэтому юридические законы одного народа могут существенно отличаться от законов другого народа.

Вместе с тем, высшая ценность гражданина любой страны – свобода. Важным условием обеспечения этой свободы является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые должны контролировать друг друга.

Вольтер[54] (1694-1778), как и Ш.Монтескье, в юности изучал право. Однако он не только не занимался юридической деятельностью, но преследовался французским правосудием за радикальные идеи, которые излагал в своих стихах и пьесах. Дважды он стал узником Бастилии, дважды его ссылали в провинцию, но он не изменил своим взглядам и до конца жизни был критически настроен к существующей социальной системе.

Вольтер был деистом и сенсуалистом, также как и Ш.Монтескье. Вместе с тем, он не питал иллюзий по поводу возможности социального равенства, полагая, что расслоение общества – неизбежность. Он был уверен, что человеческая история зависит от самих людей, но более подходящего социально-политического строя, чем конституционная монархия, не предполагал. Не соглашался Вольтер и с Ж.-Ж.Руссо, идеализировавшим доисторического человека (человека в "естественном" состоянии).

Критическое отношение к действительности было вообще характерной особенностью позиции Вольтера. Он критиковал философские системы (Ж.-Ж.Руссо, Г.Лейбница), государство (Францию, Пруссию), человеческие недостатки, … Особое значение имеет его критика религии, которая, как он полагал, большей частью была выдумкой. Но, одновременно, он критиковал и атеизм. С одной стороны, он считал, что даже если бы Бога не было, его следовало бы выдумать. С другой стороны, он повергал самой жесткой критике церковь, о которой говорил: "раздавить гадину!"

В своем отношении к религии Вольтер был не одинок. Некоторые французские просветители представляли религию как мошенника, который встретился с дураком (простодушным народом) и пытается его уверить, что священник – посланник Бога.

Жан Жак Руссо(1712-1778) не получил системного образования, воспитанием его также серьезно никто не занимался; мать умерла при его рождении, отец (был часовщиком) уделял ему недостаточно внимания. С шестнадцати лет Ж.-Ж.Руссо начал свои скитания по Швейцарии и Франции, его неуживчивый характер и непримиримость во взглядах стали причиной многих разногласий (с Вольтером и Юмом, с атеистами и верующими), и сделали его глубоко одиноким человеком.

Сложный жизненный путь Ж.-Ж.Руссо был украшен плодотворной работой в области философии, а также в педагогике, поэзии, драматургии.

Ж.-Ж.Руссо по своим онтологическим воззрениям был деистом и не сомневался в материальности мира. Характерной чертой его гносеологии (он был сенсуалистом) было то, что он считал невозможным познание сущности вещей. Но главное внимание в своем творчестве он уделял социально-философским проблемам и, прежде всего, проблеме социального неравенства.

Он исходил из того, что в "естественном состоянии" неравенства не было, и люди находились в органичных отношениях с природой и друг с другом. Однако природное любопытство, способность к самосовершенствованию и творчеству привели к развитию многих областей его деятельности – производства, искусства, науки. Это стало причиной роста добродетелей, и, одновременно, увеличением заблуждений человека.

Самой же существенной проблемой стало возникновение частной собственности (нашелся человек, огородивший участок земли, объявил его своей собственностью и нашел простодушных людей, которые ему поверили). Это привело к неравенству, стало причиной возникновения господствующих слоев общества и неимущих.

Но человек по природе своей свободен и для обеспечения этой свободы необходимо государство, которое и возникает в результате "общественного договора". Главные цели – "Свобода. Равенство. Братство!" Государство должно стоять на страже интересов граждан. Законодательство должно быть таким, чтобы не допустить неравенства (в том числе существенного различия в имущественных отношениях). И если государство не выполняет этих своих функций, народ вправе свергнуть существующее правительство и заменить его другим, более эффективным, большинство имеет право на восстание против правящего меньшинства, если его правление не решает проблем народа.

Стоит добавить, что Ж.-Ж.Руссо выступал против существующей религии, против христианства, но в интересах поддержания в обществе морали предлагал создать "гражданскую религию", "культ мировой воли (Бога)".

Таким образом, важными чертами философских систем эпохи Просвещения была идея контроля над государством, ограничения его всевластия, а также идея полного устранения влияния в обществе церкви.

Наконец, одной из ярких черт французского просвещения является материализм.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Знания человека объемны и разнообразны

Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия эпохи Просвещения. Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.Мировоззрение и философия   Мировоззрение – сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в

Основные исторические виды и сущность мировоззрения.
С момента "обнаружения" человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность мировоззрения? 2. Назовите основные исторические типы мировоззрения? 3. Раскройте содержание мифологии и ее роль в жизни древнего человека? 4. Каков

Мировоззрение и его типы
      Глава 2.Философия, ее предмет и основные

Объект, предмет и основные проблемы философии
Любая область знания имеет свой объект и предмет. В философии объект и предмет имеют специфическое значение. Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) – то,

Предмет и основные формы философии
    Глава 3.Основные функции и структура философского зн

Функции философии, ее роль в жизни и развитии общества
О роли и месте философии состоялось немало споров, в том числе, и внутри философского сообщества. Значение философского знания определяется его способностью к самым широким обобщениям, к предельной

Структура философского знания
Одним из проявлений развития философии является постоянное обновление и усложнение ее структуры. Самый широкий объект (вся реальная действительность) и самый универсальный предмет (наиболее общие с

Вопросы для самоконтроля
1. Что отличает философию от других форм знания? 2. В чем заключается мировоззренческая функция философии? 3. Раскройте содержание методологической функции философии? 4.

ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  Глава 4.Философия Древнего Мира   Фрагменты философского знания возникали еще в глубокой древности. Это было связано с поиском человеком отве

Философия Древней Индии
Главным источником древнеиндийской философии считаются Веды (то есть "знания") – священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э.[9] Известны

Философия Древнего Китая
В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао – мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких др

Философия Древней Греции
Третьим крупным центром философии Древнего Мира была Древняя Греция, ставшая колыбелью во многом самой развитой и самой распространенней в последствии культуры. Древнегреческую философию, как и мно

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите главные источники философии Древней Индии; раскройте их содержание и структуру? 2. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии; по какому крит

Древнеиндийская философия
     

Древнегреческая философия
  Главная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентричный характер, поиск первоосновы бытия.      

Патристика.
Так называют учения наиболее значимых христианских богословов и философов – "отцов церкви" (лат. patres – отцы). Иногда этим понятием объединяют всю первую половину развития христи

Средневековая философия IX–XIV вв.
Вторая половина средневековой философии характерна, с одной стороны, усилением догматизма, с другой стороны, ростом разнообразия и развитием философских взглядов. Предпринимаются попытки п

Философия Эпохи Возрождения
Понятие "Возрождение" (фр. renaissance – возрождение), как и многие другие обобщающие социально-исторические понятия, достаточно условно. Считается, что оно связано с ростом интере

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите исторические рамки развития философии Средних веков? 2. Назовите главные источники Средневековой философии? 3. Раскройте содержание основных периодов развития философи

Философия Средних веков
  Источники философии Средних веков            

Философия Эпохи Возрождения
  Условия формирования философии Эпохи Возрождения          

Рационализм Р.Декарта. Философские учения Б. Спинозы и Г. Лейбница
Рене Декарт(1596-1656; де Карт, латинизированное имя – Картезий; поэтому его последователей называют картезианцами) получил хорошее образование в иезуитском колледже Ла Флеш. После

Французский материализм XVIII века.
Предпосылки материализма в той или иной степени уже сложились к XVIII века. В этом большую роль сыграли философские системы Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Ньютона и некоторых

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите мыслителей, творчество которых положило начало философии Нового времени? 2. Что отличает философию Нового времени от предшествующих этапов развития философской мысли?

Философия Нового времени
  Источники философии Средних веков            

Философия Просвещения
           

Философская система И.Канта
И.Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профес

Объективный идеализм Ф.Шеллинга.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г.Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Д

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье чиновника, в Штутгарте. После окончания семинарии в Тюбингене (там он познакомился с Ф.Шеллингом) Г.Гегель работал учител

Вопросы для самоконтроля
1. Кто из философов является представителем Немецкой классической философии? 2. Назовите основные особенности немецкой классической философии. 3. Какие периоды в творчестве И.Кант

Западный философский рационализм XIX - XX веков.
Процессы стремительного "усложнения" окружающего мира в результате роста научного знания и социального опыта означало неизбежное "усложнение"[59] представлений об окружающей дей

Иррационалистические школы западной философии XIX - XX веков.
Кризис классической философии стал причиной недоверия многих мыслителей к рационализму, привел их к выводу о невозможности решения основных онтологических, гносеологических, этических, социально-фи

Вопросы для самоконтроля
1. Какие можно выделить наиболее общие направления в западной философии XIX – ХХ вв.? 2. Какие рационалистические школы западно-философской мысли XIX – ХХ вв. являются наиболее известными?

Западная Философия XIX - XX веков
Философские учения и концепции XIX - XX веков можно разделить на рационалистические и иррационалистические философские системы   &n

Источники, основные особенности и периодизация русской философии.
Возникновение и развитие русской философии было обусловлено целым рядом исторических и культурологических факторов. Прежде всего, в качестве важного условия формирования русской философско

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы источники формирования русской философии? 2. Обоснуйте тот или иной подход к периодизации русской философии? 3. В чем заключается сущность исихазма? 4. Каковы о

Русская философия
  Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли          

Основные исторические типы философского знания
  Часть первая. Философия Древнего мира, Средних веков и Возрождения     1. Что является основой, законом существования м

Основные исторические типы философского знания
  Часть вторая. Философия Нового Времени и Просвещения     1. Наиболее правильный подход к изучению действительности Ф.Бэ

Западная Философия XIX - XX веков.
1. Основатель немецкой классической философии– а) И.Кант б) И.Фихте в) Ф.Шеллинг г) Г.Гегель д) Л.Фейербах   2.

Основные исторические типы философского знания
  Часть четвертая. Русская философия   1. Среди источников формирования русской философской мысли следует, прежде всего, назвать …

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ
Глава 10. Бытие как проблема философии   Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятел

Вопросы для самоконтроля
1. Как в ходе развития философии менялось понимание роли онтологии? 2. Какие проблемы находятся в центре внимания онтологии? 3. Что такое бытие? 4. Охарактеризуйте важней

Бытие как проблема философии
       

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое материя? 2. В чем сущность основных подходов к пониманию материи? 3. В каких формах существует материя? 4. Назовите известные вам состояния вещества?

Материя: сущность и формы
Основные подходы к трактовке материи          

Вопросы для самоконтроля
1. Какие известны исторические типы трактовки понятий "диалектика" и "метафизика"? 2. Что такое детерминизм? 3. Дайте определение понятию "движение";

Развитие
       

Сущность, типы, механизм развития систем
  Представление о мире как множестве взаимосвязанных и нередко качественно различных объектов возникло уже в древности. Так, в философии Древнего Китая мир представляется совокупность

Философское осмысление природы и развития
    1. В истории философии "первой философией" называли … а) онтологию б) гносеологию в) логику г) этику

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Глава 14. Природа человека и смысл его существования Человеку всегда был интересен он сам. На определенном этапе развития знания (возможно, уже в доисторическое время) возник вопрос о прои

Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека
Мифология, как первый исторический вид мировоззрения, нередко связывает происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего (как следует из некоторых мифов) в момент возник

Сущность человека и его отличительные черты
Представление о сущности человека связано с пониманием его происхождения и, одновременно, имеет самостоятельное значение. В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его

Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Процесс создания орудий труда, как и вообще любой творческий акт осуществляется человеком осознанно. И это, также важнейшее отличие человека. Человек "планирует" свои действия, пре

Вопросы для самоконтроля
1. Какие взгляды на происхождение человека встречаются в прошлом и настоящем? 2. Какая версия антропогенеза представляется наиболее убедительной и почему? 3. Дайте определение стр

Природа человека
  Основные подходы во взглядах на происхождение человека          

Вопросы для самоконтроля
1. Как изменялось понимание сознания по мере развития общества и философии? 2. Каково содержание основных подходов к трактовке сознания? 3. Что такое отражение в философском поним

Сознание
Основные виды представлений о сознании                 &nbs

Истина и практика, как атрибуты познания.
Проблема точности, адекватности отражения знания – решается различными философскими школами неодинаково. Подходов к познаваемости мира достаточно много: от уверенности, что любая сколь угодно сложн

Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объект и предмет гносеологии? 2. Какие наиболее известные мыслители прошлого внесли вклад в развитие теории познания? 3. Что такое знание? 4. Сформулируйте опре

Познание
           

Проблемы человека, сознания и познания в философии
    1. Согласно различным философским подходам человек произошел … в результате творения его тела и души высшим идеальным началом; такой позици

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Глава 17. Общество как предмет философского анализа Общество представляет собой, наверное, самое сложное образование в природе. Общество содержит материальный и духовный компоненты, оно со

Происхождение общества.
Вопросы генезиса общества тесно связаны с вопросами происхождения человека. С одной стороны человек и его бытие – это и есть общество. Вне общества человека не может существовать. Также и общество

Сущность, структура и типология общества.
Сущность общества обусловлена рядом факторов, одним из которых является его происхождение. Научный подход настаивает на его естественном возникновении и формировании, на природ

Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность различных философских концепций происхождения общества? 2. Каковы важнейшие условия возникновения общества? 3. Охарактеризуйте отличительные признаки общества?

Общество
     

Общественное развитие; подходы и проблемы.
Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная система; какие образования можно назвать социальными системами? 2. Какова иерархия социальных систем? 3. Что такое элементы и компоненты социальной системы

СОЦИАЛЬНАЯ СИСИТЕМА
               

Формы общественного сознания
Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах – формах общественного сознания. Сре

Социальная регуляция как условие общественного развития. Мораль и право.
Важнейшим условием существования общества, его поступательного развития, а также его атрибутивным свойством является социальная регуляция. За многовековую историю человечества оно из локальных, зач

Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой общественное сознание? 2. Что является первой формой общественного сознания? 3. Перечислите основные Формы общественного сознания? 4. Какова сущ

И Россия в системе макросоциальных отношений
  Человек за десятки тысячелетий расселился по всей планете. Только на Антарктиду он проник по историческим меркам совсем недавно. На различных континентах Земли возникли цивилизации,

Глобализация как проблема современного мира.
В сложном многомерном процессе мирового социального развития можно выделить некоторые наиболее важные тенденции. Так, с одной стороны, человечество (социальная макросистема)

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое проблема с точки зрения общественного развития? 2. Назовите отличительные черты глобальных проблем общественного развития? 3. Какие возможны варианты классификации гл

Проблемы современного общества
   

Общество
  1. В естественнонаучном подходе важнейшей предпосылкой возникновения общества следует считать… а) жизнь в стаде б) грехопадение в) охота

Глоссарий
    Философия (греч. букв. – "любовь к мудрости" филео ­– люблю, софия – мудрость) – форма общественного сознания, учение об общ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги