Реферат Курсовая Конспект
Западный философский рационализм XIX - XX веков. - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны Процессы Стремительного "усложнения" Окружающего Мира В Результате ...
|
Процессы стремительного "усложнения" окружающего мира в результате роста научного знания и социального опыта означало неизбежное "усложнение"[59] представлений об окружающей действительности. Такое положение вещей обусловило стремление ученых упорядочить накапливаемый опыт, систематизировать уже имеющиеся знания, совершенствовать процесс их получения. При этом многие мыслители, конечно понимающие определенную ограниченность человеческих познавательных способностей, тем не менее, были уверены в принципиальной возможности осознать сущность объектов окружающего мира. Они не сомневались в способности человека рационально объяснить все реальные процессы и явления.
Для решения подобных задач на философском уровне в качестве отправной основы эти ученые взяли на вооружение философские системы представителей немецкой философии и, прежде всего, учения И.Канта и Г.Гегеля. Так возникли "прямые" продолжатели традиций немецкой классической философии, многих из которых в истории философии так и называют: "кантианцы", "гегельянцы".
Немалой популярностью пользовались материалистические идеи Л.Фейербаха и французских просветителей. Их приверженцы пытались полностью исключить идеалистические подходы из системы объяснения природы. Однако вследствие недостаточности научных знаний подобные подходы выглядели порой не вполне убедительно. Иногда возникали упрощенные представления о мире, и некоторые материалистические системы того времени не без основания называли "вульгарным материализмом". Стоит также учитывать многовековые идеалистические традиции, от которых в то время большинству людей было трудно отказаться. Поэтому рост популярности материализма (в философии и, особенно, в сфере науки) сопровождался и возрастанием сопротивления этой тенденции в обществе.
Неоднозначно оценивали материализм и философы; многие мыслители подвергли материалистические учения критике. Утверждение материалистических взглядов не устраивало, в частности, мыслителей, считавших себя последователями Г.Гегеля или гегельянцев.
Гегельянство возникло в Германии в середине XIX века, а затем распространилось во многих странах Европы, в Америке.
Воззрения гегельянцев формировались в различных условиях, и, несмотря на общую основу, были весьма разнородны. Так, историки философии выделяют ортодоксальное гегельянство, представители которого ставили своей целью сохранить учение Г.Гегеля в неизменности. Правогегельянство ставило в центр внимания религиозную составляющую гегелевской философской системы, делая ее инструментом богословов. Представителей младогегельянства, напротив, прежде всего, интересовали проблемы личности, ее роли в истории (среди младогегельянцев называют Л.Фейербаха). Их взгляды оказали влияние на философское мировоззрение Карл Маркса (1818–1883) и Фридрих Энгельса (1820–1895) – основателей одного из ярчайших учений XIX-XX веков – марксизма.
Марксизм отличается тем, что сочетает в себе стройную теоретическую систему воззрений на общество и социальную практику активного воздействия на социальную действительность. Важным компонентом марксизма, наряду с политической экономией (экономическими взглядами основателей марксизма и их последователей) и научным коммунизмом (социально-политическое учение о путях и закономерностях перехода к коммунистической общественно-экономической формации) традиционно считается марксистская философия.
В свою очередь марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма. По своему содержанию диалектический материализм, это система, главным образом, онтологических и гносеологических взглядов марксистов. Исторический материализм – социально-философская система марксистской философии.
К основным трудам, в которых выражены главные положения марксистской философии, прежде всего, причисляют "Манифест коммунистической партии" (К.Маркс и Ф.Энгельс), "Нищета философии", "Капитал" (К. Маркс; второй и третий тома "Капитала" были подготовлены Ф.Энгельсом по рукописям К.Маркса), "Анти-Дюринг", "Диалектика природы", "Л. Фейербах и конец немецкой классическая философии" (Ф.Энгельс) и некоторые др.
Онтологические и гносеологические позиции марксистской философии (диалектический материализм) формировались в результате переработки и соединения основателями марксизма в единую философскую систему диалектики Гегеля и взглядов метафизических материалистов – французских просветителей-материалистов, Л.Фейербаха. Возникшая таким образом мировоззренческая система стала платформой, на которой развивалось философское учение марксизма.
Согласно онтологическим воззрениям философов-марксистов, материя, это единственная и вечная субстанция – несотворимая и неуничтожимая. В рамках теории познания марксистская философия утверждает, что именно с материи следует начинать исследование бытия, а категория "материя" среди других философских категорий – самая широкая, и, соответственно, самая бедная по содержанию.
Материя находится в постоянном движении, которое, наряду с пространством и временем, является формой существования материи. Другими словами, движение, пространство и время – это атрибуты материи, которые самостоятельно (отдельно от материи) не существуют. С другой стороны, материя, неотделима от движения, которое осуществляется (и, в частности, может фиксироваться человеком) в пространстве и во времени. Движение бывает различных форм: механическое (главным образом, простое перемещение в пространстве), физическое (тепловое, электромагнитное), химическое (превращение различных видов вещества друг в друга, химические реакции), биологическое (возникновение, изменение, взаимодействие живых организмов), социальное (совокупность общественных процессов и явлений).
Движение – абсолютно, тогда как покой – относителен: например, покоящийся относительно поверхности Земли предмет, находится в движении относительно воздушных потоков и небесных тел, к тому же он может при этом нагреваться и остывать (физическое движение) и т.д. Таким образом, движение, в той или иной форме происходит всегда и поэтому оно абсолютно; абсолютный же покой (отсутствие движения одновременно во всех его проявлениях) невозможен.
В процессе своего бытия, т.е., в результате осуществляющегося в пространстве и во времени движения, материя образует сложные многоуровневые системы, неразрывно связанные между собой (либо непосредственно, либо опосредованно). Эти системы, существующие в пространстве и времени, возникают, развиваются и разрушаются. На месте прежних, возникают новые, которые, в свою очередь, также, прекращают свое существование, чтобы на их основе возникли более новые. Нередко новые системы вначале являются частью старых, но, развиваясь и проявляя все большую самостоятельность, вступают в противоречие со старыми. Противоречия, которые приводят к борьбе противоположных систем, являются основной развития – необратимого направленного закономерного изменения объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние.
Таким образом, марксизм воспроизвел гегелевскую диалектику, но уже на материальной основе. Развитие подчиняется трем диалектическим законам, которые формулировал и Г.Гегель: "единства и борьбы противоположностей", "перехода количественных изменений в качественные", "отрицания отрицания".
По своей сложности системы различны. В развивающейся Вселенной появляются все более сложные и совершенные материальные системы: неорганические, органические, биологические (означающие появление жизни), социальные (представляющие собой общество).
Любым материальным объектам свойственно отражение – способность в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Чем более сложна система, тем более высокий уровень отражения ей свойственен. Выделяют такие уровни отражения, как механический, физический, химический, психический (раздражимость), идеальный (возникновение идеальных образов); последний доступен только человеческому сознанию.
Из этого, следует, что материя первична по отношению к сознанию. Сознание – всего лишь свойство (пусть и чрезвычайно важное) высокоорганизованной, и только высокоорганизованной материи (головного мозга человека). Сознание починяется трем диалектическим законам; оно лишь отражает бытие, то есть, бытие определяет сознание.
Марксистская философия в гносеологическом плане весьма оптимистична. Мир, несмотря на всю свою сложность, диалектичность, принципиально познаваем. Истина доступна человеку, хотя он нередко принимает за истину, собственные ошибочные выводы. Критерием истины является практика – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение и преобразование окружающей действительности, в том числе и социальной.
Следует подчеркнуть, что вопрос практики был одним из центральных вопросов марксисткой философии. Эта философская система глубоко прагматична, так как всецело направлена на обеспечение эффективного воздействия человека на окружающий мир в интересах самого человека. Поэтому диалектический материализм всецело подчинен решению задач повседневной человеческой практики, которая протекает в условиях социальной действительности и составляет социальную действительность. Диалектический материализм – в значительной степени лишь платформа исторического материализма.
Согласно историческому материализму, общественное бытие формируется постепенно, в результате эволюционных процессов природы. Под общественным (или социальным) бытием марксистская философия понимает совокупность объективных (не зависящих от воли отдельного человека и даже – отдельных социальных групп) материальных общественных отношений и процессов. Общественное бытие – это всегда результат взаимодействия всех социальных групп, составляющих общество, причем осуществляемого "на фоне" отношений "человек-природа".
Марксизм обращает первостепенное внимание на большие социальные группы, из которых состоит общество – классы[60]. В силу различного отношения к средствам производства, один класс может себе присваивать труд другого. Другими словами, важной характеристикой общественного бытия является эксплуатация одного класса (как правило, более многочисленного, но не имеющего властных ресурсов, не владеющего средствами производства) другим (в распоряжении которого находится политическая власть, большая часть ресурсов данного общества). Результатом эксплуатации становится, в частности, неравномерное и несправедливое распределение материальных благ. Угнетенный класс не может удовлетвориться свом положением. Вследствие этого возникает социальная напряженность, которая постепенно нарастает и при определенных условиях переходит в открытый конфликт между классами, который может изменить соотношение социальных сил, производственные отношения и в целом общественное устройство (происходит социальная революция). Классовая борьба – главный источник общественного развития – осуществляется за владение средствами производства.
Основой общественного бытия являются производственные отношения и производительные силы, которым свойственен особый способ производства. Например, первоначально, до появления государства и социальных классов, производственные отношения были первобытно-общинными, а затем сменились рабовладельческими (когда определяющими классами стали рабовладельцы и рабы). Способ производства определяет соответствующую общественно-экономическую формацию.
Марксизм выделял пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую (или буржуазную), и коммунистическую. Последнюю уже в ХХ веке делили на две стадии: вначале – социализм, как переходный этап от капитализма к коммунизму, а затем – собственно коммунизм.
Построение коммунизма – и есть главная практическая задача марксизма. Коммунизм – это бесклассовое общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком, национальная вражда, исчезает за ненадобностью государство, так как исчезает необходимость подавления и подчинения одного класса другим. Поэтому, основатели марксизма и большинство их последователей постоянно стремились к практическому воздействию на социальную действительность в целях ее изменения в соответствии с марксисткой теорией.
При непосредственном участии К.Маркса и Ф.Энгельса уже в 1847 г. была создана первая международная организация пролетариата – Союз коммунистов. Основатели марксизма оказали влияние на формирование социалистических партий в Германии, Франции, США, Италии и некоторых других. Они не только внимательно следили за проявлениями революционной деятельности рабочего класса в Европе, но стремились непосредственно принять участие в тех или иных событиях. Так, в 1948 г. во время революции в Германии Ф.Энгельс принимал участие в народных выступлениях. Если непосредственное участие в революционных процессах принять было невозможно, то основатели марксизма старались помочь революционерам советами. Например, К.Маркс направлял свои предложение по организации работы Парижской коммуны ее лидерам.
Такой активный подход к действительности, в котором соединялись теоретические исследования и практическая социально-преобразовательная деятельность, в значительной мере был свойственен многим приверженцам марксистского учения. Более того, в отличие от многих других учений, марксизм получил широкое распространение (и, как следствие, немало "модификаций", обусловленных, например, особенностями того или иного конкретного общества) не только как теория, но и обрел практическое воплощение, став официальной идеологией ряда социальных систем.
Вместе с тем, многие представители философского сообщества XIX и ХХ веков не только не разделяли позиций марксизма, но и активно выступали против и марксистской философии, и даже против материализма в целом.
Так, против материалистической трактовки мира выступили неокантианцы, неогегельянцы, позитивисты и представители некоторых других философских школ, которые можно причислить к рационалистическим (разумеется, материалистическое прочтение действительности не могло устроить иррационалистические философские школы).
Неогегельянство исходило из идей Гегеля, но пересматривало их, стремясь преодолеть кризис мышления, вызванный распространением марксизма, позитивизма, а также иррационалистических учений (прежде всего, философии жизни).
Неокантианство– так называлось основанное на идеях И.Канта философское течение, возникшее во второй половине XIX века в Германии. Свои задачи представители этого учения видели в необходимости противопоставить возникшим материалистическим учениям критический идеализм И.Канта. Впрочем, учение И.Канта его последователи дополнили современными на то время результатами научных исследований в сфере физиологии. Поэтому эта разновидность неокантианства и называлась "физиологическое неокантианство"; основные представители – Фридрих Альберт Ланге (1828–1875), Отто Либман (1840–1912). Но были и другие варианты обновленной трактовки и научной реализации философских идей И.Канта.
Один из них получил название "марбургская школа". Ее основал Герман Коген (1842–1918), наиболее известный представитель – Пауль Наторп (1854–1924), а также – Эрнст Кассирер[61] (1874–1945). Г.Коген и его единомышленники пересмотрели учение И.Канта, избавившись не только от Бога, но и от "вещи-в-себе", то есть, от внешнего мира, сосредоточив свое внимание на сознании человека, которое способно конструировать нечто, принимаемое людьми за внешний мир. Отсюда вытекает и задача философии: исследовать особенности сознания, условия, воздействующие на характер формируемых сознанием конструкций. Другими словами, в центр внимания помещены априорные формы сознания; причем, в первую очередь, ученых интересовало, как эти формы проявляют себя в естественных науках.
Свое прочтение учения Т.Канта предлагали философы "баденской (или фрайбургской) школы"; наиболее извстные представители – Вильгельм Виндельбандт (1848–1915), Генрих Риккерт (1863–1936). Это направление в большей степени уделяло внимание "наукам о духе" (гуманитарному знанию), которые, в отличие от наук о природе, заняты поиском не столько общего, повторяющегося, сколько – особенного, уникального. Таковы, например, культурные особенности. Как возможна оценка этих особенностей? Благодаря априорным формам сознания. Важной проблемой баденской школы была разработка теории ценностей.
Кроме названных учений и школ, исследователи в области истории философии выделяют в неокантианстве такие направления, как трансцендентально-логическое, реализм, психологизм. Все эти непохожие друг на друга философские подходы, объединенные одним общим названием, связывает, в частности, то, что представители каждого из них считают философию методологией науки, признают важность априорных форм познания.
Следует заметить, что современный этап развития философии характеризуется вниманием к проблеме роли самой философии в системе знания. Ярким примером такого внимания стало одно из наиболее влиятельных и сложных философских течений XIX-XX веков – позитивизм.
Позитивизм берет свое начало в первой четверти XIX в. Его основатель, французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857), уже в 1822 г. высказал идею трех стадий развития научного знания. Первая – теологическая, когда природные процессы объяснялись волей Бога. Вторая – метафизическая, в которой место сверхъестественных сил занимает "абстрактные" умозрительные законы, не имеющие твердой научной основы (система таких знаний опиралась скорее на мнения, отвлеченные логические выводы, чем на факты). И только третья стадия – позитивная – позволяет говорить о науке в полном смысле этого слова. Последнюю стадию отличает опора научного знания строго на факты. Именно опора на факты, а не на абстрактные умозаключения, дает "позитивное" знание.
Традиционная для Нового времени философия (метафизика), по мнению О.Конта, не может быть позитивным знанием, а поэтому должна уступить место подлинным наукам – физике, химии, математике, биологии, астрономии. Правда, ни у одной из позитивных наук не было предметом изучения общество.
О.Конт нашел смелое, ответственное и продуктивное решение проблемы: он создал новую науку – социологию. В частности, в своем учении об обществе О.Конт выделил стадии общественного развития (теологическая, метафизическая и позитивная). В позитивную общество, по мнению автора, только вступало в первой половине XIX века. Социологические законы, полагал О.Конт, могут быть выведены только из фактов.
Философии в системе позитивных наук, как считал О.Конт, может быть отведена только роль методологии. В определенном смысле это была искренняя в своем стремлении принести пользу науке и обществу попытка лишить философию ее предмета. Но результат оказался иным: О.Конт заложил основы очень мощного по силе и разнообразию философских идей течения – позитивизма, и, тем самым, существенно укрепил философию.
Позитивизм в своем развитии прошел несколько этапов. На смену "классическому" позитивизму пришел эмпириокритицизм или "махизм" – по имени одного из двух основных представителей течения Эрнста Маха (1836–1916); другой наиболее известный представитель эмпириокритицизма – Рихард Авенариус (1843–1896). В рамках этого направления были выдвинуты принципы "экономии мышления" (согласно которому наука должна носить описательный характер), "относительности" (движение предмета можно оценить только относительно каких-то других конкретных тел).
Следующим этапом развития учения О.Конта стал неопозитивизм – совокупность позиций и теорий, главной проблемой которых был анализ языка науки. В рамках неопозитивизма возникали и развивались такие философские школы и течения, как Венский кружок, логический позитивизм, сциентизм, натурализм, бихевиоризм и некоторые другие. Неопозитивисты стремились найти такие формы отражения процесса познания и его результатов, которые позволили бы оградить научное знание от ошибок, неточностей, двусмысленностей. Однако эта задача оказалась непростой, и хотя она до конца не была выполнена, в ходе ее решения различными учеными были выдвинуты многие интересные идеи, сыгравшие важную роль в развитии философского и научного знания.
Так, большое значение имел принцип верификации, согласно которому научным можно считать только те знания (выраженные в предложениях), истинность которых проверяется практикой. Но позже оказалось, что и сам данный принцип следует считать ненаучным, так как он не верифицируется.
Представители неопозитивизма: Мориц Шлик (1882–1936; основатель венского кружка). Рудольф Карнап(1891–1970), Людвиг Витгенштейн(1889–1951), Бертран Рассел (1872–1970) и другие выдающиеся ученые.
Так, Л.Витгенштейн, основатель аналитической философии ХХ века, сосредоточил свое внимание на анализе языка. Он считал, что структура языка является сущностью структуры мира. Л.Витгенштейн в совей системе использовал понятия "языковая игра", "семейное подобие". Первое означало коммуникационную модель, в которой все слова употребляются в строгом смысле, второе – то, что позволяет взаимодействовать различным языковым играм.
Л.Витгенштейн считал распространение понимания о законах природы, как о подлинных сущностях бытия, контрмифологией, которая заменила собой предшествующее ей мифологической (не основанное на научных выводах) отношение к действительности. Наука – это только одна из языковых игр. Задача же философии заключается в определении границ мыслимого, тем самым, ограничивая и немыслимое. Это позволяет внести большую ясность в понимание структуры и конструкций языка.
При этом, по мнению Л.Витгенштейна, "о чем нельзя сказать, о том нужно молчать".
На смену неопозитивизму пришли новые философские походы и школы, стремившиеся обеспечить эффективность научного познания, исключить спекулятивный аспект из научного знания, исследовать механизмы развития науки. Нередко их объединяют одним общим названием – постпозитивизм.
По содержанию и направленности постпозитивизм, безусловно, существенно отличалиcь от учения О.Конта. Одним из направлений работы ученых в рамках этого учения было выявление закономерностей развития научного знания.
Так, по мнению Карла Поппера (1902–1994), главная задача философии состоит в осмыслении роста научного знания, в отделении научного знания от ненаучного. В качестве основного метода философ выдвинул принцип фальсификации.
Научное знание должно быть в принципе фальсифицируемо; оно не просто могло быть подвергнуто научной критике, а должно когда-то оказаться опровергнутым. Так на определенном этапе развития науки в результате новых открытий "устаревали" евклидова геометрия, ньютонова механика и многие другие учения, казавшиеся до этих новых открытий весьма убедительными.
Любая теория в какой-то период времени перестает решать вновь возникающие вопросы, становится частным случаем новой, более современной теории, способной решить более широкий круг вопросов. Но и она раньше или позже также окажется несостоятельной перед лицом все более усложняющихся представлений о действительности. Всякая научная теория в свое время может быть опровергнута. Но пока теория не опровергнута она считается истиной.
Нефальсифицирумое знание, то есть, то, которое в принципе невозможно опровергнуть (например, религиозное), научным не является.
Томас Кун (1922-1996) предложил свою версию развития научного знания. Он ввел понятие парадигма[62]. Парадигма не является собственно теорией, так как не ставит задачу непосредственного объяснения мира, она только предлагает набор предписаний. Вместе с тем, ядром парадигмы выступает какая-то фундаментальная теория, например, астрономия Птолемея, механика И.Ньютона или теория относительности А.Эйнштейна, которая выступает в роли своеобразного научного ориентира.
Парадигма определяет стиль научного мышления, подходы к исследованию природы. Парадигма формирует дух науки на данном этапе развития.
Рост научного знания в рамках существующей парадигмы – эволюционное ("нормальное") развитие науки. Но, по мере этого роста существующие принципы оказываются в отношениях противоречия новым открытиям, перестают отвечать интересам развития научного знания. Формируется новый набор принципов, методов, установок, ориентиров, то есть, новая парадигма. Смена парадигмы означает научную революцию. Причем, смена эта предопределена и закономерна (хотя и не носит линейного характера: ни направление ни сам момент смены остаются непредсказуемыми).
Иначе считал Имре Лакатос (1922–1974), концепция которого названа методологией научно-исследовательских программ. Развитие науки – результат борьбы различных научно-исследовательских программ, каждая из которых имеет четкую структуру. По мнению И.Лакатоса, программы состоят из жесткого ядра (исходные положения, неопровержимые для сторонников программы), негативной эвристики (вспомогательные гипотезы и допущения, которые снимают противоречия с аномальными фактами, новыми открытиями; защищает программу от внешней критики), позитивной эвристики (ряд доводов, предположений, направленных на развитие научного знания в рамках программы). Программы конкурируют между собой.
На определенном этапе негативная эвристика уже не может разрешать противоречия между новыми открытиями и положениями (принципами, теориями), составляющие жесткое ядро. Побеждает другая программа – более современная и содержащая на данный момент времени меньше противоречий.
Стивен Эделстон Тулмин (1922-1998) создал эволюционистскую концепцию науки. Развитие науки происходит в результате взаимодействия научной инициативы (идеи или системы идей) с "внутринаучными" и "вненаучными" (этическими, политическими, экономическими, эстетическими) факторами. Внутренний и внешний аспекты науки соотносятся друг с другом по принципу "дополнительности", в качестве различных взглядов на один и тот же эволюционный процесс.
Свой подход к пониманию развития науки предложил и Пол Фейерабенд (1924–1994). Он считал, что этот процесс является неупорядоченным, в высшей мере непредсказуемым – своеобразный эпистимический анархизм. П.Фейерабенд отвергает существование единых методологических стандартов, объективной истины, а также кумулятивность научного знания и преемственность в его развитии. Развитие науки представляет собой неограниченное появление "конкурирующих теорий", взаимная критика которых стимулирует научное познание. Успех любой из этих теорий обусловлен личностью ее автора, его способностью преподнести свою точку зрения.
Таким образом, постпозитивизм в значительной степени может считаться современным развитием философии науки.
Немалое значение для развития философии и мировоззрения конца XIX – XX веков оказал прагматизм; основоположником данного учения является Чарльз Пирс (1839–1914), его идеи были развиты в философских системах Уильяма Джемса (1842–1910) и Джона Дьюи (1859–1952).
Представители прагматизма, как и большинство других философов, пытались найти наиболее верные основания, принципы в отношениях человека и окружающего мира. Они пришли к выводу, что человек должен не освоить действительность, не познать ее, а приспособиться к ней. Поэтому мышление человека – инструмент его адаптации к условиям бытия, выбора средств достижения поставленных целей, преодоления проблемных ситуаций.
В этой трактовке правильность понимания явлений природы в определенной степени теряет актуальность. Критерием истины становится полезность тех или иных знаний в решении проблем человека. Даже религия рассматривается прагматиками с точки зрения ее полезности.
В рамках современной науки развивались и такие философские направления, как структурализм (структурный анализ), а также общая теория систем (или системный анализ) – учение, которое иногда называют более общим по отношению к структурализму, так как структура – важнейший параметр системы.
Особенность структурализма заключается в том, что он, как правило, используется для исследований в области гуманитарных наук. При этом объект исследования понимается как система, в которой в ходе ее изучения определяют структуру, элементы, подсистемы, уровни. Нередко исследователи представляют изучаемый объект в виде имеющей свою особую структуру системы специфического языка и написанного на этом языке текста.
Одним из наиболее известных представителей структурализма – французский этнолог и антрополог Клод Леви-Строс (родился в 1908). Он переносил конкретно-научный метод структурной лингвистики в область культурологи; цель такого подхода – достижение в этнографии строгости и объективности по типу естественных наук. К.Леви-Строс исследует мифологическое мышление, выражающее специфику архаических обществ и противостоит индивидуальному как бессознательное – сознательному. Миф для К.Леви-Стросса – инструмент первобытной логики, отличающейся от логики современного человека; тем самым, исследование структуры позволяет реконструировать архаического мышление, древнюю культуру.
При этом философия, как считает К.Леви-Стросс, играет роль "временного заместителя науки", так как наука достаточно активно вторгается в сферу традиционных философских проблем, стремится их разрешить на рациональной основе.
Структурный (или системный) анализ помимо важного теоретического значения, играет важную практическую роль. В начале XXI века без серьезной аналитической работы, основанной на методиках, выработанных благодаря системному анализу, не обходится ни одно серьезное решение ни в политике, ни в экономике, ни в науке.
В современной философии немало и других важных направлений, во многом определяющих развитие научного знания, становление мировоззрения современного человека, оказывающих существенное влияние на социальную практику. Так, большое значение для современной науки и культуры имеет принцип самоорганизации систем (материи), нашедшие воплощение в теории неравновесных динамических систем, теории катастроф, синергетике.
Один самых известных ученых в этой области – бельгийский физик, химик и философ русского происхождения Илья Романович Пригожин(родился в 1917; основные труды "Философия нестабильности", "Переоткрытие времени", "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой"; последняя работа написана в соавторстве с И. Стенгерс). Основные понятия в системе взглядов И.Пригожина – "сложность", "нелинейность", "неравновесность" и некоторые другие. Важным элементом этой системы является придания особого значения малым возмущениям, воздействующим на системы и способных существенно изменить их свойства либо полностью разрушить. Данное направление на современном уровне раскрывает сущность взаимодействия и развития сложных объектов, которые и составляют бытие в которое оказывается включенным человек.
Особое значение самоорганизационные теории имеют для современного осмыслении картины мира как развивающейся системы. Большую роль синергетика играет для развития естествознания, но важна, также, и для социальной философии, других наук об обществе, для гуманитарных наук. В частности синергетика на рациональном уровне пытается описать механизм развития знания, как системы, отражающей опыт человечества.
Однако рациональный подход далеко не всегда способен разрешить все стоящие перед человеком проблемы. Поэтому немало известных философов обращались к иррациональным решениям.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Западный философский рационализм XIX - XX веков.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов