Реферат Курсовая Конспект
Основные исторические виды и сущность мировоззрения. - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны С Момента "обнаружения" Человеком Себя В Окружающем Мире Перед Ним ...
|
С момента "обнаружения" человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова сущность и природа окружающего мира, какова сущность и природа самого человека, что общего между человеком и окружающей его действительностью, и что их разделяет, как следует вести себя в этом мире? Подобные вопросы относят к разряду мировоззренческих.
Сама постановка такого рода вопросов стала свидетельством определенной зрелости человека, развития его мировосприятия. В ходе своих наблюдений человек стал подмечать в окружающих его явлениях и процессах закономерности, связи. Некоторые из них были восприняты как результаты внутренней активности, относительно скрытой, но целенаправленной деятельности. Последовал вывод о том, что не только человек познает и осваивает мир, но и сам он является объектом исследования, наблюдения и воздействия.
Не только животные и растения, но и реки, горы, степи, огонь воздух, земля, вода, небесные светила оказались в понимании человека одушевленными. Каждая из актуализированных таким образом сущностей обрела личностное начало, а вместе с ним – волю, устремления, интересы, пристрастия. Каждая подобная сущность, конечно же, была наделена именем. Кроме того, в человеческом сознании сформировалось представление о существах невиданных в обычной практике но, якобы, играющих существенную роль в процессах бытия, способных оказать большое влияние на жизнь человека. Различные культурно-этнические системы отличаются совокупностью своих мифологических существ. Неотъемлемые персонажи античных мифов – боги-олимпийцы, кентавры, грифоны, циклопы, сирены; в русской традиции на их месте Ярило, лешие, птица-феникс и т.д.
Некоторые из людей оказались талантливыми организаторами своих соплеменников, мужественными и умелыми воинами. Другие – мудрецами, повлиявшим на сознание и образ жизни других людей. Третьи проявили себя как искусные художники или ремесленники. Все они остались в человеческой памяти и в представлении следующих поколений приобрели статус героев, наделенных сверхчеловеческими способностями, полубогов. Им приписывали невероятные подвиги, они смело вступали в борьбу со стихией, в партнерство или противоборство со сверхъестественными сущностями, часто выходили победителями в сложных и опасных ситуациях. В рассказах, легендах о них переплетались реальный опыт, народная мудрость, образность, выдумка, приобретшая фантастические формы.
Так возникла мифология. Она считается первым типом мировоззрения и представляет собой относительно стройную систему мифов, а также представление о мире и отношение к нему, основанное на критериях, вытекающих из содержания мифов.
Миф в современном понимании это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности[2]. В мифах отражается представление людей древних обществ о происхождении мира и человека, о характере его функционирования, системы духовных, этических, эстетических ценностей и норм. Миф отличает простота сюжета, согласно которому человек вступает во взаимодействие с очеловеченной природой и фантастическими существами. Все, что было изложено в мифах, не могло подвергаться критике, принималось за факты действительности, являлось образцом мировосприятия, поведения. Другими словами, миф – это проявление мировосприятия древнего человека, содержащее определенные ориентиры и некоторые предписания его повседневной практики.
Древний человек, осознав свою автономность в природе, еще не в полной мере выделил себя из нее. Он себе представлялся неотъемлемым естественным и, по всей видимости, достаточно уязвимым элементом окружающего мира, и полагался больше на чувства, чем на разум. Следует заметить, что элементы мифологического восприятия мира существуют и сегодня, но в глубокой древности мифология была единственной формой мировосприятия. Мифологическое сознание отличается восприятием, никогда не наблюдаемых в реальности, идеальных картин, рожденных творческим воображением человека, в качестве "неопровержимых фактов бытия". Оно стирает грани между естественным и сверхъестественным, объективным и субъективным, подменяет причинно-следственные связи аналогиями и поверхностными объяснениями.
Итак,мифология (от греч. mythos – сказание и logos – слово, понятие, мысль, разум) – тип мировоззрения, которое отличает чувственно-образное некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием мифов, содержание которых принимается как священное, а сформулированные в них нормы – как требующие неукоснительного исполнения[3].
В ходе развития мифологического мировоззрения и мифологии, как системы мифов, в человеческом сознании крепла убежденность в реальности и могуществе сверхъестественных сил, волей которых детерминированы процессы действительности и жизнь самого человека. Возник и стал выделяться в отдельные нормативно-ценностные регулятивные системы элемент поклонения этим силам.
Первоначально в качестве предмета поклонения выступали тотемы (как правило, животные или растения, считающиеся покровителями той или иной группы людей – рода) и фетишы (неодушевлённые предметы, наделённый в представлениях верующих сверхъестественными свойствами). Однако их сакральные свойства в определенный момент развития человеческого сознания девальвировались, их место заняли сверхъестественные нематериальные (часто в представлении людей – человекоподобные) всесильные сущности. Как правило, они не были непосредственно связаны с природой, но сами выступали ее творцами.
Между этими существами возникала определенная иерархия. Люди искренне верили в способность этих существ контролировать компоненты природы, причем, как реально существующие (например, океан), так и вымышленные ("подземное царство"). Различные сверхъестественные сущности могли "заведовать" той или иной сферы деятельности людей или распространять свое покровительство на крупные области, на которых люди проживали. Таким образом, весь окружающий мир человека был поделен между совокупностью божеств, которые в зависимости от их статуса обладали большими или меньшими сверхъестественными полномочиями. Приблизительно так выглядел политеизм.
Но возникали представления и о единственным могущественном боге, способном единолично определять абсолютно все происходящее в природе и в обществе процессы. Люди безраздельно доверяли им, наделяли их непререкаемым авторитетом. Такая система называется монотеизм.
Так сформировался еще один тип мировосприятия – религиозный, в котором, как и в мифологическом, чувственный аспект в отношениях к действительности преобладал над рациональным. Главным отличием религии является безграничная вера в сверхъестественное идеальное начало – Бога, в его всесильность и вездесущность. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости от Богу и безоговорочное поклонение ему.
Надо отметить, что феномен поклонения священным предметам, животным возник примерно в одно время с формированием системы мифов, во многих случаях это был один и тот же процесс. Элементы религиозного мировосприятия присутствовали и в мифологическом сознании. Но окончательное формирование развитых религиозных верований обычно связывают с монотеизмом, когда религиозное мировоззрение стало преобладать над мифологическим. Среди ранних монотеистических религий наиболее известны иудаизм, буддизм, сложившиеся до нашей эры, в начале первого тысячелетия сформировалось христианство, а в середине – ислам
Религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемые верой в существование сверхъестественной сущности – божества, влияющего на окружающей мир и жизнь человека[4].
Круг проблем, решаемый религиозным мировоззрением, существенно не отличается от проблем, решаемых мифологией. Однако характер их решения в рамках религии более строг и однозначен. Религиозные системы (прежде всего, мировые религии) органичнее мифологических и совершеннее их в структурном плане. Они более строго и детально регламентируют жизнь человека. Помимо онтологической, идеологической, воспитательной функций, свойственных и мифологии, религии реализуют оценочную, консолидирующую, утешительную и некоторые другие функции.
Однако и религиозное мировоззрение было в немалой степени противоречиво. Это естественно. Мировосприятие даже отдельного человека нередко оказывается сложнее, чем самая совершенная религиозная система. Развивающемуся общественному сознанию еще более проблематично не выйти за рамки религиозного сознания. Это обусловлено неповторимостью индивидуального сознания, сложностью коллективного, многофакторностью и динамизмом общественного сознания. Процесс освоения окружающего мира связан с разносторонним практическим опытом, с необходимостью углубления самых различных прикладных знаний, с важностью обладания точными данными и закономерностями процессов доступного наблюдению бытия.
В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов о мире, обществе, познании человек уже в древности опирался не только на мифологические традиции, религиозные ценности и нормы, но и на рациональное знание. Это было обусловлено совершенствованием производства материальных и духовных ценностей. Развитию рациональных знаний способствовало появление все новых типов специализированной деятельности – животноводства, земледелия, медицины, возведение крупных инженерных сооружений. Важную роль играло развитие искусств и ремесел. Немалое значения имела социально-территориальная экспансия, реализованная в экономических, политических, культурно-информационных отношений с соседними и дальними странами. Она принимала различные формы – от путешествий и торговых экспедиций до войн. Дальние морские и сухопутные походы, военное противоборство требовали организации производства различных технических устройств, транспортных средств, строительства коммуникаций и т.д. При решении этих задач, возникали многие вопросы, которые невозможно было разрешить в рамках мифологии и религии. Одновременно эти процессы вскрывали противоречия некритического мировоззрения.
В результате все более очевидной становилась необходимость формирования рационального осмысления действительности. Процесс возникновения и развития такого подхода к действительности происходил параллельно с развитием "некритичных" по своей сути видов мировоззрения – мифологического и религиозного. Однако поначалу рациональное знание распространялось исключительно в практике и, как правило, не выходило за рамки решения бытовых вопросов. Оно носило в большей степени вспомогательный характер. Мифология и религия, тем временем, обрели форму идеологических систем.
Новые знания, оказывали существенное влияние на социальную практику, на сознание. Они стали первыми элементами науки и, помимо прочего, требовали обобщения, систематизации. Постепенно сформировалось осознанное стремление целостного восприятия мира на основании именно этих знаний. Мировосприятие все больше основывалось на понимании сущности окружающих человека процессов и явлений, на более логичных теоретических выводах, все чаще подтвержденных эмпирическим опытом. Так складывался еще один тип мировоззрения – философский.
Философию, как мировоззрение, отличает критическая позиция в отношении окружающего мира, в отношения самого человека, а также в отношении процесса познания человеком действительности. Философское мировоззрение основывается на логически непротиворечивых выводах по поводу предмета исследования. Не требующая доказательств вера, традиционные для мифологии взгляды, в философии были потеснены стремлением разобраться в сущности вещей.
Постепенно философия стала занимать все более прочные мировоззренческие позиции, но не отменила окончательно ни мифологии, ни, тем более, религии. Следует также отметить, что по своей сущности и значению в жизни общества все виды мировоззрения во многом схожи между собой. Это позволяет определить сущность мировоззрения.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, ценностные ориентации, идеалы, основы жизненной позиции, убеждения, которые лежат в основе отношения человека (отдельного человека, группы людей, сообщества) к себе и к миру, его повседневного поведения и устремлений.
В мировоззрении обычно выделяются два уровня: образно-эмоциональный и понятийно-категориальный. Мифологический и религиозный типы мировоззрения в большей степени носят эмоционально-образный характер. В отличие от этого, философский тип мировоззрения основан, прежде всего, на рациональном мышлении, он представляет собой логически обоснованные системы взглядов и оценок действительности, отношений к ней.
Наконец, философия оказалась более динамичной, емкой и разнообразной формой мировоззрения. Она глубже проникает в сущность вещей и процессов, позволяет иметь о них более емкое и разностороннее представление.
Все это либо отсутствует, либо не имеет такой же, как в философии строгости в мифологии и религии.
2. Философия как мировоззрение
Специфика философии такова, что она не является лишь прикладным знанием о мире. Философия, до определенного времени "вбиравшая" в себя и все научное знание, и, в немалой степени искусство, тем не менее, не тождественна ни науке, ни искусству, ни какой другой форме человеческого восприятия мира.
Философия предполагает четкий понятийно-категориальный аппарат. Философское знание опирается, прежде всего, на знания, (а не на вымыслы и традиции). Как и наука, философское знание отличается логичностью выводов, рефлексивностью – т.е. "самоизучением", критическим отношением к собственным форме и содержанию. Философия стремится к совершенствованию элементов методологической базы, системностью накопленной информации. И это также роднит ее с наукой.
Однако философия изучает не только то, как мир существует сам по себе, но и значение этого мира для людей. Она рассматривает вопросы смысла жизни и смерти, свободы и ответственности, должного и сущего и т.д. Этим она похожа на мифологию и религию, и, одновременно, отличается от науки.
Философия, таким образом, уникальна. Уникальность ее заключается в многоаспектности, в способности проявляться самым различным образом. Важнейшая форма проявления философии заключается в том, что она является одним из основных видов мировоззрения; причем, во многом, видом наиболее совершенным.
Философия развивается быстрее мифологии и религии; кроме того, ее развитие более разнообразно. Это обусловлено, с одной стороны, необходимой связью философии с решением социально-практических задач, с историческими условиями, и, с другой –ростом научного знания, с которым философия тесно взаимодействует.
Философия аккумулирует накопленные людьми опыт и знания, оказывалась наиболее полным выразителем современной ей культуры. Это происходит путем непосредственного и опосредованного взаимодействия философии с наукой, с искусством, с религией, с повседневной жизнью общества. Философия в определенной мере взаимообусловлена с экономикой и характером материального производства, с политикой, правом. В ней в концентрированном виде отражается уровень развития отдельной цивилизации и человеческой в целом.
Элементы философского мировоззрения существовали всегда с тех пор, когда человек впервые задумался о том, что его окружает, как это окружающий мир устроен, как возник тот или иной его элемент, кто он сам в этом мире. Мифология и религия, также, содержат в себе в качестве компонентов фрагменты философского знания, так как в них присутствуют определенные обобщения. С другой стороны, мифологию и религию в какой-то степени можно считать вариантами различных результатов философского подхода к реальности.
Так, для мифологии окружающий мир – это некоторая данность, само собой разумеющееся вместилище явлений и процессов в той или иной мере понятных человеку, арена драматичных взаимоотношений сверхъестественных сущностей, на которой нашлось месту и самому человеку, хотя отведенная ему роль и скромна. При этом ни прошлое, ни будущее в мифе, зачастую, существенно не отличается от настоящего, мир цикличен в своем развитии, субъект исследования этим ничуть не обеспокоен, эволюция для него носит достаточно ограниченный, а порой и лишь бытовой характер.
Большинство известных религий трактуют мир как творение Бога, запрещая задумываться о том, существует ли (существовало ли) что-нибудь вне этого "тварного" (то есть, сотворенного) мира. Человек – всего лишь один из элементов всецело зависящей от творца реальности, но, в то же время – самое важное и совершенное творение, призванное осознанно, в доступной ему форме и в дозволенных свыше пределах реализовывать божественную волю в этом мире.
Философия не удовлетворяется простотой и статичностью мифологической картины мира, заданностью и предопределенностью религиозной трактовки бытия. Философы выдвигают различные, порой, противоречащие друг другу идеи субстанционального характера или рационально обосновывая онтологические (например, космологические) идеи мифов. Так, некоторые ранние философские системы выступали с позиций гилозоизма (предполагающую одушевленность всех материальных тел, природы космоса).
Даже в рамках религиозного мировоззрения философия стремиться к более полному пониманию бытия, к более адекватному его отражению, к познавательной разноплановости. Помимо политеизма (многобожия, язычества) и монотеизма (религия, в основе которой вера в единого Бога), философская мысль, проявляясь в религии, в разное время выдвигала концепции деизма, пантеизма. Позиция деизма заключается в представлении о том, что Бог создал мир и после этого не вмешивается в его развитие, давая человеку возможность самому жить по разумным законам, полученным вместе с актом творения. Пантеизм отождествляет Бога с природой.
Однако философия выходит далеко за рамки религии.
Философия стремится учесть все значительные сведения о реальности. Она критически исследует вновь возникшие концепции, но подвергает сомнению и представления о природе, сложившиеся ранее. Суммируя весь критический опыт и последние достижения науки, философия формирует современное представление о мире. В это представление включены все вопросы, которые возникли как в самом начале развития человеческой цивилизации, так и сформулированные в ходе всей ее истории. Эти вопросы называют философскими – о вечном и временном, о беспредельном и конечном, о единичном и неисчислимом, о возвышенном и низменном, об истине и заблуждении, о справедливости и обмане, о совершенстве и примитивности. Философию в равной мере интересует и вся Вселенная, и отдельный человек. Философы вновь и вновь рассуждают о том, что такое наш мир, как он возник и в каком направлении развивается; о красоте, любви, добре, счастье.
Реальность в различных философских системах, учениях, школах представляется неодинаково, но каждая новая концепция, как правило, не отвергает прежнюю (во всяком случае, не отвергает абсолютно). Очередная концепция скорее добавляет новые штрихи в создаваемую веками картину мира. В результате взаимодействия подобных систем и представлений философское знание стремится более глубоко проникнуть в сущность известных ранее явлений и процессов, составляющих наш мир.
Философия ставит целью сформулировать универсальные подходы, позволяющие полно и глубоко осознать общие закономерности бытия или сущность его важных фрагментов – окружающего нас материального мира, общества, человека. При этом философия пытается обеспечить наибольшую объективность содержащегося в ней знания. Однако в любую концепцию неизбежно включается значительный субъективный компонент, обусловленный личностью ее автора. И как нет одинаковых людей, так и нет двух одинаковых философских концепций. Впрочем, это не мешает большим группам философов и разделяющим их позиции представителям общества придерживаться каких-либо общих принципов, наиболее фундаментальных положений, центральных, особо значимых идей.
В историческом многообразии можно выделить три основополагающих типа философского мировоззрения.
Первый из них – космоцентризм – философское мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса, Вселенной, понимаемой как всесильное начало, основа, главный закон, определяющий все сущее в природе, обусловливающей жизнь человека и общества. Такое мировоззрение было наиболее распространено в древних цивилизациях – В Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.
Теоцентризм – следующий тип философского мировоззрения, в центре внимания которого находится Бог. Волей и самим существованием Бога объясняется бытие и развитие всех элементов, составляющих мир, созданный Богом. Такое мировоззрение было наиболее распространено в Средние века в христианской Европе и в исламских странах.
Антропоцентризм – третий основной тип философского мировоззрения. Он характерен постановкой в центр внимания философских концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, ценностей, предназначения в этом мире, задач. Антропоцентрическая традиция берет свое начало в древности (в частности, в античности – в учении Сократа), но развитие свое получила в эпоху Возрождения и позже стала доминировать, прежде всего, в западноевропейской философии.
При этом надо понимать, что, по сути, вся философия антропоцентрична, так как отражает взгляд на мир именно человека. Это справедливо даже в том случае, когда речь идет о религиозном знании. Более того, исследователи и в насквозь теоцентричной религиозной философии выделяют антропологизм; действительно, человек – центральная и самая "ответственная" в силу присущей ему рефлексии, фигура среди всех творений Бога. Другими словами, антропоцентризм как тип мировоззрения, неверно отождествлять с принципиальной антропоцентричнстью человеческого мышления или одним из принципов религиозной философии.
Современные философские концепции преимущественно антропоцентричны, но могут содержать в себе отдельные элементы других типов философского мировоззрения. Любая конкретная философская система отражает мировоззрение, как минимум, одного человека, а может выражать основные идеалы, интересы, принципы и ценности группы людей, социальной страты и даже целого общества. Другими словами, философская концепция может стать идеологией.
Идеология – упорядоченная совокупность (система) идей, выражающая взгляды конкретного социального образования (социальной группы, страты, социального класса, общества в целом, т.е. определенного социального субъекта) на социальную действительность в ее конкретных проявлениях, ее прошлое, настоящее, и перспективы ее развития, отражающая ценности, интересы и цели деятельности данного образования.
Мировоззрение связано с социальной эволюцией. Поэтому философские системы могут с течением времени претерпевать определенные изменения.
Итак, различные виды и типы мировоззрения обусловлены социально-историческим развитием, они формировались в ходе практической деятельности человека по мере развития его мышления и накопления опыта. Из известных основных видов мировоззрения – мифологического, религиозного, философского, в наше время преобладает последний. Представлять мировоззрение – важная, хоть и не единственная, функция философии.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные исторические виды и сущность мировоззрения.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов