Философия Эпохи Возрождения - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны
Условия Формирования Философии Эпохи Возрождения
...
Условия формирования философии Эпохи Возрождения
Глава 6.Философия Нового времени
Черты культуры, проявившиеся в Европе уже в Эпоху Возрождения, на рубеже XVI-XVII веков приобрели еще большую определенность и яркость. Особую значимость имело активное развитие научного знания, повышение интереса к рациональному объяснению бытия. Это сопровождалось целым рядом процессов, изменявших общество той поры, сознание человека.
Большое значение имело освобождение философии и науки от контроля со стороны церкви, научного знания – от опеки знания религиозного. Этот процесс проходил во многом в рамках секуляризации[38] общественных отношений в целом. Кроме того, важную роль сыграло приобретение наукой статуса социального института[39].
В философии и науке первостепенное внимание уделялось теоретико-познавательным проблемам, возрос интерес к вопросу о познавательных возможностях человека. Важную роль играл выбор метода освоения действительности. Впрочем, методы научного познания в этот период только формировались – это важнейшая задача и отличительная черта философии Нового времени; выбор метода сразу же вызвал разногласия. Возникли различные подходы в достижении научных целей. В связи с этим принято выделять основные направления в гносеологии (а также, в целом в науке и философии) того времени: эмпиризм и рационализм.
Основоположниками этих подходов традиционно считают Ф.Бэкона и Р.Декарта.
1.Эмпиризм Ф. Бэкона и его развитие Т. Гоббсом и Дж. Локком
С именем Френсиса Бэкона[40] (1561-1626) чаще всего связывают начало философии Нового времени. Человек весьма разносторонний, проявивший себя в самых различных сферах деятельности – философ, правовед, ученый, государственный деятель (лорд-канцлер в 1618-1920 гг.) – он, прежде всего, известен как передовой мыслитель своего времени, выдающийся философ. Среди наиболее известных его трудов чаще всего называют "Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы", "Новая Атлантида".
Ф.Бэкон считал науку наиболее существенным фактором жизни и развития человечества. Поэтому он стремился найти истинные основания знания. Свою жизнь и творчество он в значительной мере посвятил поиску условий для получения истины. Истина, полагал Ф.Бэкон, может быть различной. Он выделил уровни знания: разумное мышление, которое связано с философией и наукой; религиозное знание, которое возникает в сфере теологии. Кроме того, он выделял историю и поэзию, связывая их, соответственно, с памятью и воображением. Поэтому был сделан вывод о "двух видах истин" – истины веры и истины знания.
Ф.Бэкона интересовала, прежде всего, истина научная. Истинами веры он и не занимался. Что же касается истины научной, то он отчетливо понимал, что спонтанным ее поиск быть не может. Вот почему первостепенное значение ученый придавал выработке метода, позволяющего исследователю как можно более полно и адекватно осмысливать окружающую действительность. Пытаться познавать мир можно разными способами. Ф.Бэкон не только выделил их, но и придал каждому образную форму и название.
Первый он назвал "путь паука". Так он охарактеризовал действия исследователя, когда он пытается извлечь истину из собственного сознания (подобно паку, вытягивающему из себя паутину). Другой – "путь муравья", когда наблюдатель бессистемно накапливает факты, подобно муравью, который, по мнению Ф.Бэкона, тащит в свой муравейник все, что встретит и сможет унести. Но так истины не узнать. Научный способ освоения природы получил название "путь пчелы". Это означает, что исследователь планомерно собирает только необходимые факты (как пчела – нектар с цветков), не пропуская ничего важного и оставляя за пределами своего внимания все лишнее, не относящееся к данной проблеме. В этом случае исследователь неустанно экспериментирует, не отклоняясь от намеченной цели. Результатом такой целеустремленности будет истинное знание.
При этом Ф.Бэкон понимает, что человеческое сознание подвержено влиянию ряда факторов, искажающих восприятие действительности. Он называет их идолами и делит на четыре группы.
Идолы рода обусловлены ограниченными возможностями человеческого организма, относительным несовершенством органов чувств, природой человека. Слух, зрение, обоняние и другие органы чувств имеют ограничения (сегодня мы прекрасно знаем, что человек без вспомогательных устройств не воспринимает ультразвук, инфракрасное излучение и т.д.). Тем не менее, человек стремиться окружающий мир измерять "самим собой" и поэтому многое в природе может неправильно осмыслить или вовсе не заметить.
Идолы пещеры формируются в результате индивидуальности человека, формируемой всем его социальным опытом: культурой микросреды, воспитанием, образованием, статусом и другими особенностями. Тем самым каждый человек наблюдает мир из своей собственной пещеры, которая ограничивает "обзор", делает его взгляд субъективным.
Идолы рынка (или площади) возникают в результате ошибок в употреблении языка, неправильным определением понятий, многозначностью некоторых из них. Поэтому необходимо добиваться однозначности во взаимодействии исследователей, в фиксации тех или иных результатов научного опыта.
Идолы театра порождены склонностью человека верить в авторитет. Истина может быть подменена авторитетом источника информации (известная личность, заслуженный ученый, солидная организация, …). Поэтому необходимо критическое отношения ученого к высказываниям и теориям любого рода.
Лучшей проверкой истины может служить, по мнению Ф.Бэкона, эксперимент. Но это должен быть не единичный опыт, а целенаправленный, повторенный возможно большее количество раз. Эксперимент должен быт активным. Этого можно достичь, например, методом усиления эксперимента. При этом единственный опровергающий результат важнее большого количества подтверждающих. И только когда все условия будут соблюдены и опыт в каждом из проведенных экспериментов подтвердится, можно делать обобщение об истинности полученного знания.
В этом заключается индуктивный метод Ф.Бэкона – из множества частных случаев возможно сделать обобщающий вывод, отражающий некую выявленную закономерность.
В социально-философских взглядах Ф.Бэкона отразился его собственный социальный опыт[41]. Он критически относится и к народным массам, считая их источником смуты, и к дворянству, интересующемуся лишь собственными проблемами, стремящемуся к роскоши. Общество несовершенно, выход – в развитии науки и техники, способных создать условия для удовлетворения всех людей, победить голод, в коррекции социальных норм, ограничивающих чрезмерное материальное потребление наиболее богатых. Свой идеал ученый изобразил в написанной в конце жизни утопии "Новая Атлантида".
Томас Гоббс (1588-1679) стал продолжателем эмпиризма Ф.Бэкона[42]. В то же время, он во многом пошел дальше своего учителя. Он придерживался материалистических воззрений. Природа, по его мнению, совокупность протяженных материальных тел. Причем, Т.Гоббс развивал атомизм, считал, что материя существует вечно, ей присуще движение (но только механическое, перемещение). Протяженность, движение и покой Т.Гоббс считал не свойствами материальных тел, а формами восприятия этого тела человеком.
Однако наибольшую известность Т.Гоббс получил благодаря своей книге "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Он полагал, что мир состоит из естественных материальных тел (природы) и искусственных (государства), которые возникли не по воле Бога, а в результате так называемого "общественного договора" между людьми.
Вначале люди жили обособленно друг от друга, реализуя право любым способом, вплоть до насилия над другими людьми, обеспечивать свое существование. Такое положение дел ("естественное состояние общества") выражалось формулами "война всех против всех" и "человек человеку – волк". Это грозило полным истреблением человечества, избежать которое удалось благодаря договору между людьми – своеобразной форме самоорганизации. В результате возникло государство, на которое возлагалась задача обеспечения порядки и безопасности, но при этом гражданам пришлось пожертвовать частью своих прав. Государство по Т.Гоббсу – высшая ценность общества и человека, а наилучшей формой государства он считал монархию.
Идеи Т.Гоббса о материалистической основе бытия и об общественном договоре получили развитие в творчестве многих философов. Так, автор классической физики Исаак Ньютон (1643-1727) представлял себе природу в виде большого и сложного механизма (напоминающего большие и сложные часы). Одним из продолжателей материалистической линии Т.Гоббса был Дж. Локк.
Джон Локк(1632-1704) в отличие от Т.Гоббса считал мир сотворенным Богом, но в остальном его взгляды могут быть признаны материалистическими (то есть, Дж. Локк – деист). Он отвергает тезис о врожденных идеях, выдвинутый Р.Декартом. Декарт полагал, что сознание человека изначально не "пустое", уже при рождении человека в его сознании есть так называемые врожденные идеи (например, идеи о Боге, о "я", как о мыслящей субстанции, о звуке, цвете).
Дж. Локк не согласен с Р.Декартом, он утверждает, что сознание человека – "чистая доска" ("tabula rasa").[43] Все что содержится в сознании, считает Дж. Локк, возможно только в результате опыта конкретного человека. А опыт возникает на основе ощущений. Таким образом, в сознании может быть только то, что есть в ощущениях. Опыт может быть внешним, полученным в результате воздействия материальных тел на органы чувств, а также внутренним, возникшим в ходе работы мысли человека.
Далее Дж. Локк формулирует концепцию первичных (принадлежащих самим материальным объектам) и вторичных (представляющих результат субъективного восприятия объекта человеком) качеств. Первичные качества – плотность, протяженность, движение; вторичные – запах, цвет, вкус, звук. Первичные и вторичные качества в ходе работы сознания позволяют сознанию формировать сложные идеи.
Вторичные качества не самостоятельные, производные от взаимодействия материальных предметов и органов чувств, первичные качества – неотъемлемые свойства материального носителя. Но, тем не менее, воспринимает их сознание только через органы чувств. Так складываются основные положения сенсуализма.
Во взглядах на общество Дж. Локк был сторонником не абсолютистской (как Т.Гоббс), а конституционной монархии. Разделяя мнение Т.Гоббса о возникновении государства в результате общественного договора, Дж. Локк считает, что состояние общества до возникновения государства более точно характеризует формула: "человек человеку – друг". Равенство и независимость определяют естественные права людей на жизнь, свободу, собственность, а также право на защиту своих прав, в том числе и от возможного насилия со стороны государства. Чтобы обеспечить такую защиту он предлагает деление власти на ветви: исполнительную, законодательную и судебную.
В дальнейшем в философских системах ученых получили развитие идеи, как сенсуализма, так и либерализма.
В частности сенсуализм был развит Джорджем Беркли (1685–1753 гг.), считавшим, что "существовать – значит быть воспринимаемым". Впрочем, Дж. Беркли критиковал концепцию первичных и вторичных качеств. Он считал, что материальных объектов вовсе не существует. В действительности есть лишь различные совокупности ощущений человека, принимаемые за материальны тела. Время и пространство, также, существуют лишь в сознании человека, который так воспринимает мир "по привычке".
Дэвид Юм (1711-1776) также считал, что весь опыт человека складывается на основе его субъективных ощущений. Вместе с тем, он не отрицал существование внешнего мира, хотя и был уверен, что об этом мире человек ничего точно знать не может.
Эмпиризм, сенсуализм, а также социально-философские концепции Ф.Бэкона и его последователей сыграли важную роль в истории философии, развитии науки, и в целом – в формировании мировоззрения последующих эпох. Так, философия Д.Юма определила поворот в воззрениях И.Канта.
Не менее важные основания философской мысли Нового времени и последующих эпох дал рационализм, родоначальником которого признается Р.Декарт.
Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Философия Эпохи Возрождения
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.Мировоззрение и философия
Мировоззрение – сложный феномен человеческого сознания, который охватывает миропонимание и мировосприятие. Оно включает в
Основные исторические виды и сущность мировоззрения.
С момента "обнаружения" человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. Для этого необходимо было искать ответы на важные вопросы: какова
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность мировоззрения?
2. Назовите основные исторические типы мировоззрения?
3. Раскройте содержание мифологии и ее роль в жизни древнего человека?
4. Каков
Объект, предмет и основные проблемы философии
Любая область знания имеет свой объект и предмет. В философии объект и предмет имеют специфическое значение.
Объект (от лат. objectum – бросаю вперед, противопоставляю) – то,
Функции философии, ее роль в жизни и развитии общества
О роли и месте философии состоялось немало споров, в том числе, и внутри философского сообщества. Значение философского знания определяется его способностью к самым широким обобщениям, к предельной
Структура философского знания
Одним из проявлений развития философии является постоянное обновление и усложнение ее структуры. Самый широкий объект (вся реальная действительность) и самый универсальный предмет (наиболее общие с
Вопросы для самоконтроля
1. Что отличает философию от других форм знания?
2. В чем заключается мировоззренческая функция философии?
3. Раскройте содержание методологической функции философии?
4.
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Глава 4.Философия Древнего Мира
Фрагменты философского знания возникали еще в глубокой древности. Это было связано с поиском человеком отве
Философия Древней Индии
Главным источником древнеиндийской философии считаются Веды (то есть "знания") – священные книги, написанные приблизительно в XV-VI в. до н.э.[9]
Известны
Философия Древнего Китая
В основу философии Древнего Китая легли представления о таких сущностях, как Дао – мировой закон; путь, по которому развивается мир; субстанция, не нуждающаяся ни в каких др
Философия Древней Греции
Третьим крупным центром философии Древнего Мира была Древняя Греция, ставшая колыбелью во многом самой развитой и самой распространенней в последствии культуры. Древнегреческую философию, как и мно
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите главные источники философии Древней Индии; раскройте их содержание и структуру?
2. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии; по какому крит
Древнегреческая философия
Главная особенность античной философии – ее преимущественно космоцентричный характер, поиск первоосновы бытия.
Патристика.
Так называют учения наиболее значимых христианских богословов и философов – "отцов церкви" (лат. patres – отцы). Иногда этим понятием объединяют всю первую половину развития христи
Средневековая философия IX–XIV вв.
Вторая половина средневековой философии характерна, с одной стороны, усилением догматизма, с другой стороны, ростом разнообразия и развитием философских взглядов.
Предпринимаются попытки п
Философия Эпохи Возрождения
Понятие "Возрождение" (фр. renaissance – возрождение), как и многие другие обобщающие социально-исторические понятия, достаточно условно. Считается, что оно связано с ростом интере
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите исторические рамки развития философии Средних веков?
2. Назовите главные источники Средневековой философии?
3. Раскройте содержание основных периодов развития философи
Французский материализм XVIII века.
Предпосылки материализма в той или иной степени уже сложились к XVIII века. В этом большую роль сыграли философские системы Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Р.Декарта, Б.Спинозы, И.Ньютона и некоторых
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите мыслителей, творчество которых положило начало философии Нового времени?
2. Что отличает философию Нового времени от предшествующих этапов развития философской мысли?
Философская система И.Канта
И.Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профес
Объективный идеализм Ф.Шеллинга.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775-1854) родился в семье священника, окончил гимназию, семинарию в Тюбингене (где он учился вместе с Г.Гегелем), продолжил обучение в Лейпциге и Д
Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье чиновника, в Штутгарте. После окончания семинарии в Тюбингене (там он познакомился с Ф.Шеллингом) Г.Гегель работал учител
Вопросы для самоконтроля
1. Кто из философов является представителем Немецкой классической философии?
2. Назовите основные особенности немецкой классической философии.
3. Какие периоды в творчестве И.Кант
Западный философский рационализм XIX - XX веков.
Процессы стремительного "усложнения" окружающего мира в результате роста научного знания и социального опыта означало неизбежное "усложнение"[59] представлений об окружающей дей
Иррационалистические школы западной философии XIX - XX веков.
Кризис классической философии стал причиной недоверия многих мыслителей к рационализму, привел их к выводу о невозможности решения основных онтологических, гносеологических, этических, социально-фи
Вопросы для самоконтроля
1. Какие можно выделить наиболее общие направления в западной философии XIX – ХХ вв.?
2. Какие рационалистические школы западно-философской мысли XIX – ХХ вв. являются наиболее известными?
Западная Философия XIX - XX веков
Философские учения и концепции XIX - XX веков можно разделить на
рационалистические и иррационалистические философские системы
&n
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы источники формирования русской философии?
2. Обоснуйте тот или иной подход к периодизации русской философии?
3. В чем заключается сущность исихазма?
4. Каковы о
Русская философия
Некоторые условия и факторы формирования русской философской мысли
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ
Глава 10. Бытие как проблема философии
Стремление познать сущность окружающего мира, как свидетельствует история философии, проявлялось различным образом в разных обстоятел
Вопросы для самоконтроля
1. Как в ходе развития философии менялось понимание роли онтологии?
2. Какие проблемы находятся в центре внимания онтологии?
3. Что такое бытие?
4. Охарактеризуйте важней
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое материя?
2. В чем сущность основных подходов к пониманию материи?
3. В каких формах существует материя?
4. Назовите известные вам состояния вещества?
Вопросы для самоконтроля
1. Какие известны исторические типы трактовки понятий "диалектика" и "метафизика"?
2. Что такое детерминизм?
3. Дайте определение понятию "движение";
Сущность, типы, механизм развития систем
Представление о мире как множестве взаимосвязанных и нередко качественно различных объектов возникло уже в древности. Так, в философии Древнего Китая мир представляется совокупность
ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Глава 14. Природа человека и смысл его существования
Человеку всегда был интересен он сам. На определенном этапе развития знания (возможно, уже в доисторическое время) возник вопрос о прои
Антропогенез. Различные взгляды на происхождение человека
Мифология, как первый исторический вид мировоззрения, нередко связывает происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего (как следует из некоторых мифов) в момент возник
Сущность человека и его отличительные черты
Представление о сущности человека связано с пониманием его происхождения и, одновременно, имеет самостоятельное значение.
В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его
Проблема целеполагания. Смысл жизни человека.
Процесс создания орудий труда, как и вообще любой творческий акт осуществляется человеком осознанно. И это, также важнейшее отличие человека. Человек "планирует" свои действия, пре
Вопросы для самоконтроля
1. Какие взгляды на происхождение человека встречаются в прошлом и настоящем?
2. Какая версия антропогенеза представляется наиболее убедительной и почему?
3. Дайте определение стр
Природа человека
Основные подходы во взглядах на происхождение человека
Вопросы для самоконтроля
1. Как изменялось понимание сознания по мере развития общества и философии?
2. Каково содержание основных подходов к трактовке сознания?
3. Что такое отражение в философском поним
Сознание
Основные виды представлений о сознании
&nbs
Истина и практика, как атрибуты познания.
Проблема точности, адекватности отражения знания – решается различными философскими школами неодинаково. Подходов к познаваемости мира достаточно много: от уверенности, что любая сколь угодно сложн
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы объект и предмет гносеологии?
2. Какие наиболее известные мыслители прошлого внесли вклад в развитие теории познания?
3. Что такое знание?
4. Сформулируйте опре
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Глава 17. Общество как предмет философского анализа
Общество представляет собой, наверное, самое сложное образование в природе. Общество содержит материальный и духовный компоненты, оно со
Происхождение общества.
Вопросы генезиса общества тесно связаны с вопросами происхождения человека. С одной стороны человек и его бытие – это и есть общество. Вне общества человека не может существовать. Также и общество
Сущность, структура и типология общества.
Сущность общества обусловлена рядом факторов, одним из которых является его происхождение. Научный подход настаивает на его естественном возникновении и формировании, на природ
Вопросы для самоконтроля
1. В чем сущность различных философских концепций происхождения общества?
2. Каковы важнейшие условия возникновения общества?
3. Охарактеризуйте отличительные признаки общества?
Общественное развитие; подходы и проблемы.
Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое социальная система; какие образования можно назвать социальными системами?
2. Какова иерархия социальных систем?
3. Что такое элементы и компоненты социальной системы
Формы общественного сознания
Общественное сознание проявляется в традициях общества и общественных настроениях, в науке и искусстве, в морали и праве, в религии и многих других своих формах – формах общественного сознания. Сре
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой общественное сознание?
2. Что является первой формой общественного сознания?
3. Перечислите основные Формы общественного сознания?
4. Какова сущ
И Россия в системе макросоциальных отношений
Человек за десятки тысячелетий расселился по всей планете. Только на Антарктиду он проник по историческим меркам совсем недавно. На различных континентах Земли возникли цивилизации,
Глобализация как проблема современного мира.
В сложном многомерном процессе мирового социального развития можно выделить некоторые наиболее важные тенденции.
Так, с одной стороны, человечество (социальная макросистема)
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое проблема с точки зрения общественного развития?
2. Назовите отличительные черты глобальных проблем общественного развития?
3. Какие возможны варианты классификации гл
Новости и инфо для студентов