Реферат Курсовая Конспект
Философская система И.Канта - раздел Образование, Знания человека объемны и разнообразны И.кант (1724-1804) Родился В Кенигсберге (Сегодня Это Г. Кал...
|
И.Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге (сегодня это г. Калининград), где провел всю жизнь. Он учился в Кенигсбергском университете, а потом занимал там должности доцента и профессора. Современники отмечали чрезвычайную педантичность И.Канта, его целеустремленность и умение сосредоточиться на поставленной задаче, а также его обязательность в работе и в быту. Он был весьма требовательным человеком, в том числе, к себе, к результатам своего труда, что и позволило создать одну из самых значительных философских систем в истории человечества.
В творчестве И.Ката традиционно выделяют два периода. Первый – докритический (приблизительно до начала 70-х годов XVIII в.) – характерен вниманием философа, главным образом, к онтологическим проблемам. Его, прежде всего, интересовали вопросы естествознания, в изучении которых ученый достиг высоких результатов. В этот период были написаны работы "Всеобщая естественная история и теория неба", "О причинах землетрясений", "Теория ветров", "О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира" (докторская диссертация) и др.
И.Кант разработал теорию возникновения солнечной системы из равномерно распределенных в пространстве атомов, которые под воздействием гравитационных сил сгруппировались в "облачности" (будущие звезды). Концентрация вещества сопровождалась повышением температуры и возникновением их вращения, в результате чего из "сгустков" стали вытягиваться, отрываться от центра, а затем остывать и уплотняться на определенных расстояниях от них фрагменты вещества (планеты), Эти новые тела продолжали вращаться вокруг центра своей системы. Позже эта теория была переформулирована Пьером Симоном Лапласом и вошла в историю как "гипотеза Канта – Лапласа".
Также, И.Кант обосновал зависимость процессов, проходящих на Земле (приливное торможение), от воздействия на них Луны.
В этот период И.Кант опирался на философские системы, созданные Г.Лейбницем и И.Ньютоном. Но затем он познакомился с трудами Д.Юма, и по собственным словам, был разбужен от догматической спячки.
Критический период творчества И.Канта отличался его первостепенным вниманием к вопросам гносеологии, исследованием "чистого разума". Свой самый известный (и, пожалуй, самый продуктивный в философском плане) труд он называл "Критика чистого разума". Другие известные труды И.Канта: "Критика практического разума", "Критика способности суждений", "Трактат о вечном мире" и некоторые другие.
Как возможно познание? – основной вопрос, поставленный И.Кантом.
Условиями познания являются, во-первых, сознание (познающего субъекта), во-вторых, внешний по отношению к сознанию мир (познаваемый объект), что обеспечивает возможность опыта, получаемого субъектом в результате воздействия внешнего мира на сознание. Тем самым фактически признается существование внешнего мира, его объективность, независимость от сознания.
Но информацию о внешнем мире возможно получить только через органы чувств, несовершенные, и поэтому отражающие образы внешнего мира лишь поверхностно, с той или иной степенью точности, не дающие возможность познать сущность мира и сущность составляющих его вещей. Поэтому внешний мир, такой, каким он является на самом деле – мир, сам по себе, для И.Канта "вещь-в-себе", или совокупность ноуменов (ноумен – умопостигаемое). "Вещь-в-себе" – это и природа в целом, и отдельные объекты мира. Ее сущность недоступна для познания; сознание не может быть уверено, что адекватно ее отражает. В сознании субъекта возможны лишь возникшие в результате воздействий на органы чувств феномены, или "вещи-для-нас", которые определенным образом связаны с реальными вещами.
И.Кант выделяет три познавательных уровня сознания:
чувственность, которая дает возможность ощущений (этому уровню соответствует математика, под которой И.Кант в данном случае понимал арифметику и геометрию);
рассудок, позволявший оперировать понятиями и суждениями (ему соответствуют естественные науки);
разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, то есть, философия).
Все возможное знание выражено в суждениях, которые И.Кант делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические, с другой – на априорные и апостериорные.
Аналитическими суждениями он называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержаться уже в их понятиях. Например, "все материальные объекты обладают массой"; обладание массой содержится в понятии материального объекта.
Синтетическими суждениями И.Кант называл такие суждения, в которых предикат содержит информацию, не имеющуюся в самом понятии (например, "некоторые материальные объекты могут быть прозрачными". Здесь "прозрачность" как бы присоединяется к информации уже содержащейся в понятии, происходит синтез.
Априорные суждения – предшествующие опыту. Апостериорные – получаемые в результате опыта.
Аналитические суждения могут быть априорными и не могут быть апостериорными. Синтетические – могут быть апостериорными. А могут ли они быть априорными? По Канту – могут: это законы науки, которые рационально выведены в результате и на основании обобщения опыта с отдельными объектами, а распространяются на весь окружающий материальный мир.
И.Кант ставит вопросы: как возможно познание в математике, естествознании, метафизике? Другими словами, возможны ли синтетические априорные суждения на чувственном уровне, на уровне рассудка, на уровне разума?
Ученый приходит к выводу о том, что чувственному уровню (связываемому с математикой) свойственны такие априорные формы восприятия человеком окружающего мира, как пространство и время. Другими словами, пространство и время это не только не самостоятельные сущности, но и не свойства окружающего мира (материи), а врожденные способности человеческого сознания особым образом упорядочивать внешние воздействия. В результате предметы окружающего мира представляются человеку расположенными одни возле других, то есть, в пространстве, а также возникающими и исчезающими (и, следовательно, воспринимаемыми сознанием) одни раньше (ил позже) других, то есть, существующими во времени.
Априорные формы И.Кант усматривает и на уровне рассудка (с которым он связывает естествознание). На этом уровне И.Кант "изначально располагает" двенадцать категорий – реальность, субстанция, единство, множество, причинность и др. Эти категории (также как и другие априорные формы сознания) делают возможным определенную фиксацию воздействия "вещи-в-себе" на сознания и возникновение в нем "вещи-для-нас".
Наконец, априорные формы на уровне разума, это возникающие в разуме "понятия о безусловном". Это идеи а) о душе – как безусловной совокупности проявлений психики; б) о мире – безусловной совокупности находящихся в причинно-следственных отношениях явлений; в) о Боге – безусловной причине всех явлений, мира.
При этом сам человек, наделенный сознанием, для И.Канта одновременно и "вещь-для-нас", так как он выступает в роли феномена, и "вещь-в-себе", так как он обладает свободой. Это означает, что к человеку можно и должно относится, как к цели, и недопустимо – как к средству. В связи с этим И.Кант формулирует свой категорический императив – этическое требование, обязательное для всех людей в их повседневной жизни. Согласно категорическому императиву, каждый человек должен поступать, руководствуясь такими нормами и правилами (максимами), которые могут быть всеобщими законами[56].
Итак, исходное онтологическое основание И.Канта о существовании сознания (познающего субъекта) и внешнего мира (познаваемого объекта) дает основание исследователям причислять его к дуалистам. Однако И.Кант не сомневался в существовании Бога, творца всего сущего; в этом его убеждали "моральный закон в груди и звездное небо над головой". Исходя из этого – он деист и объективный идеалист. Из того, что на достоверность знания "чистый разум" (то есть субъект, его индивидуальное сознание) может рассчитывать только в своих собственных границах, следует вывод о том, что И.Кант субъективный идеалист. Вместе с тем, объективность окружающего мира ("вещи в себе") и его воздействие на сознание придает данной философской системе некоторые материалистические черты. Наконец, очевидна диалектичность кантовой картины мира. Согласно этой картине мира, в действительно происходит постоянное взаимодействие различных сущностей, в результате чего возникают феномены. Органичная совокупность понятий о феноменах и составляет знание, опыт осмысления и освоения окружающей действительности человеком.
Таким образом, учение И.Канта оказалось не только яркой вехой в истории философии, но и мощным основанием для дальнейшего развития мировой философской мысли, источником вдохновения для многих поколений мыслителей во всем мире.
Но, прежде всего, идеи И.Канта сыграли фундаментальную роль в немецкой философской мысли конца XVIII – начала XIX веков, став началом и основой немецкой классической философии. Ближайшим по времени последователем И.Канта был его соотечественник И.Фихте.
2. Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте.
Иоганн Готлиб Фихте(1762-1814) был сыном ткача. Природный талант, высокая работоспособность, целеустремленность, а также участие в его судьбе барона Милицу (который помог ему поступить в гимназию) позволили ему получить блестящее образование и максимально реализовать себя в обществе и в науке. И.Фихте окончил теологический факультет Йенского университета, стал выдающимся мыслителем.
Его большие способности признавал И.Кант. Он, в частности, высоко оценил работу И.Фихте "Опыт критики всяческого откровения" и рекомендовал труд для издания. А поскольку работа была анонимной, многие читатели посчитали ее автором самого И.Канта. Поэтому, когда выяснилось, чья эта работа на самом деле, настоящий автор сразу же прославился. Другим наиболее известным произведением И.Фихте считаются "Основы общего наукоучения".
В своих воззрениях И.Фихте исходит из системы идей И.Канта, относя его учение, а также и свою философскую позицию к критицизму (всю остальную философию он считал догматизмом). Но и к кантовым идеям И.Фихте относится критически. Так, его не устраивает дуализм И.Канта, он ищет одно единственное начало мира, единственную сущность. Этой сущностью оказывается Абсолютное сознание – "Я", которое, по сути – сознание Бога, или, правильнее – сам Бог.
Абсолютное сознание – деятельная развивающаяся сущность, которая осознает, "формирует", усложняет себя. На первом этапе своего активного развития "Я" "обнаруживает" и познает себя; этот этап можно отразить в формуде "Я = Я".
На втором этапе развития сознание творит свое отрицание – "не-Я" – нечто, мыслимое как противоположность. Для обычного человеческого сознания этот момент остался бы неосознанным; поэтому "не-Я" им воспринимается как окружающий материальный мир. В связи с этим "Я" осознается как познающий субъект, а "не-Я" – как познаваемый объект, определенным образом воздействующий на сознание.
На третьем этапе происходит синтез "Я" и "не-Я", в ходе которого определяются их границы и возникает собственно человеческое сознание. "Я" ясно осознает и себя, и "не-Я", как все, что находится за пределами "Я". Человек мыслит, с одной стороны, себя, с другой – всю остальную действительность, как материальный мир, который на самом деле результат бессознательной активности Абсолютного сознания. Таким образом, и возникновение всех новых сущностей ("Я" и "не-Я"), и их синтез происходит внутри исходного "Я", и является внутренней активностью этого самого "Я", но гораздо более сложного, чем "Я" познающего субъекта – человека.
Положение об абсолютном сознании становится фундаментом системы выводов И.Фихте, а также позволяет сформулировать основные тезисы наукоучения – науки о науках (философии), которая, по мнению И.Фихте, является основой для всех остальных наук. При этом кантовская "вещь-в-себе" (то есть материальная часть бытия) исключается из философской системы.
Важным элементом в системе И.Фихте становятся рассуждения по поводу категории "свобода". Поскольку "Я" ограничивается своим отрицанием – "не-Я", то степень свободы обусловлена границей между "Я" и "не-Я". Познавая объект ("не-Я"), субъект ("Я") как бы отодвигает границы в сторону "не-Я", увеличивает "пространство", "объем" "Я", тем самым, повышая степень свободы. В силу этого процесс познания является необходимым, а в виду бесконечности и "Я", и "не-Я" этот процесс, также, бесконечен.
Существование множества человеческих "Я" обусловливает возникновение общественного договора и государства, в котором каждый осознанно ограничивает свою собственную свободу свободой других людей; последнее фиксируется в нормах этики и права. Возможность свободы, деятельности и развития И.Фихте связывает с идеализмом (в его учении есть элементы и объективного, и субъективного идеализма). А материализм, который, по его мнению, есть порождение догматизма – с ограничением творчества, с несвободой. Тем самым он призывает всех философов сделать выбор в пользу идеализма.
И.Фихте, которого можно считать последователем и учеником И.Канта, создал собственное оригинальное учение, ставшее необходимой составной частью немецкой классической философии, а также теоретической базой становления ученика И.Фихте – Ф.Шеллинга.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Введение... Знания человека объемны и разнообразны За многие тысячелетия человек много узнал многое понял многому научился Вся...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философская система И.Канта
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов