Реферат Курсовая Конспект
Теория комплексов О.Зельца - раздел Образование, 1.«Теория Комплексов» О.зельца. Основное Условие Ре...
|
1.«Теория комплексов» О.Зельца.
Основное условие решения задачи лежит в формировании анципирующей схемы или комплекса. Антиципация – некое предсказание. Антицип. схема – объективное ощущение задачи, в который отсутствует важный проблемный элемент.
Сама задача определяет решение через антиципирующий комплекс.
Есть известный метод решения и нужно найти решение. И происходит поиск подходящего метода решения, путем анализа. Необходимо переструктурирование прошлого опыта. Нужно составить:
1.образный вид задачи (моделирование).
2.проигрывание в речи (рисование).
3.моделирование в мыслях.
Выделяют 3 стадии вхождения в задачу:
- непонимание, незамечание задачи. Это нежелание понятия;
- человек начинает замечать задачу;
- эта задача перестает быть задачей.
2. Биологическая предыстория мышления человека. Развитие мышления в филогенезе.
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
К.Бюллер: инстинкт, дрессура, интеллект.
Анемдатическая школа зоопсихологии – усиливает значение животных. Оно тождественно самому себе.
1.инстинкт нужен для выживания.
2.дрессура, эт когда основные формы поведения образуют навык.
Интеллект – нет никаких перцептивных ориентиров, а мыш-е происходит.
Восходящие стадии интеллекта подчиняются определенному закону: возможность формирования навыка (животное начинает на что-то ориентироваться и соотносить); возможности мышление доступны высшим животным, но животное не может передать опыт.
Мышление реализует себя за счет языка.
3.Взаимоотношение наук, изучающих мышление: логики, физиологии, педагогики, «искусственного интеллекта». Специфика психологического изучения мышления.
Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Логика изучает мыш-е с его формальной внешней стороны. Все правильно с точки зрения формы: закон тождества (А всегда А), закон икл. 3го( Да или Нет).
Так же есть содержательная логика: отричает законы формальной логики. С противоречия начинается мысль, оно подталкивает мысль.
Мышление как рефлексия. Как только родитель будет ориентироваться на мотивы действий ребенка; как только он изучает мотивы, он начинает видеть путь развития.
Человек анализирует свои шаги мыш-я, создает алгоритм и передает по автомату (компьютеру).
Задачи кибернетики:
- распознавание образов;
- проблема автоматического перевода;
- принятие решений.
Исследования мышления с позиций деятельностного подхода. Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к изучению мышлению. Мотивационная регуляция мышления. Внешняя и внутренняя мотивация.
Леонтьев:
Психика – деятельность.
Деятельность - это система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы, превращения, развитие. Всеобщая форма активности.
Структура деятельности: деятельность (мотив появляется из потребности) - действие (цель) - операция (усоловия).
Потребность – объективная нужда организма в чем-либо, находящегося вне его.
2 фазы потребности:
1.поисковая, когда субъект ищет объект потребности.
2.Когда он нашел объект. Деятельность стала мотивированной.
Виды мотива: неосознанные; осознанные; мотивы – стимулы.
Все виды деятельности представляют собой иерархию деятельности. В иерархию выстраиваются мотивы.
Мышление — это процесс, с помощью которого мы можем опосредствованно судить о том, что скрыто от нашего чувственного восприятия. Мышление - особый вид деятельности.
Внутренняя мотивация приходит изнутри. Это та мотивация, благодаря которой вы делаете то, что приносит вам удовольствие, когда сама возможность решения задачи является вознаграждением.
Внешняя мотивация приходит извне. Это та мотивация, которая заставляет вас работать над чем-то, что вам не нравится так, как что-то другое, но вы делаете это, зная, что в конце вас ждёт вознаграждение.
Марбе.
Объектная и субъектная детерминация процесса мышления. Ошибки мышления.
Предмет и задачи исследования психологии мышления. Роль мышления в жизни и деятельности человека, в развитии культуры и цивилизации.
Психоаналитическая интерпретация мышления. Мышление как процесс согласования требований принципа удовольствия и принципа реальности. Проблема мотивации мышления. Участие защитных механизмов в искажении процесса и результатов мышления. Особые продукты мышления — мотивировки и рационализации.
33.Психологическая характеристика «первобытного», архаического мышления. Специфика «античного» и «средневекового» мышления. Мышление и внушение.
Леви-Брюль - пралогическое мышление. Оно совершенно иначе ориентировано. Там, где мы ищем вторичные причины, устойчивые предшествующие моменты (антецеденты), первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Оно без всяких затруднений допускает, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах. Оно обнаруживает полное безразличие к противоречиям, которых не терпит наш разум. Ему свойственно коллективные представления, которые занимают значительную часть психической жизни первобытных народов, которая является мистической. Другими словами, реальность, среди которой живут и действуют первобытные люди, сама является мистической. Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не являются в коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они кажутся нам. Первобытному обществу свойственно поклонение тотемам, они воспринимают свое имя, как нечто священное, придают большое значение своим сновидениям, в первобытных обществах происходит нарушение закона причинности, первобытные люди связывают предыдущее событие с причиной. Первобытное мышление действует в соответствии с законом партиципации (сопричастности), в нем присутствует анимизм.
Особенности античного мышления: мифология, анимизм, тотемизм.
Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества. Зависимость человека этого времени от непонятных для него природных и общественных сил, его бессилие перед ними находили свое выражение в фантастических, мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на нее. Мифы имеются у самых отсталых народов: они в огромном большинстве случаев представляют собой рассказы о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, обычаев, установлений, наличие которых играет значительную роль а общественной жизни. первобытный охотник особенно заинтересован в животных, и каждое племя имеет много рассказов о том, как и откуда пришли разные виды животных и как они получили свойственные им черты внешности. Предметом мифа являются и небесные светила - солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо и о том, как создавалась их форма, направление движения и.т.д. Значительную роль во всех этих рассказах играют животные и мотивы превращения. Мифотворчество не является просто игрой фантазии; это - ступень в процессе освоения мира, через которую прошли все народы. Низкий уровень производительных сил, недостаточное господство над природой открывают в первобытном обществе широкий простор для фантастических представлений о действительности, а впоследствии, с развитием социального неравенства и образованием классов, фантастические религиозные представления закрепляются в интересах господствующих слоев. Одной из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание человеческих свойств предметам окружающей среды.
Мифология является той почвой, на которой впоследствии вырастают науки и искусства. С успехами познавательной деят-ти миф теряет свое "священное" значение, высвобождаются заключенные в нем элементы научной мысли и художественного творчества. Мифология становится достоянием искусства, входит в фонд языковых метафор( геркулесовы столбы, яблоко раздора, муки Тантала, прокрустово ложе).
Мифотворчество прошло много этапов, прежде чем отлилось в формы, известные нам из греческой мифологии. В ней обнаружились напластания различных эпох. Греческие мифы содержат многочисленные отзвуки группового брака, матриархата, но вместе с тем отражены и исторические судьбы греческих племен в более поздние времена; они повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, о происхождении мира( космогония) и богов(теогония). В мифологических сказаниях греков находят отражение и представления о природе. Микенская эпоха является исторической базой основного ядра греческих героических сказаний, и сказания эти содержат в себе много элементов мифологизированной истории.
Античная мифология является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений. Мифология и есть известного рода перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир. Периоды мифологии : древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движымым непонятными силами, земля - основа мифологии, хтонизм), олимпийская основа,связанная с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму.(ранняя классика и поздний героизм) , затем наивная и нетронутая мифология гибнет.
Основные принципы средневекового мышления:
Принцип абсолютной личности — наиболее фундаментальная идея философского значения.
Теоцентризм — принцип, согласно которому Бог является центром, фокусом средневековых философских и религиозныхпредставлений; конкретизирует принцип абсолютной личности.
Монотеизм — Бог един, а не множествен. В отличие от античных богов христианский Бог един и уникален.
Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Тем самым дается новый ответ на уже в античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное.
Символизм — понимание земного как инобытия, мира Бога.
Средневековый антропоцентризм: человек — не просто микрокосмос, а созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии (и религии) — не Космос, а человек. Человек обладает не двумя измерениями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется "дух" (духовность) — причастность к божественному посредством веры. Высочайшая добродетель — не разум, не интеллект, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Вслед за Богом человек причастен к добру. Суть человека — вера, надежда, любовь, "но любовь из них больше" (апостол Павел). Быть человеком — значит жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди.
Общество как "Град земной", как символ и подготовка к "Граду Божего".
Средневековая герменевтика — искусство интерпретации текстов.
Концепция линейного времени и множественности времен. Идея историзма.
Истолкование природы универсалий(общих философских понятий).
ВНУШАЕМОСТЬ(англ. suggestibility) — индивидуальная некритическая податливость, готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками. В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень В. зависит от многих личностных и ситуативных факторов. Робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные люди отличаются повышенной В.
В. традиционно рассматривается как качество, против. критичности,поэтому В. характерна для индивидов с недостаточным уровнем интеллектуального развития, слабым логическим мышлением. Свойственная субъекту степень В. м. б. повышена действием ситуативных факторов: утомления, стресса, дефицита времени, недостатка компетентности, группового давления (см. Конформность) и пр. Повышенная В. имеет место у детей (особенно дошкольного возраста) и у взрослых при утомлении, разнообразных заболеваниях, в условиях неопределенности и в некоторых др. социально-психологических ситуациях, а также под влиянием гипноза.
Существование В. должно учитываться в качестве возможного источника артефактов при любом психологическом исследовании и воздействии (см. Плацебо эффект, Внушение). См. также Истерия.
ВНУШЕНИЕ(англ. suggestion) — вид целенаправленного коммуникативного влияния на поведение и сознание человека (или группы людей), в результате которого человек (группа людей) вопреки имеющейся фактической информации (воспринимаемой, извлекаемой из памяти) признает существование того, что в действительности не существует, либо что-то делает вопреки своим намерениям или привычкам. Иначе говоря, В. изменяет свойственные человеку способы анализа информации и способы поведения. Эффект В. обусловлен снижением самоконтроля и самокритики в отношении содержания В., что имеет место, напр., в состоянии гипноза (см. Возрастная регрессия). Особо выделяют вербальное В. и мысленное В. (см. Парапсихология). См. также Плацебо. (Б. М.)
Психосемантические исследования структуры сознания. Методы изучения структуры значений. Современные исследования понятийного мышления.
Развитие представлений о мышлении в рамках философии, религии и искусства.
Роль установок в регуляции мышления.
38.Сравнительная характеристика мышления в разных культурах: кросскультурные исследования.
Творческое мышление и художественное творчество с позиций психоанализа. Сублимация либидозных и агрессивных тенденций — источник направленности мышления творческой личности (Ф.М.Достоевский и Леонардо да Винчи). Остроумие как форма иррационального мышления.
41.Типы задач и виды мышления. Задача как объект мышления. Соотношение понятий «задача», «проблема» и «проблемная ситуация».
Виды мышления:
- логическое, интуитивное (три позиции относительно интуиции: это эмоции, интуиции нет; все вокруг интуиция; интуиция в прошлом была развернутой деятельностью анализа); интуиция- это свернутое действие- это то, что ушло из сознания; интуиция- это пройденные траектории анализа, она опирается на те основания, которые человек не осознает;
- империческое и теоретическое: империческое мышление по Канту рассудок, с точки зрения генеза империческое мышление (практическое, опытное, прикладное); теоретическое- проникновение в сущность;
- профессиональное мышление (новички- те, кто только империческое обобщение; подмастерья- те, кто вышел за пределы имперического обобщения; мастера- это те, кому доступны теоретические обощения);
- творческое, не творческое мышление: существует три позиции относительно творчества ( творчества не существует; все, что есть это творческое мышление; мышление движется по шаблону, в творческой задаче от открывается новый способ решения;
- конвергентное, дивергентное мышление: Дж.Гилфорд построил куб для характеристики интеллекта и назвал его моделью структуры интеллекта (содержание, результаты, операции). Каждую шкалу он разделил на ряд составляющих. Операции: познание, память, дивергентная продуктивность (мышление расходится в ширь, стремление брать предмет в широком контексте). Конвергентная продуктивность- устранение несуществующих элементов в борьбе за существенные противоречия;
Конвергентное мышление - решение задачи, имеющей один правильный ответ. Дивергентное мышление - решение задачи, имеющей множество ответов в случае, когда ни один из ответов не может считаться единственно правильным. Важнейшие компоненты дивергентного мышления: число ответов в течение определенного промежутка времени, гибкость, оригинальность.
- научное, художественное, религиозное мышление: Особенности научного мышления (подготовка и проверка гипотезы). Художественное- это особая форма познания действительности, где не нудны доказательства, нужен только единичный образ. Религиозное мышление: вера- это вербальное поведение в отношении будущего (П.Жане). Анимистические представления, которые есть у ребенка не уходят, но меняют свою форму. При опросе физиков, оказалось. Что большинство из них верит в Бога, хотя они знают строение материи. Проблема в том, что они плохо знают жизнь человека и то, что не могут объяснить оставляют Богу;
- нормальное, аномальное мышление: Лурия описывает решение силлогизмов. В реках живут рыбы. Волга это река. В Волге есть рыба? – Не знаю, я там не был. С точки зрения психологии мышления нет, но сточки зрения жизни надо понять, что это за река. Грань нормальности и аномальности подвижна. Надо смотреть весь контекст.
- продуктивное, репродуктивное мышление. Продуктивное мышление - создание нового образа или продукта действительности. Репродуктивное мышление - воспроизводящее мышление.
42.Характеристика и сравнение видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, дискурсивное (логико-понятийное) мышление; образное, визуальное и пространственное мышление; практическое и теоретическое; продуктивное и репродуктивное мышление.
- Наглядно-действенное— форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий. При этом происходит создание внутреннего пространства действия, в котором отношения между элементами проблемной ситуации предстают в достаточно схематизированном виде.
Заключается во взаимодействии между мыслительными и практическими действиями. Основная функция- получение исходных сведений о скрытых свойствах. Оно непроизвольно. Ему свойственно доречевое обобщение – не происходит обнаружение сходства между новой задачей и старой.
-Наглядно-образное — мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно–действенного мышления, данный вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. Таким образом, в представлениях, которыми оперирует наглядно–образное мышление, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. Основой функционирования наглядно–образного мышления выступает перевод перцептивного структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования. На этом этапе мышление есть деятельность, происходит прослеживание связи между задачами и эта связь используется для решения сходных практических действий.
- Логическое- работает на том материале, которое предоставляет н-о и н-д мышление. В его основе лижет оперирование конкретными образами, в результате чего выделяются существенные признаки предмета.
-Визуальное- способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно–действенное и наглядно–образное мышление, где при уподоблении предметно–практических и чувственно–практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий.
-Практическое- мышление, в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности. В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации.
-Теоретическое- это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи.
-Образное- мышление в плане образов.
-Пространственное- вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач.
Деятельность представления есть основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т. е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.
-Продуктивное -создание нового образа или продукта действительности.
-Репродуктивное -воспроизводящее мышление.
43.Характеристика и сравнение видов мышления: творческое и шаблонное; творческое и критическое; интуитивное и аналитическое (дискурсивное); аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое; архаическое и мифологическое; мышление научное, техническое и художественное.
Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением
Шаблонное мышление - действует по заранее заданным схемам, не создает нового продукта действительности.
Критическое мышление - есть" тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем…"
Интуитивное мышление - в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Как правило интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.
Аналитическое мышление - характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.
Эгоцентрическое мышление - направлено на себя.
Реалистическое мышление - направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами.
Архаическое мышление - целостное мышление древних людей, в котором не отделены конкретное от абстрактного, образ от идеи, символ от реальности, посюстороннее от потустороннего. В нем мир предстает не столько в виде привычного нам множества вещей, сколько как присутствие и действие многих "Ты" личностного характера, с которыми можно войти в общение (АНИМИЗМ). Складывающиеся здесь отношения осмысливаются и описываются образно мифологически, что и нашло себе выражение в священных преданиях и книгах самых разных народов.
Мифологическое мышление - подчиняется законам партиципации.
Научное мышление - оперирует понятиями, высказывает гипотезу и проверяет ее. По форме это может быть рассеянным мышлением (делать одно, а думать о другом). По содержанию оно доказательное.
Техническое мышление – это множество интеллектуальных процессов и их результатов, обеспечивающих решение задач, связанных с технической деятельностью. Если дать технарям и гуманитариям одинаковые краткие умозаключения, каждое из которых будет написано на отдельном листочке и разрезано пополам - на причину и следствие, то гуманитарии будут перечитывать все половинки в поисках соответствий причины и следствия, а технари всё быстро подберут по неровностям краёв разрезанных пополам листиков.
Художественное мышление - В художественном мышлении сам образ, отображая единичное, конкретное, вместе с тем выполняет и обобщающую функцию; будучи не бескровной абстрактной схемой, а изображением живого конкретного индивида, полноценный художественный образ вместе с тем возвышается до типичного, т. е. общего. В корне ошибочно было бы видеть в образе только единичное. Образ так же в той или иной мере заключает в себе единство единичного и общего; они необходимо в той или иной мере взаимосвязаны в нем, потому что они взаимосвязаны в объективной действительности, которая в нем отображается.
В силу того что образ в художественном мышлении выполняет и обобщающую функцию, образное содержание художественного произведения может быть носителем его идейного содержания. Если бы наглядный образ не мог включать в себя идейное содержание, то художественное произведение, которое всегда оперирует наглядным образным материалом, было бы либо безыдейным, либо тенденциозным, потому что тенденциозно и нехудожественно было бы такое произведение, которое давало бы идейное содержание вне и помимо образов, в общих формулах, и безыдейным такое, которое не давало бы его вовсе. По содержанию это мышление, которые не нуждается в доказательстве. Ни один художник не относится к искусству как к науке.
Религиозное мышление – Августин Блаженный 4-6 в. «Исповедь». Он пытался размышлять, почему я открываю те или иные мысли. Мне их дает Бог или я делаю это сам? И дает ответы на них. «Верю ибо это абсурдно». Не задавай вопросы Богу, Бог в тебе и он сам ответит на эти вопросы.
44.Эгоцентрическая и внутренняя речь: полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о структуре, функциях и судьбе эгоцентрической речи.
По Пиаже: аутистическая речь- удовлетворение желаний; эгоценрическая (речь для себя); социальная;
По Выготскому: социальная, эгоцентричекая, внешняя, внутренняя. Эгоцентрическая речь возникает в проблемной ситуации и служит для ее решения.
Язык, речь, сознание и мышление. Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности, ее эмпирические подтверждения.
– Конец работы –
Используемые теги: Теория, комплексов, Зельца0.06
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория комплексов О.Зельца
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов