рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР - раздел Литература, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Когда Она Рассматривается При "эстетической" Уста­новке, И Вполн...

когда она рассматривается при "эстетической" уста­новке, и вполне определенными художественными свой­ствами лишь тогда, когда ее рассматривают при вполне определенной эстетической установке. Если изменяется отношение, установка, то при неизменности художествен­ной вещи художественное создание меняет свои свойства; та же самая вещь преобразуется нами в другое художе­ственное создание.

Выяснить, что такое эта "установка" и чем она опреде­ляется, уже само по себе составляет задачу понятой таким образом науки об искусстве. Намеренно избранное нами бесцветное понятие указывает пока лишь на стоящую пе­ред нами проблему.

Ограничимся следующим: такая "установка" не являет­ся ни простым "видением", ни оторванным от физического духовным процессом, но охватывает, как показали экспери­менты Хайнца Вернера65, все слои целостного — психофизи­ческого и духовного — субъекта. О факторах, детерминиру­ющих определенную установку, см. исследования Г. И. фон Аллеша66. Хотя они и выполнены на предельно простых эстетических предметах, но несомненно значимы и для та­ких сложных эстетических образований, как произведения искусства.

Все это не следует понимать таким образом, будто худо­жественные создания представляют собой "нечто субъек­тивное". Совсем наоборот. С той же несомненностью, с ка­кой произведения искусства всегда заново формируются и созидаются субъектами, каждое из них в своей целостно­сти есть объективная действительность, особый предмет­ный мир, который можно рассматривать и принимать, как и всякую другую предметность, в который можно проник­нуть, созерцая или размышляя о нем67. (Ибо если имеется

65 Studien uber Strukturgesetze, V (Uber die Auspragung von Ton-
gestalten). — In: Zeitschrift fur Psychologie, 101 (1927), 179 ff.

66 Die asthetische Erscheinungsweise der Farben. — In: Psycholo-
gische Forschug, 6 (1925). См.: Hans Sedlmayr. — In: Kritische
Berichte zur kunstgeschichtlichen Literatur, IV (1931/32), 214-
224.

67 Парафраза высказываний Хайнца Вернера: Heinz Werner.
Uber die Sprachphysiognomik... — In: Zeitschrift fur Psycho­
logie, 107 (1928), Heft 2.


IV история искусства как история искусства | 79

твердая "установка", то возникающее на ее основе произ­ведение определяется исключительно свойствами художе­ственной вещи.) Тем, кто с различными установками вос­принимает одну и ту же художественную вещь, предстоит каждый раз нечто иное и тем не менее объективное, отли­чающееся от действительно вполне "субъективных" при­ватных реакций, которые произведение хотя и может вы­звать в воспринимающем, но само отнюдь не требует их.

Понимание того, что исследуемый предмет должен быть воссоздан из предстоящей нам художественной ве­щи, оформленной таким-то и таким-то образом, само по себе не ново; в теории оно получило сегодня достаточно широкое распространение68. Новой, однако, является его формулировка. При прежнем понимании требуемое воссо­здание переносилось из сферы непосредственного воспри­ятия (или представления) в сферу интеллектуальной пе­реработки восприятий. Казалось при этом, что различные люди, поставленные перед определенной художественной вещью (при одних и тех же объективных условиях: одни и те же позиции и их меняющаяся последовательность, одинаковое освещение и т. д.), воспринимают одно и то же и лишь потом по-разному обрабатывают ("интерпрети­руют", "толкуют") воспринятое в "духовных" процессах, которым в силу философских предрассудков приписыва­лось более высокое достоинство, нежели "простому" вос­приятию. В противоположность этому новое понимание отстаивает тот эмпирически обоснованный и в дальней­шем оказавшийся весьма плодотворным взгляд, согласно которому в приведенном выше примере уже в восприятии различных людей, смотря по обстоятельствам, даны со­вершенно разные художественные образования, отличаю­щиеся отнюдь не только по степени большей или меньшей ясности.

Новое же состоит прежде всего в том, что в понима­нии этого научились видеть собственно фундаментальную

68 См.: Бенедетто Кроне, "Некоторые критические основопо­ложения. .." (1919), в немецком переводе Юлиуса фон Шлос-сера: Wiener Jahrbuch fur Kunstgeschichte, IV (1926), 16.


80 | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

проблему науки об искусстве. Возникнет ли из наших уси­лий подлинная наука об искусстве, всецело зависит от то­го, удастся ли сделать действенной эту мысль в конкрет­ной искусствоведческой работе.

В современной науке об искусстве еще широко распро­странено наивное представление о том, что художествен­ное произведение можно воспринять при любой, при по­вседневной установке — поскольку внешняя художествен­ная вещь предстоит ведь нашему взору. Так как установ­ки разных людей нашего времени по отношению к внеш­ним предметам класса "произведения искусства" весьма различны, здесь в каком-нибудь неконтролируемом ме­сте возникает целый поток противоречий. Это приводит затем к скепсису относительно возможности строгих ре­шений. Ибо материальные результаты исследования без видимой причины предстают несоединимыми. "Граница" определенного пространства оказывается, например (смо­тря по обстоятельствам), одной, если это пространство рассматривается исходя из "геометрической" установки как стереометрическая форма, и другой, если рассматри­вать его при адекватной "эстетической" установке69. Да и само понятие пространственной границы получает то­гда всякий раз другой смысл, и достигнуть единства в его понимании оказывается невозможным.

"Правильная установка"

Мысль о том, что сначала нужно иметь художественное произведение, чтобы затем исследовать его, оставалась бы чисто платонической, если бы не удалось указать крите­рии того, что мы в данном случае действительно имеем дело с произведением, которое предполагаем исследовать. Если бы речь шла только о том, чтобы изучать художе­ственные создания вообще, — а в этой ситуации находится

69 Ср.: Hans Jantzen. Der gotische Kirchenraum (1927); вновь на­печатано: Uber den gotischen Kirchenraum und andere Auf-satze. Berlin, 1951, 7-20.


IV история искусства как история искусства I 81

общее искусствознание, — то нужно было бы только ре­шить, является ли установка по отношению к данной ху­дожественной вещи "эстетической". Но если исследовать­ся должны определенные художественные образования — как в специальном разделе науки об искусстве (на ре­зультатах которого основывается история искусства), то следует выяснить, адекватна ли принятая установка это­му особому образованию. (Ответ на первый вопрос может быть выведен только из ответа на второй).

Обладать такими критериями было бы важно и для того, кто хотел бы не исследовать определенное художе­ственное произведение (или в процессе исследования вы­вести из него какие-либо заключения), но созерцать его или наслаждаться им, — для каждого, кто не довольству­ется случайным впечатлением от художественной вещи, складывающимся на основе имеющейся у него установки. В общем, однако, зритель, у которого нет научного интере­са, не стремится к основательному решению этой пробле­мы. Среди различных установок он отдаст предпочтение той, которая доставит наиболее подходящие для него пе­реживания, а не той, которая будет правильной. Извлечь из произведения как можно больше переживаний заботит его гораздо больше, нежели то, вполне ли соответствует воспринимаемое им тому созданию, которое, как он счи­тает, он воспринимает. Формирование и преобразование его установок по отношению к произведениям искусства регулируются иными факторами, нежели потребностью познания. Это гедонистическое отношение очень распро­странено, проникает оно и в современное искусствознание.

Для подлинной науки об искусстве совершенно невоз­можно приступить к своей повседневной работе, минуя этот вопрос. Ибо она вообще обретает свой первичный предмет исследования только благодаря добросовестно­му решению этой проблемы. Самым серьезным аргумен­том против существующей науки об искусстве является то, что она не уяснила себе важность этой проблемы и недостаточно энергично способствовала ее решению.

Здесь мы не можем поставить себе задачу с ходу навер­стать упущенное; достаточно указать на произошедший


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Мы приглашаем Вас активно пользоваться... ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО Ю Н ПОПОВА... ROWOHLT HAMBURG...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.vusnet.rubiblio   Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и стат

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 11   ния в других науках, нежели методам истории искусства, применяемым на других ступенях1. Далее, к

Ц | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 15   кой Академией" в Германии, Фелибьен во Франции. Те­ория искусства имеет первенство перед историей. Лежа­щая в о

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука | 21   его истории... Его интерес к отдельным произведениям — в отличие от Винкельмана — был лишь косвенным,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 23   Начиная с Ригля история искусства снова возвращает­ся к Гегелю: искусство, как и дух, предстает как нечто становящее

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ты, посвященные именно этому новому материалу, не бы­ли включены в этот том12. 3. История искусства в современности Развитие истории искусства как науки по своему значе

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
И история искусства на новых путях | 31   Мне представляется, однако, что этот способ рассмо­трения имеет еще более глубокое значение для совреме

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Методы Что касается, наконец, метода истории искусства, то су­щественное новшество я вижу в тех процедурах, которые уже часто применяются, хотя еще и мало осознаны, и при­том в проц

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Выше уже говорилось, что этот метод может быть успешно применен и к отдельному художественному про­изведению, и притом даже для решения вопроса о его возникновении. Окончательный, богатый и разрабо

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля 45   предмет, соответствующий этому понятию? Что это та­кое — "художественная воля"? По этому вопросу с

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля | 61   сти и собственной динамики должно все в большей степе­ни развиваться "оптическое" искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
на вторую ступень и устанавливать свойства произведе­ний, сравнивать последние друг с другом и классифици­ровать их по их свойствам, из идентичности свойств вы­водить генетические связи (свя

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
еще только формируется. Каждый исследователь работа­ет "сам по себе". Худшее заключается в том, что выдвину­тые ad hoc* теории познания искусства объявляют эту си­туацию неизменной. Говор

К ОБОСНОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ "ВТОРОЙ" НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ
Новое понятие произведения Среди различных предметов, которые должна исследо­вать вторая наука об искусстве, отдельные художествен­ные создания занимают особое место именно потому,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 83  

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 85  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 87   Верно, что при этом вместо первоначального художе­ственного создания возникло другое; до понима

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
определенной установке, в которой виртуально концен­трируется вся историческая ситуация. И то, что может рассматриваться в качестве отдельного целостного произ­ведения, определяется опять-та

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 95   заданные этой установкой свойства. Спрашивать о дру­гих свойствах бессмысленно, это прямой путь

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
становимся таким образом независимыми от большого пла­ста теорий, без которых в противном случае едва ли смогли бы обойтись и которые особенно опасны именно потому, что лишь с трудом признаются в к

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всех описанных здесь новых тенденциях, часто превратно понимались историками искусства старой школы в том смысле, будто теперь наука об искусстве должна стать "натуралистической". Эти под

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа 121   Тривиальная ошибка состоит в том, что "дух эпохи" по­лагается в качестве порождающего начала этой

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ской скульптуре и живописи". Казалось бы, для духовно-исторического рассмотрения готического собора ближай­шим исходным пунктом должна была бы стать та глу­бокая перемена, которая столь явстве

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа I 127   произведением. Совершенство в этом мире есть асимпто­та, так что художник неизменно вновь должен нач

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
гичными духовными явлениями эпохи. Если она, напри­ мер, с помощью бесплотной спиритуальности пытается вновь оживить тело художественного произведения, ли­ шившееся вследствие формалист

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 139  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 151   6. Ранг и ценность.

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всем этим вещам можно научить, что их можно передать и пересадить на другую почву. Критерий оформленности требует, чтобы замышленное художником было действительно "выражено&quo

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 159   верной. И от решения этой задачи не может уклониться никто. Весь прогресс современной истории искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 183   видении и стремится к своему воплощению. Определить это является проблемой из проблем для интерпретатора

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
лицо привлекает лишь молодостью и своим выражением. Зато художник выделен из будничного окружения празд­ничным одеянием. Подобно тому как наряду со спокойным противопоста­влением третьего

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации 207  

Amp;1& I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации | 213   полагает

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VIII проблема истины 219   вполне в духе теории множеств, существуют целые "мно­жества" символов, которые не могут символизировать ни Христа,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
viii проблема истины | 231   в нас и вне нас)"157. Чтобы обрести ее, нужно "дать злу выйти из состояния потаенности и рассея

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 253   мы знаем теперь и

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 255   Plonger au fond du gouffre, Enfer ou Ciel, qu'importe? Au fond de l'lnconnu pour trouver du nouveau!173

В. В. БИВИХИН
Воплощение, мир — два больших слова во главе теории искус­ства у Ганса Зедльмайра (1896-1984). Они конечно не объясняют художественную продукцию, наоборот, делают ее вдвойне загад­кой. Чего простом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги