рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР - раздел Литература, Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным Vi Проблемы Интерпретации 151   ...


VI проблемы интерпретации 151


 


6. Ранг и ценность. Ранг и структура

Всякое обычное рассмотрение искусства неизбежно содер­жит суждения о ранге и ценности. Часто это даже самое первое, с чего оно начинается. Невнимание к этим вопро­сам противоречит самой сути искусства . Это касается как интерпретации, которая не может — не становясь бес­смысленной — игнорировать вопросы ценности и ранга, так и истории искусства. История стиля, будучи после­довательной, не должна допускать ценностных суждений. Настоящая же история искусства не имеет права их ис­ключать. Художественно ничтожные, плохие и неудавши­еся произведения ей надлежит отделять от значительных, совершенных и удавшихся. Она должна отметить и оце­нить художественные достижения (а не просто описать их как исторические явления).

Естественно, сегодня это происходит уже повсюду; но все зависит от того, считают ли, что вопросы такого рода могут получить обоснование.

Решающим шагом мне представляется принципиальное разграничение ранга и ценности.

Ценность художественного произведения всегда может только "устанавливаться" и становиться твердо определи­мой величиной лишь с точки зрения вполне определенной системы ценностей, полагающей однозначную ценностную перспективу. Подобно тому как только с определенной точки зрения в пространстве можно однозначно устано­вить, что, исходя из нее, является "большим", а что "ма­лым". При изменении точки зрения происходит переоцен­ка ценностей.

Подобные ценностные системы (что это такое, остается еще определить точнее) возникают в нас и изменяются большей частью без нашего участия и нередко даже не осознаются нами. То, что с различных точек зрения один

104 Ср.: Konrad Fidler. Uber die Beurteilung von Werken der bil-denden Kunst (1876). — In: Schriften zur Kunst, I. Munchen, 1913-14, 1-79. Репринт с введением и дополнениями издал Gottfried Boehm (Miinchen, 1972).


и тот же объект может оцениваться по-разному, отнюдь не опровергает, а скорее подтверждает объективность этого явления.

"Объективную" ценность (сообразно "объективной" ве­личине видимых вещей) мог бы установить только тот, кто смог бы найти "истинную" систему ценностей. Я считаю это возможным, но не в пределах науки.

Такое отношение к проблеме ценностей не есть "реля­тивизм" . Оно выражает лишь то, что вопросы ценности — это "экзистенциальные" вопросы.

Иначе обстоит дело с вопросами о ранге. Ранг произве­дения искусства может быть установлен совершенно так же, как и его свойства; он теснейшим образом связан со структурой произведения.

Вопросы о ранге не столь недоступны для научного вы­яснения, как обычно думают. Конечно, при оценке худо­жественного ранга произведения могут иметь место ко­лебания, но таким колебаниям были подвержены даже оценка и определение стиля, тогда как стилистическая квалификация произведения не считалась от этого чисто субъективной. (И "порог", начиная с которого определе­ния становятся шаткими, существует во всех, даже в са­мых точных науках.) Эти колебания в оценках выступают лишь в определенной сфере, лишь внутри определенных границ, тогда как существует бесчисленное количество различий в ранге, которые устанавливаются с предель--ной однозначностью (и субъективно с величайшим едино­душием) .

По мере того как в процессе созерцания углубляется наше понимание произведения, его внутреннего строения и его "закономерности", суждение о его ранге становится более устойчивым, а большего и требовать нельзя.

Вопрос о ранге произведения важен для интерпретации по следующим причинам. Интерпретация предполагает, что "истинные" произведения уже отделены от поделок, компиляций и т. д. Строго говоря, она может состояться только в том случае, если произведение искусства дей­ствительно представляет собой целостность, нечто инди­видуальное и имеет подлинный (а не только кажущийся)


152 | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

центр. С другой стороны, всякая осуществленная интер­претация неизбежно переходит в суждение о ранге худо­жественного произведения. По-настоящему новая интер­претация часто изменяет и суждение о ранге.

И это опять таки не circulus vitiosus, но лишь выраже­ние того, что вопросы структуры и ранга в основе сво­ей нераздельны. В этом как раз и состоит превосходство такого способа рассмотрения по сравнению с рассмотре­нием исключительно с точки зрения "формы" или "сти­ля" , отвлекающимся от ранга произведения, чтобы затем искусственно привнести его снова, — подобно биологии, которая рассматривает живые существа, как если бы они не были живыми, а затем привносит в них "жизненную

силу".

Из учения о ранге произведений искусства, которое еще предстоит развить, я выделю здесь лишь самые суще­ственные критерии. Они также не являются чем-то новым и встречаются почти во всех теориях художественных цен­ностей — иногда под другими названиями.

Критерии эти — единство, подлинность, оформлен-ность (Gestaltetheit), плотность (Dichte). Три первых — это, собственно, лишь моменты одного критерия. Четвер­тый до известной степени охватывает их всех и дает одно­временно дальнейшее, до сих пор не рассматривавшееся сущностное определение произведения искусства.

Критерий единства долго обсуждать не нужно. Вну­треннее единство основывается на проникновении данного наглядного характера во все зоны. Неудавшееся произве­дение — это всегда бессвязное произведение. Всякое об­особление какой-либо части или какого-либо слоя ведет к нарушению, если не уничтожению единства.

Так возникают уклонения, типичные для произведений; я назову лишь некоторые из них: обособление техниче­ской стороны дает в результате технический кунштюк, обособление чисто формального элемента — формалисти­ческое произведение, обособление смысловой стороны ве­дет к литературности и т. д. Уже исходя из этого можно разработать "патологию" произведений искусства.

Необходимость художественного произведения, уже из­вестная нам из суждения о его структуре, выявляется те-


vi проблемы интерпретации | 153

перь в суждении о его ранге. "Необходимость есть выс­шее, что можно высказать об образе, ибо она означает, что игра художественных средств, образный ритм разработа­ны в полном соответствии с темой изображения" (и, доба­вим мы, с техническим элементом). Она означает полное сосредоточение на "одной-единственной мысли, сообщаю­щей жизнь всему образу"105. Лучше было бы сказать: на созерцании.

К совершенно иному измерению относится критерий подлинности. Он относится не к целостности произведе­ния, но к его центру. Вопрос заключается в том, является этот центр подлинным или только кажущимся, возник ли он из глубин личности художника илц же просто заим­ствован.

Существуют произведения, где единообразующее нача­ло не является творческим созданием художника, но про­сто воспринято и усвоено им, как если бы оно было его собственным. Из этого воспринятого им центра он ис­кусно разрабатывает соответствующие формальные мо­менты. Центр произведения не является здесь изначаль­но подлинным, укорененным. Этот критерий подлинно­сти (укорененности) определяет силу и воздействие ху­дожественного произведения. Так, произведения молодых художников, еще только стремящихся обрести свой соб­ственный творческий облик и центр, часто имеют этот характер заимствованного, пока под покровом усвоенно­го не просто появятся ростки своего, но мощно пробьется самобытное начало. Слабое место всех второстепенных и третьестепенных художников — то, что они никогда не мо­гут достичь этой только им одним свойственной формы, хотя внутренний строй произведения и может отличаться при этом единством, а исполнение его частей и слоев — тонкостью.

Вера в то, что подобный центр произведения искусства может быть выбран нами свободно, — особенность всяко­го классицизма, помимо присущих ему черт формализма. Отсюда его беспочвенность. Отсюда же — вера в то, что

Friedrich Rintelen. Giotto und die Giotto-Apokryphen. Basel, 19232, 14.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным мы приглашаем вас активно пользоваться.. перевод с немецкого ю н попова.. rowohlt hamburg..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным
дисциплинамwww.vusnet.rubiblio   Мы приглашаем Вас активно пользоваться Эл. библиотекой РГИУ. В Вашем распоряжении более 4000 полновесных текстов книг и стат

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 11   ния в других науках, нежели методам истории искусства, применяемым на других ступенях1. Далее, к

Ц | ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 15   кой Академией" в Германии, Фелибьен во Франции. Те­ория искусства имеет первенство перед историей. Лежа­щая в о

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука | 21   его истории... Его интерес к отдельным произведениям — в отличие от Винкельмана — был лишь косвенным,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
I история искусства как наука 23   Начиная с Ригля история искусства снова возвращает­ся к Гегелю: искусство, как и дух, предстает как нечто становящее

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ты, посвященные именно этому новому материалу, не бы­ли включены в этот том12. 3. История искусства в современности Развитие истории искусства как науки по своему значе

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
И история искусства на новых путях | 31   Мне представляется, однако, что этот способ рассмо­трения имеет еще более глубокое значение для совреме

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Методы Что касается, наконец, метода истории искусства, то су­щественное новшество я вижу в тех процедурах, которые уже часто применяются, хотя еще и мало осознаны, и при­том в проц

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Выше уже говорилось, что этот метод может быть успешно применен и к отдельному художественному про­изведению, и притом даже для решения вопроса о его возникновении. Окончательный, богатый и разрабо

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля 45   предмет, соответствующий этому понятию? Что это та­кое — "художественная воля"? По этому вопросу с

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
Ш история искусства как история стиля | 61   сти и собственной динамики должно все в большей степе­ни развиваться "оптическое" искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
на вторую ступень и устанавливать свойства произведе­ний, сравнивать последние друг с другом и классифици­ровать их по их свойствам, из идентичности свойств вы­водить генетические связи (свя

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
еще только формируется. Каждый исследователь работа­ет "сам по себе". Худшее заключается в том, что выдвину­тые ad hoc* теории познания искусства объявляют эту си­туацию неизменной. Говор

К обоснованию и разработке "второй" науки об искусстве
Новое понятие произведения Среди различных предметов, которые должна исследо­вать вторая наука об искусстве, отдельные художествен­ные создания занимают особое место именно потому,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
когда она рассматривается при "эстетической" уста­новке, и вполне определенными художественными свой­ствами лишь тогда, когда ее рассматривают при вполне определенной эстетической уста

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 83  

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 85  

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 87   Верно, что при этом вместо первоначального художе­ственного создания возникло другое; до понима

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
определенной установке, в которой виртуально концен­трируется вся историческая ситуация. И то, что может рассматриваться в качестве отдельного целостного произ­ведения, определяется опять-та

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IV история искусства как история искусства | 95   заданные этой установкой свойства. Спрашивать о дру­гих свойствах бессмысленно, это прямой путь

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
становимся таким образом независимыми от большого пла­ста теорий, без которых в противном случае едва ли смогли бы обойтись и которые особенно опасны именно потому, что лишь с трудом признаются в к

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всех описанных здесь новых тенденциях, часто превратно понимались историками искусства старой школы в том смысле, будто теперь наука об искусстве должна стать "натуралистической". Эти под

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа 121   Тривиальная ошибка состоит в том, что "дух эпохи" по­лагается в качестве порождающего начала этой

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
ской скульптуре и живописи". Казалось бы, для духовно-исторического рассмотрения готического собора ближай­шим исходным пунктом должна была бы стать та глу­бокая перемена, которая столь явстве

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
V история искусства как история духа I 127   произведением. Совершенство в этом мире есть асимпто­та, так что художник неизменно вновь должен нач

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
гичными духовными явлениями эпохи. Если она, напри­ мер, с помощью бесплотной спиритуальности пытается вновь оживить тело художественного произведения, ли­ шившееся вследствие формалист

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации 139  

I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
всем этим вещам можно научить, что их можно передать и пересадить на другую почву. Критерий оформленности требует, чтобы замышленное художником было действительно "выражено&quo

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 159   верной. И от решения этой задачи не может уклониться никто. Весь прогресс современной истории искусств

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VI проблемы интерпретации | 183   видении и стремится к своему воплощению. Определить это является проблемой из проблем для интерпретатора

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
лицо привлекает лишь молодостью и своим выражением. Зато художник выделен из будничного окружения празд­ничным одеянием. Подобно тому как наряду со спокойным противопоста­влением третьего

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации 207  

Amp;1& I ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VII два примера интерпретации | 213   полагает

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
VIII проблема истины 219   вполне в духе теории множеств, существуют целые "мно­жества" символов, которые не могут символизировать ни Христа,

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
viii проблема истины | 231   в нас и вне нас)"157. Чтобы обрести ее, нужно "дать злу выйти из состояния потаенности и рассея

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 253   мы знаем теперь и

ГАНС ЗЕДЛЬМАЙР
IX проблема времени | 255   Plonger au fond du gouffre, Enfer ou Ciel, qu'importe? Au fond de l'lnconnu pour trouver du nouveau!173

В. В. БИВИХИН
Воплощение, мир — два больших слова во главе теории искус­ства у Ганса Зедльмайра (1896-1984). Они конечно не объясняют художественную продукцию, наоборот, делают ее вдвойне загад­кой. Чего простом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги